Публикации Методика индивидуальной подготовки об обучающихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика индивидуальной подготовки об обучающихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы
Автор: Домрачева Екатерина Антоновна

Методика индивидуальной подготовки об обучающихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школыВ настоящее время итоговая аттестация в основной школе играет важную роль для выбора дальнейшего пути развития обучающихся. Существует ряд учеников, которые по тем или иным причинам не усваивают полный объём знаний на уроках математики. В рамках школьного процесса не всегда получается уделить время для занятий с каждым учеником индивидуально. Поэтому остро стоит проблема индивидуальной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике.Целью данной работы является разработка индивидуальной методики подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике за курс основной школы, основанной на определении уровня мотивации обучающегося и желаемого результата сдачи экзамена, и проверка её эффективности на практике. Для того, чтобы подготовка имела индивидуальный характер, необходимо провести входную диагностику уровня знаний, обучающихся по математике, опрос о желаемых результатах сдачи итогового экзамена. По итогам проведенной работы выбрать подходящую систему подготовки.В процессе решения предложенных заданий можно определить как уровень знаний обучающегося, так и его мотивацию для достижения цели – сдачи итогового экзамена.Каждый ученик должен четко понимать, что для него важно при подготовке к ОГЭ: получение знаний или просто набор минимального количества баллов, необходимых для сдачи экзамена. Какими могут быть мотивирующие факторы? К ним обычно относят: познавательный интерес, заинтересованность обучающегося в достижении результата учения, ориентация ученика на отметку и другие формы поощрения. Один из основополагающих мотивов — интерес. Поэтому, желательно, чтобы в систему упражнений, кроме задач на закрепление базовых умений также включались задания, направленные на развитие интереса к предмету. Они способствуют развитию смекалки и нестандартного мышления. Итак, основная задача учителя – мотивировать обучающихся к систематическим и серьезным занятиям. При этом особое внимание следует уделить внутренней мотивации: чем более осознанно ребенок подходит к процессу обучения, чем яснее понимает важность итогового результата, тем лучшего результата он добьется.При подготовке к ОГЭ необходимо сформировать у обучающихся:
  • Читательскую грамотность - умение правильно и грамотно читать условие задачи и понимать его содержание.
  • Математическую грамотность - понимание смысла математического языка и перевода его на понятный для обучающегося язык.
  • Навыки устного счета.
  • Психологическую готовность к сдаче итогового экзамена.
  • Развитие памяти и внимания.
  • Навыки самоконтроля.
  • Четкую мотивацию для достижения желаемого результата.
  • В ходе работы автор разрабатывает систему заданий, направленных на повышение уровня знаний и компетенций, подходящих для каждого конкретного ученика.Для определения начального уровня знаний автор разработал комплекс заданий, который предлагает решить обучающемуся на первом занятии. По результатам данной работы, обучающихся можно условно разделить на группы:1 группа. С уровнем знаний и умений по математике ниже среднего2 группа. Со средним уровнем знаний и умений по математике3 группа. С высоким уровнем знаний и умений по математикеДля каждой группы четко определены границы знаний и умений обучающегося, его компетенции. К первой группе относятся обучающиеся с вычислительными навыками на низком уровне, представление о геометрических понятиях поверхностное, непонимание математического языка.Ко второй группе относятся обучающиеся, которые умеют вычислять; умеют решать устно простые примеры ; у них есть представление о базовых геометрический понятиях; они умеют решать простые уравнения и неравенства; знают формулы сокращенного умножения.Обучающиеся из третьей группы владеют приёмами устного счета; умеют решать устно простые уравнения и неравенства; имеют представление как решать уравнения, неравенства и их системы разного уровня сложности; знают большинство теорем, определения и свойства фигур, умеют решать геометрические задачи из 1 части ОГЭ, знают формулы сокращенного умножения и умеют их применять.Исходя из того, в какую группу попал обучающийся, выбираем одну из трёх систем подготовки. Для каждой системы прописан свой набор знаний, умений и навыков, которыми обучающийся должен овладеть в процессе подготовки к итоговому экзамену. Каждая система включает набор заданий, направленных на формирование необходимых компетенций.В процессе подготовки, часто обучающиеся усваивают необходимые знания, и тогда, целесообразно использовать систему заданий следующего уровня для повышения итогового результата. Но и это не главное! Научить механически решать любую задачу можно практически любого ученика, а вот вселить в него уверенность в своих силах может не каждый педагог. В этом и состоит главное предназначение педагога! Этой цели можно добиться благодаря работе с родителями, выявлению сильных сторон обучающегося и постоянной демонстрации его собственных способностей.Все люди разные, поэтому каждый воспринимает информацию по-разному: визуально, на слух, тактильно или с используя нескольких способов одновременно. Это необходимо учитывать при подборе заданий на начальном этапе. А в процессе подготовки развивать другие способы восприятия материала.Представление информации можно разделить на следующие виды:
  • Текстовая - представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения.
  • Числовая - сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая (акустическая) - устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другом, а также различные аудиозаписи.
  • Графическая - схемы, графики, рисунки и прочие изображения.
  • Видеоинформация – видео ролики, с иллюстрацией различных теорем по геометрии, а также видео уроки.
  • Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание. Поэтому важно уметь один и тот же материал представлять в разных формах.В работе представлен набор заданий для каждой из групп обучающихся, в которых представляет варианты заданий в виде текста, числовых выражений, графическим способом и восприятие информации на слух.Важным аспектом подготовки также является доброжелательное отношение педагога к обучающимся. Каждый ученик имеет свои особенности восприятия информации, если один ученик воспринимает информацию с первого раза, и после объяснения новой темы сразу же приступает к решению, то другому необходимо повторить несколько раз. Это невозможно делать в рамках обучения в школе, поэтому индивидуальный подход так важен. Психологические особенности состоят не только в восприятии информации, но и в сроках её усвоения и качестве запоминания. Причины, по которым тот или иной ученик не усвоил материалы школьной программы по математике могут быть не известны, но к желаемому результату педагог должен подвести каждого. Для проверки эффективности предложенной методики был выбран U-критерий Манна-Уитни. Данный критерий является непараметрическим, поэтому не требует наличия нормального распределения сравниваемых совокупностей. U-критерий подходит для сравнения малых выборок. Бил получен результат : UкрUэкс , поэтому принимается гипотеза Н1. Таким образом, доказали, что предложенная методика подтвердила свою эффективность.
    -