Публикации Социо-игровой подход как эффективное средство мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социо-игровой подход как эффективное средство мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями
Автор: Наймушина Юлия Сергеевна

Социо-игровой подход как эффективное средство мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностямиЮ.С.Наймушина, педагог-психолог ,МБОУ «СОШ № 16» с УИОП г. ЛысьваОдной из проблем, стоящих перед педагогами образовательных организаций является повышение уровня учебной мотивации обучающихся. Эта проблема характерна для всех ступеней образования: от дошкольного до профессионального.Одном из подходов, который успешно может решить проблему мотивации, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, является социо-игровой подход в образовании. Авторами социо-игрового подхода в образовании являются В.М, Букатов, Е.Е Шулешко, А.П. Ершова.Основная идея социо-игрового подхода: организация совместной деятельности, в которой ребенок хочет заниматься и в которой он: слушает, смотрит, говорит и делает.К правилам социо-игрового подхода относят: - работа малыми группами,- смена лидерства, - перемещение при смене мизансцен;- смена темпа и ритма деятельности;- интеграция видов деятельности;- полифония (ориентация на развивающий эффект).Работа малыми группами предполагает объединение детей по 3-6 человек разнообразными способами: по желанию, по цвету глаз, одежды и др.;- по выбранным одинаковым геометрическим фигурам, картинкам с изображением животных, растений, предметов одежды, которые можно объединить по какому-либо признаку в одну группу и т.п.;- объединение путем образования целого: разрезные картинки, сюжетные картинки, по которым можно составить рассказ;- расчёту на 1, 2, 3; по частям суток и т.п.Смена лидерства в группах. В каждой малой выбирается лидер, который распределяет действия участников в группе, контролирует время выполнения задания, озвучивает результат.Выбор лидера осуществляется участниками группы (по желанию, по метке на картинке, по считалке, самый высокий-самый низкий и т.д.).На каждом игровом этапе лидер меняется.Перемещение при смене мизансцен. Во время проведения игр-заданий предусматривается в пространстве перемещение команд помещения. Одни игры-задания могут выполнятся у окна, другие – за столами, третьи - сидя на ковре и т.д.Смена мизансцены помогает участникам команд переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их коммуникативная и познавательная деятельность.Смена темпа и ритма. Менять темп деятельности помогает ограничение во времени с помощью песочных часов, электронного таймера в презентации, длительности звучания музыки, счета ведущего и т.д. Чередование игровых действий должно быть различным по длительности.Для смены ритма деятельности используются задания, подразумевающие выполнение и озвучивание хором, по одному, тихо или громко, с помощью жестов и т.д.Интеграция видов деятельности предполагает, что на одном занятии с детьми организуются несколько видов деятельности: коммуникативная, творческая, игровая, художественно-эстетическая и другие.Правило полифонии предполагает решение одновременно нескольких задач: развитие мышления, внимания, памяти, словаря и образности речи, произвольности, скорости двигательной реакции, креативности, коммуникативных умений и т.д.Социо-игровой подход может быть реализован в виде:1. социо-игрового сеанса, который включает последовательное проведение игр:- игр для создания рабочего настроя;- игр-разминок- игр творческого самоутверждения- игр социо-игрового приобщения к делу- игр вольных2. в виде занятия или урока с использованием отдельных элементов социо-игрового подхода. Предлагаем вам более подробно познакомиться с играми.Назначение игр для создания рабочего настроя – создание такой атмосферы в группе обучающихся, которая способствует вовлечению всех участников в деятельность, снимает психологическую напряженность.Игры «разминки-разрядки» - носят характер соревнования, несерьёзного выигрыша. Упражнения «творческого самоутверждения» представляют собой творческие задания: подготовка коллажей, сценок, рисунков, исполнение стихов по ролям, составление рассказов и т.п. К группе заданий-упражнений «социо-игрового приобщения к делу» относят игры-задания, которые могут быть дополнены учебным материалом. Это могут быть задания на различение, запоминание и т.п. Пятая группа упражнений - «игры вольные». Включает подвижные игры-задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Их удобнее выполнять в просторном помещении: в музыкальном, спортивном зале, на школьном стадионе. Модификации «вольных игр» можно проводить в групповой комнате, классе. Игры модифицируются педагогами в соответствии с темами программы, наполняются предметным содержанием.В нашей школе некоторые педагоги используют социо-игровой подход в неурочных занятиях, при организации родительских собраний.Социо-игровой подход может применяться педагогами в начальной, основной школе. В. Букатовым, А.П. Ершовой изданы пособия по использованию социо-игрового подхода на уроках физики, математики, географии, биологии, химии, в начальных классах.Социо-игровой подход позволяет педагогу:- уйти от позиции «всевидящего и всезнающего»;- сделать образовательный процесс более увлекательным, индивидуализированным и практико-ориентированным для обучающихся; - развивать у обучающихся активную жизненную позицию, самостоятельность, творчество; - поощрять в обучающихся социализированную коммуникацию, компромиссность и желание узнавать новое.
-