Публикации
Основы управления педагогическими системами
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основы управления педагогическими системами
Автор: Елена Владимировна Погоня
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основы управления педагогическими системами
Автор: Елена Владимировна Погоня
МУ «Управление культуры г. Тирасполя»МОУ ДО «Детская школа искусств им. С.В. Рахманинова»Методическая работа «Основы управления педагогическими системами.Функции управления»Выполнена зам. директора по УВРПогоня Е.В.г. Тирасполь, 2024г.ПланВведение1. Общая характеристика внутришкольного управления.2. Функции управления.Заключение Список литературыВведениеСостояние развития современной педагогики обусловливает необходимость обращения к теории управления для разрешения имеющихся проблем.Основная парадигма современной педагогики отражает понимание человека не как средства понимания цели, а как саму цель: содействие развитию человека.Сопоставление эволюции управленческой мысли и педагогических идей приводит к выводу об их идентичности. Направления развития педагогических идей хорошо известны из истории педагогики. Представим развитие идей в менеджменте человеческих ресурсов.Одна из важнейших функций менеджмента - сделать продуктивными вверенные ему человеческие ресурсы. Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трёх принципиально различных инструментов управления. Первый – это организация, иерархия управления, где основным средством является воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второй – это культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности управления. Третий – это рынок, рыночные отношения, основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.В социальных экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдаётся приоритет.1. Общая характеристика внутришкольного управленияПод управлением понимается целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результатаСубъектами управления в образовательном учреждении выступают руководители (директор и его заместители), учителя, учащиеся, родители. Все они составляют управляющую и управляемую подсистемы. Предполагается, что в современных условиях менеджмент должен использоваться не только ка система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы.Цель управления заключается в совершенствовании принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.Под принятием управленческого решения понимается принимаемый самостоятельно каждым субъектом управления план действий.В теории менеджмента выделяются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичные функции объединены процессами коммуникации и принятия решений. Такой процессный подход к определению функционального состава менеджмента принят среди специалистов всех сфер деятельности.В настоящее время распространяется ситуационный подход. Классический процессный подход получил своё развитие в теориях ситуационного управления. В совокупности они дают возможность вычленить и другие функции управления, например. Постановку цели, коммуникацию, стимулирование, которые не выделены в классической интерпретации функционального состава.С учётом современных условий выделяют следующие основания для определения функционального состава:1. системное, рассматривающее любую организацию как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды;2. процессное, рассматривающее управление как непрерывную систему взаимосвязанных управленческих функций;3. информационное, предусматривающее обеспечение руководителей и исполнителей информацией для принятия решений;4. коммуникационное, предусматривающее систему установления связей и взаимодействия для обмена информацией между двумя и более людьми;5. координационное, обеспечивающее систему установления взаимодействия элементов различных уровней в соответствии с их полномочиями;6. мотивационное, стимулирующее процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.Выделенные основания являются достаточными для определения состава и содержания функций управления школой с учётом её специфических особенностей как социально-педагогической системы. Среди них вычленяют информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную функции.Функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором будет цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и диагностической оценки фактических результатов. Позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.В каждой функции управления в свёрнутом, уменьшенном по объёму виде циклически проходят всё те же этапы, которые можно определить как подфункции.2. Функции управленияРассмотрим сущность выделенных функций и определим направление их более эффективно реализации в управлении школой.Информационно-аналитическая функция.Обновление управления общеобразовательной школой связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Одной из основных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность её функционирования, является коммуникативность, характеристика, циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень её централизации, источники получения, выход на уровень принятия решений). Требования к этим характеристикам резко повышаются в условиях демократизации жизни школы. Поэтому очень важно предъявлять к отбору информации повышенные требования: информация должна быть максимально полной по своему объёму, предельно конкретной.Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школах необходимо определить её содержание. Объём. Источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления. Далее нужно решить, в какой форме и где эта информация будет храниться и как использоваться. Для каждой из подсистем – управляющей и управляемой – выделяются три уровня информации. Для школы выделяются следующие уровни: административно-управленческий (директор и заместители), коллективно-коллегиального управления (совет школы, педсовет, общественные организации и пр.), ученического самоуправления.Повышение эффективности управления школой необходимо начинать с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководители школы должны иметь обязательный объём информации о состоянии и развитии техпроцессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности. Для создания банка данных вся тематическая информация делится на несколько блоков: качество знаний и качество преподавания; уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы для создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях и др. Циклограмма запросов той или иной информации должна найти место и применение в текущем и перспективном планировании работы школы, что положительно скажется на принятии управленческих решений.Управленческая деятельность руководителей школы и органов самоуправления формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности каждого звена школы в целом.Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.В условиях повышения ответственности каждого участника педагогического процесса за конечные результаты общей деятельности школы важное место в практике менеджера образования занимают вопросы формирования у учителей умения проводить самоанализ урока и внеурочной воспитательной работы.Основные этапы изучения и анализа урока: подготовка руководителя школы к посещению урока; непосредственное наблюдение хода урока; самоанализ урока учителем; анализ и оценка урока руководителем школы; использование результата анализа и самоанализа урока в управлении школой.Вместе с тем школьный менеджер должен уметь проводить самоанализ собственной управленческой деятельности, оперативно выявлять и корректировать возникающие проблемы, анализировать результаты работы школы. В проведении педагогического анализа конечных результатов деятельности школы выделяют четыре основных этапа.Первый этап – определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году.Второй этап – структурно-функциональное описание предмета анализа.Третий этап – анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление – причина – условие – следствие. Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимодействии одной системы с другой или элементов данной системы. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.Заключительный этап. Здесь определятся степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период.Мотивационно-целевая функция. Имеется множество определений понятия «цель». Одним из инвариантных признаков, на который указывают при определении цели, является образ будущего результата. Который по форме отражения может быть представлен либо в виде образов и моделей, либо в виде понятий, суждений, умозаключений. Образ будущего результата становится целью только тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результата или приблизиться к нему. Цель – это осознанный желаемый результат.Выбор цели – исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. По источнику и способу образования цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно. Либо внешними, если они задаются извне.Степень ясности цели и её понимания определяется мерой осознания ряда частных аспектов. К их числу следует отнести представление об ожидаемых и фактических результатах, объективных и субъективных условиях реализации целей, их выполнимости или неосуществимости с точки зрения внешних и внутренних возможностей, соотношения целей с потребностями, мотивами и др.Технология целеобразования приобретает различные формы. Основными из них являются: усвоение целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в цели; замена целей, когда запланированный результат не получен или достигнут не полностью; преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели.Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива чётко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом. Обеспечить всем участникам педагогического процесса способы и средства удовлетворения этих потребностей – важнейшая задача школьных менеджеров.Планово-прогностическая функция. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность. Направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Системный подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления. Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (комплексно-целевых программ). Целевая программа составляется в школе под реализацию «кричащих» проблем, которые нужно решать немедленно. Ядро целевой программы – генеральная цель, декомпозированная на задачи, доведённая до каждого школьного подразделения и исполнителя.Организационно-исполнительская функция. Во всей цепочке этапов управленческого цикла это особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития объекта. она объективно принадлежит каждому циклу управления и несёт в себе основной потенциал социального преобразования школы.Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.Повысить эффективность системы организационных отношений на всех уровнях управления школой – важнейшая задача школьного руководителя.Методы, закладываемые в структуру организационно-исполнительской деятельности, должны учитывать специфичность объекта и субъекта управления в системе взаимодействий и разделяться по целенаправленности (прямые и опосредованные), по формам (индивидуальные и коллективные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, материальные, дисциплинарные и др.).Широко применяемая форма организации – матричная, используется в условиях реализации сложных проектов или непрерывных программ. Матричная организация представляет собой простой, гибкий и динамичный способ объединения специалистов, обладающих различными функциональными знаниями, опытом и квалификацией, в программно-целевые группы. такая форма организация деятельности построена на горизонтальном принципе взаимодействия её членов и может быть с успехом применена в работе школ при различных нововведениях.Оптимизация управления школой есть не что иное, ка переход к управлению через построение организационных автономных самоуправляемых систем к предельной конкретизации деятельности на всех иерархических уровнях.Контрольно-диагностическая функция. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ и других образовательных учреждений.Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям и запросам развивающейся личности.Выделяют три этапа диагностирования тех или иных явлений и процессов в управлении школой.Первый этап – предварительный, предположительный диагноз.Второй этап – уточняющий диагноз, опирающийся на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного исследования различных методов наблюдения.Третий этап – процесс диагностирования. Который завершается окончательным диагнозом, заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении.Педагогическая диагностика понимается ка одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ученик, деятельности учителя или руководителя школы.Процесс управления требует надёжной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне именно контроль как технологическая услуга с позиций менеджмента в школе в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.Регулятивно-коррекционная функция. Её можно определить как вид деятельности по внесению коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания её на запрограммированном уровне. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются спецификой управляемого объекта. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя её в соответствие с новыми условиями. Личностно-ориентированный подход в этих процессах имеет особую роль. Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Признаками таких отклонений являются необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибочно принятые решения, плохое исполнение и недостатки в системе контроля и оценки результатов.Эффективность организационного регулирования измеряется, прежде всего тем, насколько удаётся с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению. В этом направлении результативными являются дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школахЗаключение Искусство управления деятельностью образовательного учреждения предполагает готовность к преобразованиям и развитию определенных областей образовательной среды, а также, наряду с использованием апробированных технологий обучения, воспитания - радикальное обновление представлений о теоретических основах знаний и практических навыков деятельности. Управленческая деятельность в области экспериментальных программ непременно сопряжена с риском, с множественностью расхождения гипотетических целей и задач, реальных результатов.Таким образом, сущность педагогического менеджмента заключается в оперативной корректировке способов и методов обучения, обеспечивающих учащемуся успех в познании и освоении учебной информации. Эффективность управленческой деятельности измеряется, прежде всего, тем насколько рационально удастся выполнение вышеперечисленных функций педагогического менеджмента.Список литературы1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М.Коджаспирова.- М.:КноРус, 2010.- 740с.2. Красношлыкова, О.Г. Государственно-правовые основы социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс ]: учебно-методические материалы/ О.Г.Красношлыкова, Е.В.Филатова.- Кемерово, 2008.3.Панферова, Н.Н. Управление в системе образования [Текст]: учебное пособие / Н.Н.Панферова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 248с.4. Современные образовательные технологии: психология и педагогика [Текст]: кн.9 /[Е.А.Александрова и др.]; под общ.ред. Е.В.Коротаевой, С.С.Чернова.- Новосибирск: ЦРНС, 2010. – 208с.5.Солнцева, Н.В. Управление в педагогической деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.В.Солнцева. – М: Флинта, 2012.-120с.
