Публикации
Разработка открытого урока
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка открытого урока
Автор: Пивоварова Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка открытого урока
Автор: Пивоварова Ирина Анатольевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств №2»г.о.Кинель Разработка открытого урока на темуКомплексный подход к развитию творческого потенциала учащегося Подготовила: Пивоварова И.А. – преподаватель первой квалификационной категории Кинель 2024Тема:Комплексный подход к развитию творческого потенциала учащегосяТип урока:Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практикеВид урока – индивидуальный.Цель урока:Развитие у учащихся навыков, направленных на формирование образно- слуховых представлений и активизацию внутреннего слухаЗадачи урока:Образовательные:закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика), продолжить формирование практических навыков активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитательныевоспитывать усидчивость, собранность воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус Развивающие:Расширение музыкального кругозора Развитие двигательно-игровых навыков Формирование навыка чтения с листа План урока: Организационный момент Теоретические сведения Подготовительные упражнения Работа над произведениями Контрольное проигрывание Подведение итогов урока. Домашнее задание Пояснительная запискаНа любом этапе обучения умение слушать и слышать свою игру является одним из важнейших компонентов развития исполнительских навыков учащихся. С самых первых занятий нужно развивать направленное внимание на осознанное художественное и музыкальное исполнение.Преподаватель должен добиваться осознанной реакции ученика на собственное исполнение, научить оценивать результат своего труда. Осознанность слуховых представлений предполагает:Знание элементов музыкальной речи и их смысла Понимание структурных принципов строения музыкальной речи Необходимо научить ученика видеть и слышать эти элементы в нотном тексте, и понимать их взаимодействие между ними, развивать внутренний слух. Методы развития внутреннего слуха:Мысленное интонирование – пропевание мелодии вслух, а потом «про себя», мысленно Сольфеджирование- пение с названием нот формирует зрительно-слуховые связи с клавиатурой Беззвучная игра прикосновением к нужным клавишам – активизирует слуховые восприятия через двигательные реакции Игра, не глядя на клавиатуру - обостряет слуховые ощущения. Ход урока.Подготовительные упражненияУпражнение Ганона для достижения независимости, силы и равномерного развития пальцев. На растяжку между 5 и 4 пальцами. Нужно хорошо отделять и поднимать пальцы, чтобы каждая нота была слышна отчётливейшим образом. Упражнения «В правой руке восемь аккордов». «В левой руке восемь аккордов». Предварительно работаем над терциями разными пальцами: 1-3; 2-4; 3-5 правой и левой руками. Когда одновременно звучит больше чем два звукаэто аккорд». Итальянское слово «Accordo» означает – «согласие», поэтому звуки в аккорде должны звучать, слитно, созвучно друг с другом. Нужно добиваться взятия аккорда пальцами, как всё что мы берём в руку, без предварительного ощупывания клавиш, без лишних движений руки. Добиваемся игры всей рукой от плеча.Работа над этюдом. И.Беркович Этюд №17После исполнения ученица рассказывает впечатление о своей игре. Обсуждаем, что удалось, какие недочёты и как их исправить. Добиваемся ровного звучания, подкреплённого слуховым контролем. Работа над левой рукой. Следить за аккуратностью и чёткостью исполнения в правой руке. Игра беззвучным методом. Найти нужное игровое ощущение помогает способ игры на крышке инструмента. Способ выполнения упражнения:- Закругли пальцы сначала правой, потом левой руки и держи их над закрытой крышкой пианино. Нажимай кончиками пальцев на поверхность крышки и плавно «переступай» с одного пальца на другой: со второго на третий, с третьего на четвертый, с четвертого снова на третий, а с третьего на второй. Палец отрывай от крышки только тогда, когда очередной палец уже начал «наступать» на поверхность крышки. Следить, чтобы эти два момента совпали – один палец поднимается с крышки, но в этот же момент другой палец уже начинает нажимать на крышку. Внимание учащихся направляется на выработку навыка связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев, вместе с тем, кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. Играем с закрытыми глазами для активизации внутреннего слуха.Потом пропеваем правую руку с названием нот, интонируя каждую нотку. Добиваемся выразительного звучания, подкреплённого слуховым контролем.И.Витхауэр Гавот ля минор. Что такое гавот? Проводим анализ произведения. Определяем характер (танцевальный). Какой темп, размер. Повторяем, что такое F, Р, реприза. Делим на части, находим мотивы (вопрос-ответ), пропеваем их. Концы фраз играем тише, аккуратно, не бросать, Следить за 5 пальцем играть аккуратно, без лишних движений. В.Раутио Танец. Достаточно ли знать тест музыкального произведения и играть его без ошибок? Конечно нет! Мы, как художники должны раскрасить чёрно-белую картину в различные цвета, чтобы картина получилась красивая и производила впечатление. Какой характер, какими средствами это передается в музыке? Работа по фразам. Поиск решения звуковых задач, пианистических приёмов.Особенность движения руки и мышечное ощущение при игре Staccato заключается в умении извлекать короткий, отрывистый звук. Повторяем «Ёжика» Д.Кабалевского. Добиваемся легкой, отрывистой игры благодаря слиянию однотипного, ритмического рисунка с однотипным пианистическим движением.М.Шишкин, пер.О.Геталовой «Ночь светла». Игра ученика в ансамбле с педагогом – обязательный компонент начального обучения. Обучение ансамблевой игре активизирует восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. Пропеваем песню :Ночь светла, над рекой тихо светит луна,И блестит серебром голубая волна.Тёмный лес… Там в тиши изумрудных ветвейЗвонких песен своих не поёт соловей.Работаем по фразам над legato. Недостаток- качает руками. пытаемся Чтение с листа. Развивает внимание, сосредоточенность, реакцию. Проверяем знание нот, ключевых знаков. Ученица сама оценивает свою работу. Формируем домашнее задание Заключение.Воспитание слухового внимания к собственному исполнению является неотъемлемой частью каждого урока и на любом этапе работы над музыкальным произведением. Нужно научить маленького музыканта бережно относиться к извлечению каждого звука. Любить и понимать музыку.