Публикации Разработка открытого урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка открытого урока
Автор: Пивоварова Ирина Анатольевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств №2»г.оинель Разработка открытого урока на темуКомплексный подход к развитию творческого потенциала учащегося Подготовила: Пивоварова И.А. – преподаватель первой квалификационной категории Кинель 2024Тема:Комплексный подход к развитию творческого потенциала учащегосяТип урока:Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практикеВид урока – индивидуальный.Цель урока:Развитие у учащихся навыков, направленных на формирование образно- слуховых представлений и активизацию внутреннего слухаЗадачи урока:Образовательные:
  • закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия,   динамика),
  • продолжить формирование практических навыков
  • активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.
  • Воспитательные
  • воспитывать усидчивость, собранность
  • воспитывать любовь к музыке,
  • воспитывать эстетический вкус
  • Развивающие:
  • Расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Формирование навыка чтения с листа
  • План урока:
  • Организационный момент
  • Теоретические сведения
  • Подготовительные упражнения
  • Работа над произведениями
  • Контрольное проигрывание
  • Подведение итогов урока. Домашнее задание
  • Пояснительная запискаНа любом этапе обучения умение слушать и слышать свою игру является одним из важнейших компонентов развития исполнительских навыков учащихся. С самых первых занятий нужно развивать направленное внимание на осознанное художественное и музыкальное исполнение.Преподаватель должен добиваться осознанной реакции ученика на собственное исполнение, научить оценивать результат своего труда. Осознанность слуховых представлений предполагает:
  • Знание элементов музыкальной речи и их смысла
  • Понимание структурных принципов строения музыкальной речи
  • Необходимо научить ученика видеть и слышать эти элементы в нотном тексте, и понимать их взаимодействие между ними, развивать внутренний слух. Методы развития внутреннего слуха:
  • Мысленное интонированиепропевание мелодии вслух, а потом «про себя», мысленно
  • Сольфеджирование- пение с названием нот формирует зрительно-слуховые связи с клавиатурой
  • Беззвучная игра прикосновением к нужным клавишам – активизирует слуховые восприятия через двигательные реакции
  • Игра, не глядя на клавиатуру - обостряет слуховые ощущения.
  • Ход урока.Подготовительные упражнения
  • Упражнение Ганона для достижения независимости, силы и равномерного развития пальцев. На растяжку между 5 и 4 пальцами. Нужно хорошо отделять и поднимать пальцы, чтобы каждая нота была слышна отчётливейшим образом.
  • Упражнения  «В правой руке восемь аккордов».  
  • «В левой руке восемь аккордов».   Предварительно работаем над терциями разными пальцами: 1-3; 2-4; 3-5 правой и левой руками. Когда одновременно звучит больше чем два звукаэто аккорд». Итальянское слово «Accordo» означает – «согласие», поэтому звуки в аккорде должны звучать,  слитно, созвучно друг с другом.   Нужно добиваться взятия аккорда пальцами,  как всё что мы берём в руку, без предварительного ощупывания клавиш, без лишних движений руки. Добиваемся игры всей рукой от плеча.
  • Работа над этюдом.
  • И.Беркович Этюд №17После исполнения ученица рассказывает впечатление о своей игре. Обсуждаем, что удалось, какие недочёты и как их исправить. Добиваемся ровного звучания, подкреплённого слуховым контролем. Работа над левой рукой. Следить за аккуратностью и чёткостью исполнения в правой руке. Игра беззвучным методом. Найти нужное игровое ощущение помогает способ игры на крышке инструмента. Способ выполнения упражнения:- Закругли пальцы сначала правой, потом левой руки и держи их над закрытой крышкой  пианино.  Нажимай кончиками пальцев на поверхность крышки и плавно «переступай» с  одного пальца на другой: со  второго  на третий, с третьего на  четвертый, с четвертого снова на третий, а с третьего на второй. Палец отрывай от крышки  только тогда, когда  очередной палец уже начал «наступать»  на поверхность крышки.   Следить, чтобы эти два момента совпали – один палец поднимается с крышки, но в этот же момент другой палец уже начинает нажимать на крышку.  Внимание учащихся направляется на выработку навыка  связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев, вместе с тем,   кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. Играем с закрытыми глазами для активизации внутреннего слуха.Потом пропеваем правую руку с названием нот, интонируя каждую нотку. Добиваемся выразительного звучания, подкреплённого слуховым контролем.
  • И.Витхауэр Гавот ля минор. Что такое гавот? Проводим анализ произведения. Определяем характер (танцевальный). Какой темп, размер. Повторяем, что такое F, Р, реприза. Делим на части, находим мотивы (вопрос-ответ), пропеваем их. Концы фраз играем тише, аккуратно, не бросать, Следить за 5 пальцем играть аккуратно, без лишних движений.
  • В.Раутио Танец. Достаточно ли знать тест музыкального произведения и играть его без ошибок? Конечно нет! Мы, как художники должны раскрасить чёрно-белую картину в различные цвета, чтобы картина получилась красивая и производила впечатление. Какой характер, какими средствами это передается в музыке?
  • Работа по фразам. Поиск решения звуковых задач, пианистических приёмов.Особенность движения руки и мышечное ощущение при  игре Staccato заключается в умении извлекать короткий, отрывистый звук. Повторяем «Ёжика» Д.Кабалевского. Добиваемся легкой, отрывистой   игры  благодаря слиянию однотипного,  ритмического рисунка с однотипным пианистическим движением.
  • М.Шишкин, пер.О.Геталовой «Ночь светла». Игра ученика в ансамбле с педагогом – обязательный компонент начального обучения. Обучение ансамблевой игре активизирует восприятие  музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной  выразительности. 
  • Пропеваем песню :Ночь светла, над рекой тихо светит луна,И блестит серебром голубая волна.Тёмный лес… Там в тиши изумрудных ветвейЗвонких песен своих не поёт соловей.Работаем по фразам над legato. Недостаток- качает руками. пытаемся
  • Чтение с листа. Развивает внимание, сосредоточенность, реакцию. Проверяем знание нот, ключевых знаков. Ученица сама оценивает свою работу.
  • Формируем домашнее задание
  • Заключение.Воспитание слухового внимания к собственному исполнению является неотъемлемой частью каждого урока и на любом этапе работы над музыкальным произведением. Нужно научить маленького музыканта бережно относиться к извлечению каждого звука. Любить и понимать музыку.