Публикации Разработка открытого урока «Работа над полифонией в классе обязательного фортепиано»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка открытого урока «Работа над полифонией в классе обязательного фортепиано»
Автор: Гаина Анна Владимировна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств №2»г.оинельОткрытый урок на тему:«Работа над полифонией в классе обязательного фортепиано» Выполнила:преподаватель фортепианоГаина Анна ВладимировнаКинель 2024гЦель урока:Развитие полифонических навыков.Задачи урока:Образовательные:Обучить основным навыкам поэтапного разбора произведения.Показать способы работы над полифонией.Развить полифоническое мышление учащихся.Воспитательные:Воспитать исполнительскую культуру в произведениях полифонического склада.Развивающие:Развитие познавательного интереса учащихся и творческих способностей.Повышение качества знаний. Введение Все педагоги – музыканты, а пианисты в особенности, всегда считали полифоническую работу одной из самых сложных. Это можно объяснить тем, что с детства родной речью, на которой воспитывается наш слух, является речь гомофоничная. Полифоническая музыка, а особенно имитационная не звучит в нашем быту. Такая музыка является необычной для детей, не связана с их повседневными слуховыми впечатлениями и поэтому трудна для восприятия и тем более для исполнения. Равнодушие учеников к работе над полифонической музыкой известно всем педагогам ДШИ. Как часто начинающие музыканты воспринимают это как скучные, трудные упражнения двумя руками! В результате – сухое, безжизненное исполнение. Поэтому надо помнить: успех зависит от верности первых шагов, от умения подобрать доступный, привлекательный материал индивидуально для каждого ученика, который поможет раскрыть характер, содержание каждой исполняемой пьесы..Начальные годы обучения в детской музыкальной школе, как известно, оказывают глубокое воздействие на ученика и считаются самым решающим и ответственным этапом в формировании будущего пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке, следовательно, и к музыке полифонической.Развитие полифонического слуха и полифонического мышления является одним из важнейших моментов воспитания музыкальной культуры учащихся. Уже с первых шагов обучения ученики проходят пьесы старинных, русских и советских композиторов, в которых есть элементы полифонии. Если ученик с первого класса получает правильные пианистические навыки, то и полифонический репертуар он воспринимает и исполняет осмысленно и содержательно.В результате работы над такими произведениями у учеников накапливаются нужные навыки, позволяющие перейти, в средних и старших классах, к изучению более сложной имитационной полифонии, в частности, к полифонии И.С.Баха.Трудно переоценить роль и значение Баховских сборников: «Нотная тетрадь А.М.Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», а в дальнейшем «Пятнадцать двухголосных и Пятнадцать трехголосных инвенций» в становлении учащихся, как будущих музыкантов.Общепризнано, что преподавание И. С. Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что ученики относятся к полифоническим произведениям И. С. Баха как к музыке сухой и скучной. Научить ребенка любить музыку И. С. Баха, раскрыв перед ним богатый внутренний мир Баховских мыслей и их эмоциональное содержание – одна из важнейших задач педагога.Ход урокаДанный урок с учащейся Гужиной Софьей .Приступая к работе над Менуэтом Соль минор, Софье будет интересно узнать, что сборник «Нотная тетрадь А.М.Бах», написал немецкий композитор и органист, один из крупнейших композиторов в истории музыки И.С.Бах. Сборник объединяет небольшие танцевальные пьесы: марши, менуэты, полонезы, которые разнообразны по настроению. В «Нотную тетрадь» включены девять Менуэтов. Менуэт - это старинный французский танец в умеренном темпе и 3-дольном размере, переводится как «маленький шаг».Во времена И. С. Баха Менуэт был очень распространенным танцем. Его танцевали и в домашней обстановке и во время торжественных дворцовых церемоний. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Основной чертой исполнения Менуэта являлась чрезвычайная церемонность и торжественность. Движения кавалера носили галантный характер и выражали преклонение перед дамой. В соответствии с этим музыка Менуэта отражала плавность поклонов и реверансов. Конечно, И. С. Бах писал свои менуэты не для танцев, но от них он заимствовал танцевальные ритмы и форму..Разбирая полифоническое произведение, необходимо объяснить, что полифония буквально означает многозвучие, многоголосие, при котором все голоса музыкальной ткани абсолютно равноправны, каждый из них ведет одинаково важную мелодию, нет главных и подчиненных.Менуэт- старинный танец с реверансами и поклонами. В 17веке он стал модным аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых напудренных париках с буклями. Конечно, Бах писал свои менуэты не для танцев, но от них он заимствовал танцевальные ритмы и формы, наполнив эти пьесы самыми разнообразными настроениями. Менуэт соль – минор -плавный, спокойный танец с элементом светлой грусти. Мелодия серьезная и очень напевная. Минорная тональность предопределяет такое настроение.Менуэт написан в двухчастной форме. 1часть заканчивается в параллельной тональности (си бемоль – мажор). Вторая часть начинается также в параллельной тональности, затем следуют небольшие отклонения в тональность фа- мажор и в тональность доминанты ( ре – мажор), завершается пьеса в главной тональности. Рассмотрим работу ученицы над этим Менуэтом. После определения характера нужно направить внимание ученицы на то, как отличны мелодии верхнего и нижнего голосов. Исполнение мелодической линии требует глубокого звука, хорошего legato. Не дробить, ощущать движение мелодии по четыре такта, дослушивать окончания фраз –половинки, на фоне которых звучит мягкая «связка» в нижнем голосе. Нужно прослушать как они независимы и самостоятельны, как будто их исполняют два разных инструмента. Предположим, что верхний голос исполняет скрипка, а нижний - виолончель. Структуру строения: вопросно-ответное соотношение фраз. Вопрос(1-4т.) звучит более настойчиво, а ответ (5-8т.)- более тихо. Одновременное звучание двух голосов лучше услышать при игре в ансамбле( играем с Софьей на разных инструментах). Соединять оба голоса следует тогда, когда ученик свободно может играть каждый голос в отдельности: верные штрихи, аппликатура, фразировка, нужная звучность. После того как Софья соединила двумя руками, тщательная работа над каждым голосом должна повторяться регулярно. Затем поработаем над фразировкой каждого голоса. Нужно отметить важность поклонов и реверансов. Они приходятся на сильную (1долю) такта. Поэтому ученик должен чувствовать трехдольность. Опора на первые доли такта, а 2,3доли должны быть более легкими. Например, в такте 2 в верхнем голосе Софья очень часто садятся на 2.3 доли, получается грузное звучание, нарушается танцевальность. Опора здесь на первую долю такта (на ля), следующие за ней ноты ре играются более тихо и легко. В этом поможет ученику аппликатура с подменой пальцев. Половинные с точкой в левой руке (такты1-4) должны звучать глубоко и пропето, как бы подражая виолончели, последний звук ре должен звучать тише, конец фразы. Нижний голос должен звучать также выразительно и осмысленно как верхний голос. В этом менуэте мы встретили и с такой прием И.С. Баха как скрытое двухголосие. Когда в одноголосной мелодии Бах как бы «прячет» второй голос. Такт27 правая рука. Соня это место играет коряво. Здесь два голоса. Ноты соль, фа- диез, соль должны звучать с опорой. Ноты, идущие на и (ре, до, си-бемоль) звучат более тихо и легко. Для достижения нужной звучности применяем прием ротационное движение кисти: на опорные ноты открываем ладонь и вкладываем ее в пальцы, легкие нотки играем близко к клавише легко. Палец только поднимает клавишу, но не отрывается от нее. В Менуэте много украшений (мелизмов). Их нужно учить отдельно медленно и очень выразительно. Когда они будут освоены, тогда можно их вкраплять в мелодическую линию.Домашнее задание: учить Менуэт такими способами, какими работали в классе:Обязательно каждой рукой отдельно, по фразам, чередуя разные приемы звукоизвлечения.Услышать различный тембр звучания верхнего и нижнего голоса.Вопрос – ответные интонации.Выразительные штрихи в мотивах правой руки.Певучий, мягкий звук. Основной задачей продолжает оставаться работа над извлечением певучего звука и интонационной выразительностью.Для успешного овладения полифонией И.С. Баха большое значение имеет медленный темп, направленный на освоение всех деталей произведения.