Публикации Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?
Автор: Сергеев Илья Юрьевич

Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?1 Вступление   Психологи утверждают, что конфликт в педагогике - это  противоречие, вызванное несоответствием уровня личностного развития педагогов и школьников и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса. Конфликтная ситуация является для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (разрешение) которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного развития.   Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтные ситуации неизбежны  в педагогической деятельности.    Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале.   Рассмотрю два типа конфликтов: учитель-ученик и ученик-ученик.2. Конфликт «учитель-ученик»   В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями.       В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными.Причины конфликтных ситуаций  (мотивационные конфликты)Претензии к ученикам: опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся, ссорятся; К педагогам - непонимание между учителем и учеником («я только повернулся за карандашом, а она уже замечание сделала»);- неоптимально выработанные и несогласованные критерии оценки («выходило 4, а поставили 3»);- отсутствие преподавательских умений («неинтересно, скучно»);- слабость педагогической этики и такта («чуть что не по ней, сразу начинает кричать и ругаться»);- авторитарный стиль преподавания («мое дело учить, а ваше – молчать»);- непонимание возрастных особенностей или истинных мотивов поведения учащихся (повышенная тревожность, самоутверждение в группе, привлечение внимания, низкая самооценка и т.д.)3.Конфликт « ученик-ученик», («учитель-родитель»)на мой взгляд, чаще происходит в начальной школе.   Основные факторы риска закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов, более всего рискуют:
  • Благополучные, но гиперопекаемые дети.  «Кумир семьи» привык все получать по первому требованию. Но если ему подчинялись и уступали, то в коллективе он сталкивается с жестким отпором и просто не знает, как себя вести.
  • Дети из неполных либо неблагополучных семей. Здесь конфликты — норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них.
  •  Дети, испытывающие на себе так называемое «родительское программирование». Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Ребенок вынужден соответствовать этим требованиям, поэтому адаптирует собственное поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствуют творчество, инициатива.
  • Вывод
  •    Педагогически правильное разрешение конфликтных ситуаций - это  профессиональная обязанность учителя.   Социальный статус участников конфликта, разница в возрасте, жизненный опыт определяют разную ответственность за ошибки в разрешении конфликта, в большей мере она должна лежать на учителе.   Профессиональная позиция обязывает учителя взять на себя инициативу в разрешении конфликта, поставив на 1-е место интересы ученика как формирующейся личности.  5. ЗаключениеПростые секреты бесконфликтности
  • Создайте теплую атмосферу при взаимодействии.
  • Самый главный человек на свете - тот, кто перед вами.
  • Ищите то, что вас сближает.
  • Шутка позволяет снять психологическую усталость
  • Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
  • Заканчивайте  беседу  комплиментом.  
  • Учитывайте личные интересы родителей.
  • Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
  • Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.  Ведь существует две правды.
  • Помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;
  •  Не говорите обидных слов, нервозность одного рождает нервозность другого, злость порождает злость. Чтобы ваше слово действовало, говорите деликатно,  не оскорбляя.
  • Ориентируйтесь на достоинства человека.