Публикации
Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?
Автор: Сергеев Илья Юрьевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?
Автор: Сергеев Илья Юрьевич
Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?1 Вступление Психологи утверждают, что конфликт в педагогике - это противоречие, вызванное несоответствием уровня личностного развития педагогов и школьников и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса. Конфликтная ситуация является для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (разрешение) которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного развития. Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтные ситуации неизбежны в педагогической деятельности. Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале. Рассмотрю два типа конфликтов: учитель-ученик и ученик-ученик.2. Конфликт «учитель-ученик» В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями. В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными.Причины конфликтных ситуаций (мотивационные конфликты)Претензии к ученикам: опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся, ссорятся; К педагогам - непонимание между учителем и учеником («я только повернулся за карандашом, а она уже замечание сделала»);- неоптимально выработанные и несогласованные критерии оценки («выходило 4, а поставили 3»);- отсутствие преподавательских умений («неинтересно, скучно»);- слабость педагогической этики и такта («чуть что не по ней, сразу начинает кричать и ругаться»);- авторитарный стиль преподавания («мое дело учить, а ваше – молчать»);- непонимание возрастных особенностей или истинных мотивов поведения учащихся (повышенная тревожность, самоутверждение в группе, привлечение внимания, низкая самооценка и т.д.)3.Конфликт « ученик-ученик», («учитель-родитель»)на мой взгляд, чаще происходит в начальной школе. Основные факторы риска закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов, более всего рискуют:Благополучные, но гиперопекаемые дети. «Кумир семьи» привык все получать по первому требованию. Но если ему подчинялись и уступали, то в коллективе он сталкивается с жестким отпором и просто не знает, как себя вести. Дети из неполных либо неблагополучных семей. Здесь конфликты — норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них. Дети, испытывающие на себе так называемое «родительское программирование». Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Ребенок вынужден соответствовать этим требованиям, поэтому адаптирует собственное поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствуют творчество, инициатива. Вывод Педагогически правильное разрешение конфликтных ситуаций - это профессиональная обязанность учителя. Социальный статус участников конфликта, разница в возрасте, жизненный опыт определяют разную ответственность за ошибки в разрешении конфликта, в большей мере она должна лежать на учителе. Профессиональная позиция обязывает учителя взять на себя инициативу в разрешении конфликта, поставив на 1-е место интересы ученика как формирующейся личности. 5. ЗаключениеПростые секреты бесконфликтностиСоздайте теплую атмосферу при взаимодействии. Самый главный человек на свете - тот, кто перед вами. Ищите то, что вас сближает. Шутка позволяет снять психологическую усталость Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений. Заканчивайте беседу комплиментом. Учитывайте личные интересы родителей. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Ведь существует две правды. Помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом; Не говорите обидных слов, нервозность одного рождает нервозность другого, злость порождает злость. Чтобы ваше слово действовало, говорите деликатно, не оскорбляя. Ориентируйтесь на достоинства человека.