Публикации
Методическая разработка на основе практики отечественного педагога «Открытый мир перед нашими глазами»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка на основе практики отечественного педагога «Открытый мир перед нашими глазами»
Автор: Белозерова Юлия Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка на основе практики отечественного педагога «Открытый мир перед нашими глазами»
Автор: Белозерова Юлия Сергеевна
Методическая разработка на основе практики отечественного педагога1. Название: «Открытый мир перед нашими глазами»2. Информация об авторе методической разработкиБелозерова Юлия Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ гимназии №16 г.Тюмени, участник конкурсов в области педагогики. Разрабатываю идеи применения практик педагогов для изучения учениками 1-4 классов окружающего мира, осознание сопричастности ребенка к будущему своей страны. 3. АннотацияОкружающий мир человека многогранен, без разностороннего его изучения не складывается целостная картина познания. Применение цифровых технологий позволяет погрузиться младшим школьникам в виртуальное путешествие по уголкам нашей родины, но при этом неотъемлемой часть является связь с социальной жизнью. Особенно интересно становится узнать место, в котором живешь, посетить памятники, улицы и даже дома с историей, складывающейся буквально на глазах очевидцев тех событий. Как написал в своем труде В.А. Сухомлинский «Процесс познания окружающей действительности является ничем не заменимым эмоциональным стимулом мысли. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста этот стимул играет исключительно важную роль» [Сухомлинский, с. 7]. Изучение мира можно осуществить через составление сказок, рисование, прослушивание музыкальных звуков, экскурсии и многого другого, что открылось для многих педагогов в книге «Сердце отдаю детям», именно труд Василия Александровича показывает, как вдохновить ребенка самостоятельно и в коллективе познавать мир. 4. Ключевые слова: окружающий мир, история, память, люди.5. АктуальностьИзменение окружающего мира происходит на глазах у детей. Значительную роль при составлении научных и житейских знаний играет развитие познавательного интереса, благодаря которому ученики смогут самостоятельно добывать информацию и применять ее в конкретных жизненных ситуациях. При этом обращается внимание на использование технологий, методов и приемов обучения, значительно влияющих на становление младших школьников. Именно «…в детстве начинается длительный процесс познания — познания и умом и сердцем…» [Сухомлинский, с. 6]. В начальной школе «Окружающий мир» является ведущим предметом, который ориентирован на формирование целостной картины мира. 6. Цель и задачиЦель: Получение учащимися достоверных представлений об окружающем мире, формирование умения использовать их в реальной жизни. Задачи:- Обучающие:1) Изучить и проанализировать известные места, особенности г.Тюмени, сформулировать понятие «малая и большая Родина».- Развивающие1) Развивать умение самостоятельно находить решение конкретной ситуации через обсуждение вопросов и заданий в группе, составление сказки об одной из достопримечательности г.Тюмени «Путешествие в город Тюмень».2) Развивать умение учитывать точку зрения собеседника при обсуждении собственного вклада изменения города «Тюмень в будущем. Мой вклад».- Воспитательные3) Воспитывать интерес к изучению особенностей городов России, уважение к родному государству. 7. Адресная группа: ученики начальных классов8. Инструменты и оборудованиеКомпьютер, проектор, программы для записи видео и звука, листы А3 для группового составления сказок, рабочие листы по темам, карта маршрута экскурсий по г.Тюмени. 9. Основная часть (описание и ход проведения)Для реализации методической разработки на основе опыта В.А. Сухомлинского был составлен рабочий лист, презентация к уроку. На уроке приемы из книги «Сердце отдаю детям» варьируются с активными формами и методами обучения. На предыдущем уроке проведена экскурсия с посещением сквера «Сибирских кошек».Методическая разработка урока окружающего мираУМК: Школа РоссииАвтор, название учебника: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Ч.2.Тема: Города России. Путешествие по г. Тюмени10. ЗаключениеИзучение окружающего мира происходит учениками постепенно. Как говорил В.А. Сухомлинский «Умение дать ребенку подумать — это одно из самых тонких качеств педагога. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать...». Проведение экскурсии до или после урока можно запланировать по любой теме. Дети после экскурсии делятся впечатлениями, рассказывают, что материал преподносится интереснее и легче запоминается. Так перед путешествием по городу Тюмени, мы с учениками посетили сквер «Сибирских кошек». В итоге удалось изучить достопримечательности города Тюмени, познакомиться с историей, обсудить собственный вклад детей, который они могут внести для развития города. Вспомнив о малой и большой Родине ученики еще раз убедились, что наша страна состоит из множества городов, где живет многонациональный народ, и всех нас связывает уважение к друг другу и своей стране. 11. Библиографический список и ссылки на электронные ресурсы1) Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям : учебник - Москва: Концептуал - URL: (дата обращения: 03.06.2023). - Режим доступа: библиотека little.com.ru - Текст : электронный.2) Кудратова, С.Ш. Формирование функциональной грамотности младших школьников при ознакомлении с окружающим миром : статья - Москва: Известия института педагогики и психологии образования - URL: (дата обращения: 03.06.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека elibrary.ru - Текст : электронный.3) Арсланова, А.Р., Ганиева, Г.Р. Использование новых цифровых инструментов на уроках технологии и окружающего мира в начальной школе : статья - Набережные Челны: Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета - URL: (дата обращения: 03.06.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека elibrary.ru - Текст : электронный.4) Шабанова, Л.Ю. План-конспект урока по окружающему миру : статья - Журнал Образование: теория и практика - URL: (дата обращения: 03.06.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека elibrary.ru - Текст : электронный.5) Ганиева, Г.Р., Сафиуллина, А.А. Инновационные экскурсии при изучении учебного предмета «Окружающий мир» : статья – Набережные Челны: Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета - URL: (дата обращения: 03.06.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека elibrary.ru - Текст : электронный.
