Публикации Легоконструирование - как средство развития у дошкольников творческой деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Легоконструирование - как средство развития у дошкольников творческой деятельности
Автор: Шишко Анастасия Владимировна

Легоконструирование - как средство развития у дошкольников творческой деятельности На современном этапе развития общества жизнь требует от человека мобильности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению многих проблем. Поэтому одной из основных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях является развитие творчества детей. Я Клименко Мария Петровна руководитель кружка по Лего – конструированию. Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит – играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. Что такое ЛЕГО для ребенка? Это буря эмоций и восторг, сменяющийся любопытством. Конструктор ЛЕГО - это необъятный мир, со своими фантазиями, развивающими мышление ребенка. Игры с деталями лего - конструктора охватывают практически все образовательные области:
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое;
  • Физическое развитие;
  • Социально - коммуникативное развитие.
  • Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка, развивает его изобретательность, фантазию. В процессе такой деятельности развиваются образное мышление, образные представления, воображение. Следовательно, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, творческой деятельности. Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной. Под предпосылками инженерного мышления понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники. Детское конструирование играет важную роль в формировании творческой личности дошкольника. Оно соответствует интересам и потребностям ребенка. Под детским конструированием понимается создание конструкций и моделей из строительного материала и деталей различных конструкторов. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта. Конструктивно-модельная деятельность, несомненно, важна в развитиипсихических процессов и умственных способностей ребенка. В процессеконструктивно-модельной деятельности и развитии творческих техническихспособностей дошкольники легко усваивают многие знания, умения и навыки. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.Существует несколько форм организации обучения конструктивнойдеятельности: - Конструирование по образцу - это важный этап для обучения, гдеребенок овладевает обобщенным способом анализа образцов.- Конструирование по модели - эта форма способствует активизациимышления, формирует умение мысленно разбирать модель насоставляющие её элементы для воспроизведения нужной конструкции смаксимальным сходством.- Конструирование по условиям - ребенок должен создать постройку безобразца, но с определенными условиями и усвоить зависимостьструктуры конструкции от её практического назначения.- Конструирование по чертежам и наглядным схемам - такая формасоздает возможности для развития внутренних форм наглядногомоделирования - Конструирование по замыслу - такая деятельность дает большиевозможности для детского творчества и должна протекать какпоисковый процесс. При этом степень самостоятельности и творчествазависит от имеющихся обобщенных представлений о конструируемомобъекте, от уровня имеющихся знаний и умений. - Конструирование по теме - такое конструирование ограниченоопределенной темой, но дает возможность выбрать для созданияпостройки способы выполнения и нужный строительный материал. Каждая из форм конструирования оказывает развивающее влияние намышление ребенка и формирует условия к развитию технического, азатем и инженерного мышления.Существуют виды технического конструирования:- Конструирование из строительного материала. Такое конструирование входит в жизнь ребенка с раннего возраста и тесно взаимосвязано с игрой. В обучении детей младшего дошкольного возраста используются образцы простейших конструкций, которые представлены в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики. - Конструирование из деталей конструкторов - конструирование издеталей конструкторов, имеющих разные способы крепления. Этот видконструирования относится к сложной деятельности и используетсястаршими дошкольниками. Дети экспериментируют, ищут оригинальные решения, а затем переходят к конструированию по собственному замыслу.- Конструирование из крупногабаритных модулей - конструирование изкрупногабаритных модулей наиболее соответствует умственным ифизическим возможностям детей старшего дошкольного возраста. Конструктивно-модельная деятельность, несомненно, важна в развитиипсихических процессов и умственных способностей ребенка. В процессеконструктивно-модельной деятельности и развитии творческих техническихспособностей дошкольники легко усваивают многие знания, умения и навыки. Развивается образное мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию,должен ориентироваться на некоторый образ того, что видел. Развивается планирование своих действий, и отчета о проделанныхдействиях. Развивается мелкая моторика, глазомер. Развивается речь дошкольников, расширяется словарный запас,поскольку конструктивно-модельная деятельность предполагает анализпостройки, описание пространственного расположения отдельныхважно для дальнейшего развития инженерного мышления. Формируются такие качества как усидчивость, внимательность,самостоятельность, организованность (умение планировать своюдеятельность, и доводить начатое дело до конца). Конструктивно-модельная деятельность и развивающиеся творческиеспособности предоставляют большие возможности для фантазии,воображения и позволяет дошкольнику чувствовать себя творцом. Итак, в группе появился строительный материал. С чего начать? Первоначальный этап моей работы, стоился на ознакомлении детей с деталями конструктора, с простейшего анализа построек. В первую очередь я научила детей узнавать каждую деталь конструктора. Моя задача как воспитателя, показывая способы конструирования обязательно называть строительные детали: кубик, кирпичик, столбик и т.д. Чтобы дети самостоятельно умели отыскать нужные детали среди других. Воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Дети четвёртого года жизни предпочитают строить поодиночке. Поэтому строительному материалу необходимо выделить в группе свободное пространство. Я в работе с детьми из строительного материала ЛЕГО для облегчения и ориентирования в наглядной форме использую конструирование по образцу, либо с помощью простейших, доступных для детей схем. Необходимым условием самостоятельной работы детей в конструктивной деятельности является не только наличие различных материалов, но и демонстрация им простых и доступных для воспроизведения образцов, сделанных взрослым. Образцы, предлагаемые взрослым, могут быть разными:– очень простыми, такими, которые ребенок может легко воспроизвести;– более сложными, опережающими его возможности. Немало важно учить детей обыгрывать свои постройки. Предлагать детям объединить их по сюжету, для игры использовать мелкие игрушки. Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки («Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя»). Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке (стены домика желтые, крыша зеленая; все кубики, составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики для спинки желтые и т. п.). Для поддержания интереса к конструктивной деятельности стало появление в группе полочки «Будущей конструкции», на которую каждую неделю выставляется новая постройка по изучаемой теме. И дети проходя мимо этой полочки говорят: А это я построил! Дети с удовольствием строят, играют с конструктором. Их фантазия безгранична. Иногда они делают такие конструкции, что даже я взрослый человек задумываюсь: - А смогла бы я так?
    -