Публикации Программа "Оказание лечебно-профилактической помощи детям в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Оказание лечебно-профилактической помощи детям в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Автор: Тоцкая Лариса Петровна

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОНННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫРАЗДЕЛ 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНи для кого не секрет, что здоровье физическое – залог здоровья и психического, и психофизиологического, и нравственного. Одни специалисты говорят, что «В здоровом теле – здоровый дух», другие – «Здоровый дух – залог здорового тела».В настоящее время очень остро стоит вопрос о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной реабилитации и интеграции в систему общественных связей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на этапе устройства имеют худшие показатели соматического и психического здоровья по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях.Общеизвестным является тот факт, что дети поступают в центр помощи детям из асоциальных, неблагополучных семей. Дети поступают ослабленными, со сниженным иммунитетом, поэтому страдают частыми вирусными инфекциями, который принимают затяжной характер. Очень важно выявить на ранних стадиях хронические заболевания, а также проводить профилактическую работу и работу, направленную на оздоровление и укрепление физического здоровья детей. Медицинское сопровождение это организационно-медицинская работа, обеспечивающая проведение медицинских осмотров детей, профилактических и оздоровительных мероприятий, амбулаторного лечения и лечения в условиях стационара; санитарно-просветительская работа, включающая консультирование специалистов по вопросам физического развития, укрепления и сохранения здоровья ребенка; взаимодействие с учреждениями здравоохранения по вопросам оказания медицинской помощи детям, внедрения эффективных форм профилактики и оздоровления детей разной возрастной категории.      В нашем учреждении медицинское сопровождение осуществляют медицинские сестры. Медицинская сестра наряду с администрацией несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм.Основным из важнейших звеньев охраны здоровья детей является раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья. С этой целью ежегодно проводятся углубленные профилактические осмотры, обследования. По результатам медицинского обследования дети проходят лечение. Ежегодно воспитанники отдыхают и укрепляют свое здоровье в санаториях.Важное условие формирования любого качества личности заключается в осознании и убеждении личностью необходимости принятия этого качества.  Знания о здоровом образе жизни воспитанники получают в ходе различных мероприятий. Формы мероприятий соответствуют не только поставленным задачам, но и являются интересными для детей, отвечают их запросам и интересам. Работа по формированию у воспитанников здорового образа жизни является в нашем учреждении систематической.Особая роль отводится практическими мероприятиям, направленным на обучение оказанию первой медицинской помощи. Основой правильного планирования и организации оздоровительной работы в учреждении является хорошо организованная система контроля, который обеспечивает профилактику и коррекцию отклонений в развитии и здоровье каждого ребенка. Проводится он в виде текущих наблюдений за повседневным состоянием здоровья ребенка и наблюдений за динамикой здоровья и развития.Отличительные особенности программыПрограмма представляет собой комплекс мероприятий, направленных на лечение, профилактику заболеваний и оздоровление детей. Содержание программы предполагает работу по различным направлениям. Все направления в программе тесно связаны между собой.Краткая характеристика участников программыУчастниками программы являются воспитанники учреждения и совершеннолетние, находящиеся на постинтернатном сопровождении. Возраст детей, на которых рассчитана программа от 2 до 23 лет.РАЗДЕЛ 3. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫЦель: Оказание лечебно-профилактической помощи детямЗадачи:
  • Обследование состояния здоровья детей;
  • Ранняя диагностика хронических заболеваний и их профилактика;
  • Амбулаторное лечение детей и лечение детей в условиях стационара;
  • Создание в учреждении валеологической среды;
  • Осуществление реабилитационных мероприятий путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий;
  • Медицинский и санитарно-гигиенический анализ работы;
  • Создание благоприятных условий для полноценного физического и психологического развития детей;
  • Контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием в жилых помещениях;
  • Развитие и воспитание у детей привычек к здоровому образу жизни.
  • Планируемые результаты:
  • Регулярно проводится диагностика и профилактика хронических заболеваний;
  • Регулярное обследование состояния здоровья детей;
  • Помещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам;
  • Дети знакомы с валеологической культурой;
  • Регулярно организуются оздоровительные мероприятия;
  • Дети полноценно развиваются физически и психологически;
  • Воспитанники проходят необходимое лечение и реабилитацию согласно плану;
  • У несовершеннолетних имеются все прививки согласно графику;
  • У детей развиты привычки к здоровому образу жизни;
  • Дети знают базовые теоретические и практические аспекты оказания первой медицинской помощи.
  • РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ4.1. План работы:Направления работы:
  • Профилактическая работа.
  • Лечебная работа.
  • Оздоровительная работа.
  • Диагностическая работа.
  • Практическое обучение детей оказанию первой медицинской помощи.
  • Профилактическая работа:
  • Осмотр медицинской сестры при оформлении ребенка в учреждение.
  • Постановка на диспансерный учет детей с хроническими заболеваниями.
  • Оценка физического состояния детей: согласно медицинских карт и антропологических данных.
  • Лабораторные обследования.
  • Медицинские обследования детей: осмотр перед проведением профилактических прививок; индивидуальный осмотр при наличии показаний; еженедельные медосмотры с целью выявления кожных заболеваний и педикулеза.
  • Составление годового плана и месячных планов профпрививок.
  • Подготовка и сдача годовых отчетов в ЦРБ.
  • Ежегодное проведение туберкулинодиагностики всем детям весной.
  • Постановка на учет детей с положительной реакцией на Манту.
  • Проведение профпрививок детям против кори, паротита, полиомиелита, дифтерии, столбняка,
  • коклюша, туберкулеза согласно плана, а также других инфекций по эпидпоказаниям.
  • Лечебная работа:
  • Оказание первой медицинской помощи воспитанникам (мед кабинет).
  • Неотложная помощь (госпитализация детей по скорой помощи при внезапных заболеваниях, различных травмах).
  • Амбулаторное лечение (на базе мед. пункта «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Заларинского района»).
  • Стационарное лечение:
  • а) плановое лечение детей, состоящих на «Д» учете с хроническими заболеваниями.б) направление на стационарное лечение воспитанников после медицинского осмотра их узкими специалистами.
  • Обследование и лечение детей у стоматолога.
  • Оздоровительная работа:
  • Физкультура и спорт:
  • а) спортивные игры и развлечения на свежем воздухе; соревнования;
  • б) гимнастика, бег;
  • Сезонная профилактика заболеваний: витамины в комплексе с минералами, аскорбиновая кислота, Са – глюканат;
  • Иммунопрофилактика по эпидпоказаниям;
  • Санитарно – просветительная работа:
  • а) оформление санбюллетеней.б) проведение различных мероприятий;в) привитие детям навыков личной гигиены.Диагностическая работа:
  • Ежегодная диспансеризация детей.
  • Ранняя диагностика хронических заболеваний.
  • Профилактика и лечение хронических заболеваний.
  • Практическое обучение детей оказанию первой медицинской помощи:
  • Знакомство детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.
  • Закрепление основные правил безопасного поведения в быту.
  • Проведение различных просветительских мероприятий по данной теме.
  • Практические занятия по оказанию первой помощи.
  • Организационные мероприятия
  • II. Профилактическая работаIII. Лечебно-оздоровительная работаIV. Противоэпидемическая работа.V.Профилактика ОРВИ и гриппа и новой коронавирусной инфекциейVI. Профилактика острых кишечных заболеванийVII. Профилактика вирусного гепатитаVIII. Профилактика туберкулезаIX. Профилактика СПИДX. Закаливание и санпросвет работаXI. Профилактика энтеробиозаXII. Профилактика педикулеза4.2. Условия реализации программы1. Информационно-методическое обеспечение: информационные справочники и обучающие материалы; медицинские карты детей; подключение к сети интернет.2. Материально-техническая база: медицинский кабинет, компьютер, орг-оборудование, флешносители, подключение к сети интернет.3. Кадровое обеспечение: медицинские сестры, диетсестра, специалисты учреждения, воспитатели.4.3. Социальные партнеры реализации программы.
  • Сельская и районная администрации
  • Заларинская ЦРБ
  • Хор-Тагнинский ФАП
  • Список литературы
  • Альбицкий, В. Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов. Саратов: Изд-во Саратовского гос. университета, 1986. - 184 с.
  • Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Рос. педиатр, журнал. 1998. -№ 1. - С. 5-8.
  • Веселов, Н. Г. Социальная педиатрия (курс лекций) / Н. Г. Веселов. Спб.: Ривьера, 1996. - 395 с.
  • Гасиловская, Т. А. Комплексное клинико-социальное обследование детей-сирот на этапе оформления их в интернатные учреждения / Т. А. Гасиловская // Детский доктор. 2001. - № 3. - С.56-57.
  • Гигиена детей и подростков / по ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.
  • Данилова, К.А. Использование новых сестринских технологий в совершенствовании медицинской помощи детям, оставшимся без попечения родителей [Текст]: научная статья / К.А. Данилова // Электронный научный журнал. – 2011. – №2
  • Дубан Г. Рецидивирующие респираторные инфекции детского возраста: Клинические аспекты и профилактика / Г. Дубан // Опыт применения рибомунила в России: Сб. науч. тр. М.: Бест-В, 1996. - С. 2630.
  • Зарубина Л. В. Социально-гигиеническое исследование образа жизни, репродуктивного поведения и здоровья девочек-подростков: автореф. дис. . канд. мед. наук / Л. В. Зарубина. М., 1998. - 19 с.
  • Макарова 3. С. Немедикаментозные методы реабилитации часто болеющих детей / 3. С. Макарова // Рос. педиатрич. журн. 1999. - № 2. - С. 60-61.
  • Основы организации медицинской помощи детскому населению : учебное пособие / сост. : Н.С. Апханова, Е. В. Душина, А. В. Гашенко ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. – Иркутск: ИГМУ, 2020. – 68 с.
  • Особенности соматического и нервно-психического здоровья детей из социально неблагополучных условий / В. А. Доскин и др. // Российский педиатрический журнал. 2001. - № 1. - С. 19-21.
  • Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. М., 1991. - 57 с.
  • Яйленко А. А. Уровень физического развития и конституциональные особенности как диагностические критерии его здоровья /А. А. Яйленко, Н. И. Зернова, Т. И. Легонькова // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. 1998. - Т. 43. - № 5. - С. 11-13.
  • -