Публикации
Программа "Оказание лечебно-профилактической помощи детям в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Оказание лечебно-профилактической помощи детям в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Автор: Тоцкая Лариса Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Оказание лечебно-профилактической помощи детям в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Автор: Тоцкая Лариса Петровна
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОНННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫРАЗДЕЛ 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНи для кого не секрет, что здоровье физическое – залог здоровья и психического, и психофизиологического, и нравственного. Одни специалисты говорят, что «В здоровом теле – здоровый дух», другие – «Здоровый дух – залог здорового тела».В настоящее время очень остро стоит вопрос о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной реабилитации и интеграции в систему общественных связей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на этапе устройства имеют худшие показатели соматического и психического здоровья по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях.Общеизвестным является тот факт, что дети поступают в центр помощи детям из асоциальных, неблагополучных семей. Дети поступают ослабленными, со сниженным иммунитетом, поэтому страдают частыми вирусными инфекциями, который принимают затяжной характер. Очень важно выявить на ранних стадиях хронические заболевания, а также проводить профилактическую работу и работу, направленную на оздоровление и укрепление физического здоровья детей. Медицинское сопровождение – это организационно-медицинская работа, обеспечивающая проведение медицинских осмотров детей, профилактических и оздоровительных мероприятий, амбулаторного лечения и лечения в условиях стационара; санитарно-просветительская работа, включающая консультирование специалистов по вопросам физического развития, укрепления и сохранения здоровья ребенка; взаимодействие с учреждениями здравоохранения по вопросам оказания медицинской помощи детям, внедрения эффективных форм профилактики и оздоровления детей разной возрастной категории. В нашем учреждении медицинское сопровождение осуществляют медицинские сестры. Медицинская сестра наряду с администрацией несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм.Основным из важнейших звеньев охраны здоровья детей является раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья. С этой целью ежегодно проводятся углубленные профилактические осмотры, обследования. По результатам медицинского обследования дети проходят лечение. Ежегодно воспитанники отдыхают и укрепляют свое здоровье в санаториях.Важное условие формирования любого качества личности заключается в осознании и убеждении личностью необходимости принятия этого качества. Знания о здоровом образе жизни воспитанники получают в ходе различных мероприятий. Формы мероприятий соответствуют не только поставленным задачам, но и являются интересными для детей, отвечают их запросам и интересам. Работа по формированию у воспитанников здорового образа жизни является в нашем учреждении систематической.Особая роль отводится практическими мероприятиям, направленным на обучение оказанию первой медицинской помощи. Основой правильного планирования и организации оздоровительной работы в учреждении является хорошо организованная система контроля, который обеспечивает профилактику и коррекцию отклонений в развитии и здоровье каждого ребенка. Проводится он в виде текущих наблюдений за повседневным состоянием здоровья ребенка и наблюдений за динамикой здоровья и развития.Отличительные особенности программыПрограмма представляет собой комплекс мероприятий, направленных на лечение, профилактику заболеваний и оздоровление детей. Содержание программы предполагает работу по различным направлениям. Все направления в программе тесно связаны между собой.Краткая характеристика участников программыУчастниками программы являются воспитанники учреждения и совершеннолетние, находящиеся на постинтернатном сопровождении. Возраст детей, на которых рассчитана программа от 2 до 23 лет.РАЗДЕЛ 3. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫЦель: Оказание лечебно-профилактической помощи детямЗадачи:Обследование состояния здоровья детей; Ранняя диагностика хронических заболеваний и их профилактика; Амбулаторное лечение детей и лечение детей в условиях стационара; Создание в учреждении валеологической среды; Осуществление реабилитационных мероприятий путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий; Медицинский и санитарно-гигиенический анализ работы; Создание благоприятных условий для полноценного физического и психологического развития детей; Контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием в жилых помещениях; Развитие и воспитание у детей привычек к здоровому образу жизни. Планируемые результаты:Регулярно проводится диагностика и профилактика хронических заболеваний; Регулярное обследование состояния здоровья детей; Помещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам; Дети знакомы с валеологической культурой; Регулярно организуются оздоровительные мероприятия; Дети полноценно развиваются физически и психологически; Воспитанники проходят необходимое лечение и реабилитацию согласно плану; У несовершеннолетних имеются все прививки согласно графику; У детей развиты привычки к здоровому образу жизни; Дети знают базовые теоретические и практические аспекты оказания первой медицинской помощи. РАЗДЕЛ 4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ4.1. План работы:Направления работы:Профилактическая работа. Лечебная работа. Оздоровительная работа. Диагностическая работа. Практическое обучение детей оказанию первой медицинской помощи. Профилактическая работа:Осмотр медицинской сестры при оформлении ребенка в учреждение. Постановка на диспансерный учет детей с хроническими заболеваниями. Оценка физического состояния детей: согласно медицинских карт и антропологических данных. Лабораторные обследования. Медицинские обследования детей: осмотр перед проведением профилактических прививок; индивидуальный осмотр при наличии показаний; еженедельные медосмотры с целью выявления кожных заболеваний и педикулеза. Составление годового плана и месячных планов профпрививок. Подготовка и сдача годовых отчетов в ЦРБ. Ежегодное проведение туберкулинодиагностики всем детям весной. Постановка на учет детей с положительной реакцией на Манту. Проведение профпрививок детям против кори, паротита, полиомиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, туберкулеза согласно плана, а также других инфекций по эпидпоказаниям. Лечебная работа:Оказание первой медицинской помощи воспитанникам (мед кабинет). Неотложная помощь (госпитализация детей по скорой помощи при внезапных заболеваниях, различных травмах). Амбулаторное лечение (на базе мед. пункта «Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Заларинского района»). Стационарное лечение: а) плановое лечение детей, состоящих на «Д» учете с хроническими заболеваниями.б) направление на стационарное лечение воспитанников после медицинского осмотра их узкими специалистами.Обследование и лечение детей у стоматолога. Оздоровительная работа:Физкультура и спорт: а) спортивные игры и развлечения на свежем воздухе; соревнования; б) гимнастика, бег; Сезонная профилактика заболеваний: витамины в комплексе с минералами, аскорбиновая кислота, Са – глюканат; Иммунопрофилактика по эпидпоказаниям; Санитарно – просветительная работа: а) оформление санбюллетеней.б) проведение различных мероприятий;в) привитие детям навыков личной гигиены.Диагностическая работа:Ежегодная диспансеризация детей. Ранняя диагностика хронических заболеваний. Профилактика и лечение хронических заболеваний. Практическое обучение детей оказанию первой медицинской помощи:Знакомство детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи. Закрепление основные правил безопасного поведения в быту. Проведение различных просветительских мероприятий по данной теме. Практические занятия по оказанию первой помощи. Организационные мероприятия II. Профилактическая работаIII. Лечебно-оздоровительная работаIV. Противоэпидемическая работа.V.Профилактика ОРВИ и гриппа и новой коронавирусной инфекциейVI. Профилактика острых кишечных заболеванийVII. Профилактика вирусного гепатитаVIII. Профилактика туберкулезаIX. Профилактика СПИДX. Закаливание и санпросвет работаXI. Профилактика энтеробиозаXII. Профилактика педикулеза4.2. Условия реализации программы1. Информационно-методическое обеспечение: информационные справочники и обучающие материалы; медицинские карты детей; подключение к сети интернет.2. Материально-техническая база: медицинский кабинет, компьютер, орг-оборудование, флешносители, подключение к сети интернет.3. Кадровое обеспечение: медицинские сестры, диетсестра, специалисты учреждения, воспитатели.4.3. Социальные партнеры реализации программы. Сельская и районная администрации Заларинская ЦРБ Хор-Тагнинский ФАП Список литературыАльбицкий, В. Ю. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов. Саратов: Изд-во Саратовского гос. университета, 1986. - 184 с. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Рос. педиатр, журнал. 1998. -№ 1. - С. 5-8. Веселов, Н. Г. Социальная педиатрия (курс лекций) / Н. Г. Веселов. Спб.: Ривьера, 1996. - 395 с. Гасиловская, Т. А. Комплексное клинико-социальное обследование детей-сирот на этапе оформления их в интернатные учреждения / Т. А. Гасиловская // Детский доктор. 2001. - № 3. - С.56-57. Гигиена детей и подростков / по ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986. Данилова, К.А. Использование новых сестринских технологий в совершенствовании медицинской помощи детям, оставшимся без попечения родителей [Текст]: научная статья / К.А. Данилова // Электронный научный журнал. – 2011. – №2 Дубан Г. Рецидивирующие респираторные инфекции детского возраста: Клинические аспекты и профилактика / Г. Дубан // Опыт применения рибомунила в России: Сб. науч. тр. М.: Бест-В, 1996. - С. 2630. Зарубина Л. В. Социально-гигиеническое исследование образа жизни, репродуктивного поведения и здоровья девочек-подростков: автореф. дис. . канд. мед. наук / Л. В. Зарубина. М., 1998. - 19 с. Макарова 3. С. Немедикаментозные методы реабилитации часто болеющих детей / 3. С. Макарова // Рос. педиатрич. журн. 1999. - № 2. - С. 60-61. Основы организации медицинской помощи детскому населению : учебное пособие / сост. : Н.С. Апханова, Е. В. Душина, А. В. Гашенко ; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. – Иркутск: ИГМУ, 2020. – 68 с. Особенности соматического и нервно-психического здоровья детей из социально неблагополучных условий / В. А. Доскин и др. // Российский педиатрический журнал. 2001. - № 1. - С. 19-21. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. М., 1991. - 57 с. Яйленко А. А. Уровень физического развития и конституциональные особенности как диагностические критерии его здоровья /А. А. Яйленко, Н. И. Зернова, Т. И. Легонькова // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. 1998. - Т. 43. - № 5. - С. 11-13.
