Публикации Особенности занятий по химии в дополнительном образовании с точки зрения использования проектно-исследовательской технологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности занятий по химии в дополнительном образовании с точки зрения использования проектно-исследовательской технологии
Автор: Тесник Юлия Валерьевна

Ю.В. ТесникОсобенности занятий по химии в дополнительном образовании с точки зренияиспользования проектно-исследовательской технологии Неотъемлимой частью процесса изучения химии как науки и как одного из ведущих и активно развивающихся направлений народного хозяйства, как базиса для химической технологии является проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в том числе на занятиях по химии в дополнительном образовании. Проектная и исследовательская деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития обучающихся.В центрах дополнительного образования такая деятельность может развиваться в несколько направлениях: на занятиях кружковых объединений и на профильных сменах.Занятия кружковых объединений, очные и в дистанционном формате, могут быть как традиционные в русле курсов по химии с элементами проектно-исследовательской деятельности, так и профильные с проектной или исследовательской тематикой в теччении всего курса. Конечно, более интересны и результативны с точки зрения развития таковых компетенций обучающихся занятия по второму предложенному варианту, так как ребята могут полностью погрузиться в атмосферу разработки и реализации проекта или исследования от самой начальной точки до конечной стадии. Одной из форм организации проектно-исследовательской деятельности явлется участие обучающихся дополнительного образования в программе «Сириус. Лето: начни свой проект» (всероссийская образовательная инициатива по поиску и реализации научно-технологических проектов), в ходе которой ребята проходят полный курс проектирования со своими наставниками, руководителями и другими участниками команды. Второй мощной возможностью является участие во всероссийском конкурсе научно-технологических проектов для школьников и студентов «Большие вызовы», подготовка к которому включается в себя все этапы разработки индивидуальных или командных работ. Вариативность применяемых методов на таких курсах, программах и занятиях очень большая. Но, по моему мнению, наиболее интересны такие, в основе которых лежат принципы активного обучения, например, метод проектов, экспериментирование и моделирование, игры-исследования, информационно-коммуникационные методы.Важным этапом проектно-исследовательской деятельности является защита проекта или исследования, которая может быть организована по-разному. Это и «Проектный день», который полностью посвящён защите работ, или «Индивидуальная предзащита» в формате обучающийся-педагог, это может быть посещение конкурсов или конференций с целью защиты своего проекта или исследования или с целью обучения защите на примере других ребят, который являются активными участниками этой конференции. Большую роль в проектно-исследовательской деятельности должны играть партнёрские взаимодействия с вузами и предприятиями, которые могут предоставлять свои лаборатории и специалистов для занятий и экскурсий, а также стать консультантами или наставниками обучающихся при выполнении проектов и исследований. Нельзя не исключать в таком взаимодействии огромной положительской роли студенческого сообщества.
-