Публикации дипломная работа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: дипломная работа
Автор: Родин Андрей Владимирович

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФФедеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯМНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖПрограмма подготовки специалистов среднего звена по специальности40.02.02 Правоохранительная деятельностьДИПЛОМНАЯ РАБОТАна темуФУНКЦИИ И ПРАВОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВАвтор студент группы 20КД1_______________ Чистова О.А. (подпись, дата) (фамилия, инициалы)Руководительпреподаватель СПО кафедры«Правоохранительная деятельность» _______________ Родин А.В.(уч. ст., должность) (подпись, дата) (фамилия, инициалы)Нормоконтролёрк.ю.н., доцент кафедры«Правоохранительная деятельность» _______________ Ильина О.В. (уч. ст., должность) (подпись, дата) (фамилия, инициалы)Рецензент полковник юстиции, руководительотдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Пензенской области _______________ Свечников И.Н.(звание, должность, место работы) (подпись, дата) (фамилия, инициалы)Работа допущена к защите протокол заседания УПС МК ПГУ от«__»________ 2024 г. №_________Председатель УПС МК ПГУ ______________ Феоктистов В.А. (подпись, дата) (фамилия, инициалы)Работа защищена с оценкой ______________протокол ГЭК от «___»__________ 2024 г. №________Секретарь ГЭК_____________ ________________ (подпись, дата) (фамилия, инициалы)Пенза 2024СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ31 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ61.1 Определение криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов61.2 Роль и значение криминалистических подразделений в борьбе с преступностью121.3 Правовые основы деятельности криминалистических подразделений правоохранительных органов162 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ222.1 Основные функции криминалистических подразделений222.Взаимодействие криминалистических подразделений со следственными и оперативными органами282.3 Проблемы в деятельности криминалистических подразделений и пути их решения34ЗАКЛЮЧЕНИЕ40СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ44ВВЕДЕНИЕВ современном обществе преступность является одной из наиболее острых и актуальных проблем. Криминалистические подразделения в структуре правоохранительных органов представляет собой важную составляющую в борьбе с преступностью. Как и любая иная деятельность, криминалистическое обеспечение предполагает соответствующую ее задачам организацию и систему управления осуществляющими ее учреждениями и подразделениями. Их довольно разветвленная структура сложилась к настоящему времени в правоохранительных органах Российской Федерации.Самые многочисленные криминалистические подразделения в структуре правоохранительных органов существует в МВД России. Но стоит отметить, что свои эксперты-криминалисты есть у Министерства юстиции, органов Федеральной службы безопасности, в Следственном комитете России, таможенных органов. Чаще всего они выполняют экспертизы по уголовным делам и делам по административным правонарушениям.Криминалистические подразделения в структуре правоохранительных органов выполняют важную функцию в области экспертизы и криминалистики. Они проводят комплексные исследования следов, предметов на местах преступлений, их идентификацию. В качестве результата выступает экспертное заключение, которое является доказательством по делу и во многом способствует выявлению обстоятельств совершения преступления, что позволяет найти правонарушителя.Система и организация криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов стремятся обеспечить эффективность и надежность работы в целях борьбы с преступностью. Для этого созданы различные отделы, структурные подразделения, центры ответственные за проведения экспертизы в различных сферах преступности: экономической, информационных технологий, незаконного оборота наркотиков и других.Криминалистические подразделения рассматриваются как правоохранительные ведомства, специализирующееся исключительно на проведении исследований при проверке сообщений о преступлениях; судебных экспертиз по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; оказание помощи, связанной с применением специальных знаний и т.п., и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями в области экспертно-криминалистической деятельности.Актуальность темы обусловлена тем, что функции и правовые направления деятельности криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов играют важную роль в обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью. Они выполняют экспертно-криминалистическую деятельность и обеспечивают законное расследование преступлений. Кроме того, они строго соблюдают национальное законодательство и используют новейшие технологии, что позволяет достичь наилучших результатов в борьбе с преступностью.Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при организации деятельности криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов России.Предметом исследования являются нормы права, устанавливающие функции и правовые направления деятельности криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов.Целью работы является комплексное исследование функций и правовых направлений деятельности криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов, анализ теоретических и правовых основ деятельности криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов, а также разработка проектов конкретных предложений, направленных на совершенствование организации деятельности криминалистических подразделений.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  • определить криминалистические подразделения в структуре правоохранительных органов;
  • раскрыть роль и значение криминалистических подразделений в борьбе с преступностью;
  • изучить правовые основы деятельности криминалистических подразделений правоохранительных органов;
  • раскрыть основные функции криминалистических подразделений;
  • рассмотреть взаимодействие криминалистических подразделений со следственными и оперативными органами;
  • выявить и проанализировать проблемы в деятельности криминалистических подразделений и предложить пути их решения.
  • В процессе исследования использовались сравнительно-правовой, социологический, формально-логический, и другие научные методы исследования. В работе проведено комплексное исследование теоретических, правовых и организационных аспектов экспертно-криминалистической деятельности криминалистических подразделений правоохранительных органов. Дипломная работа состоит из введения, основной (исследовательской) части, заключения и списка использованных источников. В основной части работы две главы и шесть параграфов, в которых последовательно решаются поставленные задачи: теоретико-правовые основы деятельности криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов раскрываются в первой главе, а организации деятельности криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов посвящена вторая глава.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ1.1 Определение криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органовКриминалистические подразделения являются неотъемлемой частью структуры правоохранительных органов. Они занимаются экспертно-криминалистической деятельностью с использованием методов научно-исследовательской и фактической деятельности, специализированного оборудования и технических средств. Главной задачей криминалистических подразделений является оказание помощи правоохранительным органам в расследовании и раскрытии преступлений с использованием специальных научных методов и современного оборудования, а также установлению обстоятельств совершенного преступления и привлечении виновного к ответственности.Анализ исторического аспекта становления криминалистический подразделений показал, что уже в XVII в. к расследованию преступлений начали привлекать людей, разбирающихся в медицине и в химии. Также приглашались лица, разбирающиеся в ядах и имеющие достаточные знания и специальные навыки в сличении почерков. Так, например, по Соборному уложению 1649 г. была установлена ответственность за подделку печатей, документов и фальшивомонетничество. Изобличать подделки и фальшивые деньги могли, в том числе и люди, обладающие специальными познаниями, в современном понимании – эксперты.Государственные преобразования, проводимые Петром I, сказались на дальнейшем развитии и привлечении специалистов к расследованию преступлений. Так, лекари привлекались для засвидетельствования причины смерти и под присягой давали заключение в суде о результатах проведенного медицинского исследования. Министерская реформа 1802 г., результатом которой стало создание Министерства внутренних дел, а при нем и Медицинского департамента (1803 г.), стала новой вехой в развитии служб выполнявших экспертно-криминалистические функции.Таким образом, Петр I впервые сформировал концепцию криминалистической деятельности, где экспертно-криминалистические службы рассматривались как правоохранительные органы, специализирующийся исключительно на проведение медицинских, химических и иных исследований.В настоящее время криминалистические подразделения существует в следующих правоохранительных органах: МВД России, Министерство юстиции, Следственном комитете России, Федеральной службе безопасности, Федеральной таможенной службе.В Министерство внутренних дел РФ сформировалась довольно разветвленная экспертно-криминалистическая служба. Ее подразделения (управления, отделы, отделения, группы) имеются в МВД, ГУВД, УВД и в абсолютном большинстве горрайорганов внутренних дел. Возглавляет систему этих подразделений Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр МВД России (ФГКУ «ЭКЦ МВД России»), который осуществляет как организационно-управленческое, так и научно-методическое руководство.Создание экспертно-криминалистической службы в системе МВД России связано с учреждением в 1919 году при Центророзыске Народного Комиссариата Внутренних дел РСФСР Кабинета судебной экспертизы фактически первого экспертного учреждения органов внутренних дел Советской РоссииВ Министерстве юстиции РФ действуют региональные лаборатории судебной экспертизы (и их филиалы) во главе с Российским федеральным центром судебной экспертизы (РФЦСЭ), осуществляющим научно-методическое руководство. Целью деятельности Центра является защита интересов государства, прав и свобод гражданина, прав юридического лица посредством проведения объективных научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований.В Следственном комитете РФ и во всех ее территориальных органах действует институт следователей-криминалистов. Первоочередная задача СК России это своевременное и эффективное расследование преступлений. Полноценная реализация этого направления деятельности невозможна без эффективного криминалистического сопровождения расследования по уголовным делам. Для этой цели и достижения задачи по эффективному противодействию преступности, в системе СК России созданы подразделения криминалистики.Стоит отметить, что данные подразделения уникальны по своей сути и предназначению. В составе МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ аналогичных подразделений до сих пор не имеется. Подразделения криминалистики СК России прошли длительный путь становления и развития, начиная с кабинетов криминалистики и службы прокуроров-криминалистов в структуре органов прокуратуры СССР и Российской Федерации до того вида, в каком находятся они сейчас.В Федеральной службе безопасности РФ действуют экспертно-криминалистические подразделения территориальных управлений (отделов), научно-методическое руководство которыми осуществляет институт криминалистики. Организационно-управленческие функции в отношении этих подразделений выполняет научно-техническое управление данного ведомства.В Федеральной таможенной службе РФ экспертно-криминалистическая служба начала формироваться в 1991 году. В настоящее время она представляет собой довольно разветвленную систему подразделений во главе с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением (ЦЭКТУ), выполняющим организационно-управленческое и научно-методическое руководство, и его 10 региональными подразделениями, расположенными в Калининграде, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Пятигорске, Уфе, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Екатеринбурге и Брянске.ЦЭКТУ организовано в 2002 году на базе Главной таможенной лаборатории Государственного таможенного комитета РФ. Оно является главной экспертной, исследовательской, криминалистической организацией системы экспертных учреждений ФТС России.Специфическую и очень важную роль в системе криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, особенно против жизни и здоровья граждан, играет Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России. Он создан для научной разработки современных методов судебно-медицинской экспертизы живых лиц, трупов, вещественных доказательств, судебно-химического анализа и организационных основ судебно-медицинской экспертизы, а также выполнения особо сложных судебно-медицинских экспертиз по заданиям правоохранительных органов РФ. Криминалистические подразделения в структуре правоохранительных органах наиболее заметный вклад вносят в основном в области технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений: определяют его задачи, их приоритетность, организуют их решение; ведут разработку новых и модернизацию имеющихся технико-криминалистических методов и средств, а также методик исследования доказательств, организуют их внедрение в практику; проводят подготовку и повышение квалификации экспертов и специалистов-криминалистов; разрабатывают и вносят в инстанции предложения по совершенствованию организации и правового регулирования их деятельности; решают вопросы взаимодействия со смежными научными учреждениями и с практическими органами, ведущими борьбу с преступностью. В этих подразделениях (учреждениях) проводятся повторные и наиболее сложные, порой уникальные, экспертизы и исследования.Значительная по объему и существенная по значимости для раскрытия и расследования преступлений работа выполняется территориальными экспертно-криминалистическими подразделениями и судебно-экспертными учреждениями. Общими задачами для них являются: производство экспертиз и исследований; участие в проведении отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; проведение занятий с сотрудниками правоохранительных органов; популяризация возможностей судебной экспертизы и криминалистики в раскрытии и расследовании преступлений.Весьма важную для раскрытия и расследования преступлений работу проводят экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел, обеспечивая ведение экспертно-криминалистических и оперативно-справочных учетов (централизованных, региональных и местных): следотек, пулегильзотек, картотек фальшивых денежных знаков, поддельных рецептов на приобретение психотропных и наркотикосодержащих лекарств и др.При всей важности и значимости работы, выполняемой криминалистическими подразделениями в порядке криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, все-таки его эффективность во многом предопределяется следователями, дознавателями, оперативными работниками, поскольку они сами:
  • непосредственно в своей работе в известных пределах применяют методы и средства криминалистической техники, например при проведении осмотров и иных следственных действий;
  • в полной мере реализуют в своей деятельности тактико- и методико-криминалистические рекомендации;
  • организуют и осуществляют в целом процесс раскрытия и расследования преступлений, в том числе использование помощи экспертов и специалистов.
  • Таким образом, криминалистические подразделения в структуре правоохранительных органов – это подразделения, непосредственно осуществляющие экспертно-криминалистическую деятельность, которая направлена на обеспечение справедливого и качественного расследования уголовных дел и дел об административных правонарушениях в правоохранительных органах. Криминалистические подразделения функционируют при Министерстве внутренних дел, Министерстве юстиции, Федеральной службе безопасности, Следственном комитете России. Организация данной криминалистической службы прошла долгий путь. Первые попытки внедрения ее в систему борьбы с преступностью были положены во времена Петра I, который внес огромный вклад в историю полицейской системы России.1.2 Роль и значение криминалистических подразделений в борьбе с преступностьюРоль криминалистических подразделений правоохранительных органов в борьбе с преступностью нельзя недооценить. Благодаря научным познаниям экспертов-криминалистов в области криминалистике достигается высокий уровень раскрываемости преступлений и правонарушений.Современное общество сталкивается с постоянным угрозой преступности, которая требует эффективных методов предотвращения и раскрытия преступлений. В этой борьбе ключевую роль играют криминалистические подразделения, уникальные структуры, специализированные в расследовании преступлений и сборе доказательств.Криминалистические подразделения в Министерстве внутренних дел осуществляют организацию и непосредственное производство судебных экспертиз по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, судебных экспертиз и экспертных исследований при проверке сообщений о преступлениях; организационное и научно-методическое обеспечение экспертно-криминалистической деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации; совершенствование технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений; оказание помощи, связанной с применением специальных знаний, уполномоченным национальным законодательством государственным органам и должностным лицам при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.В Министерстве юстиции РФ Российский федеральный центр судебной экспертизы оказывает содействие органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем организации и производства судебных экспертиз и экспертных исследований; выполняет роль головного судебно-экспертного учреждения по научно-методическому обеспечению производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.В Следственном комитете криминалистические подразделения осуществляют криминалистическое сопровождение производства предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности Следственного комитета; производство предварительного расследования; выполнение отдельных функций процессуального контроля; дополнительная профессиональная подготовка сотрудников Следственного комитета по вопросам организации, тактики и методики расследования преступлений.В органах Федеральной службы безопасности криминалистические подразделения выполняют функции криминалистического обеспечения следственных подразделений органов безопасности путем производства судебных экспертиз, а также выделения специалистов и государственных судебных экспертов для участия в установленном порядке в следственных действиях и судебном рассмотрении уголовных дел.В таможенных органах криминалистические подразделения осуществляют судебно-экспертную, экспертно-криминалистическую, экспертно-исследовательскую, научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность в интересах экономической безопасности государства.Таким образом, решение возложенных на правоохранительные органы задач борьбы с преступностью, в том числе раскрытия и расследования преступлений, экспертиза выступает важным элементом их экспертно-криминалистической деятельности, характеризуемой участием экспертов-криминалистов в собирании доказательств, их безотлагательном исследовании и неотложном использовании. Так раскрываются преступления по «горячим следам», так создается доказательственная база для успешного расследования преступлений. Незаменима роль экспертов-криминалистов в ведении криминалистических учетов, в содействии осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, опять-таки связанных с исследованием доказательств. Криминалистические подразделения имеют огромное значение в борьбе с преступностью. Они играют важную роль в сборе, анализе и идентификации доказательств, которые помогают раскрыть преступления и привлечь виновных к ответственности. Одной из основных функций криминалистических подразделений является проведение экспертиз. Эксперты-криминалисты осуществляют оценку и исследование следов, полученных на месте преступления. Они могут анализировать потожировые следы, биологические и химические составы, следы крови, отпечатки пальцев, а также сравнивать их с данными в базах данных. Кроме того, криминалистические подразделения обладают специализированными навыками в области обработки компьютерной информации. Они могут извлекать данные с компьютеров и мобильных устройств, проводить киберэкспертизы, анализировать цифровые следы преступлений. Это становится все более актуальным в современном мире, где преступники все чаще используют информационные технологии для совершения преступлений.Криминалистические подразделения играют важную роль в борьбе с преступностью. Их специалисты обладают уникальными навыками и знаниями, которые помогают правоохранительным органам расследовать и раскрыть преступления, а также обеспечивают статистическую и научную информацию для развития политики преступности. Без их работы борьба с преступностью была бы гораздо сложнее, а справедливость не была бы достигнута.Ключевую роль криминалистические подразделения играют не только в расследовании преступлений, но и в их профилактике. Профилактика преступлений определяется как система мер следователя, оперативного работника, эксперта-криминалиста и других работников правоохранительных органов по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и по разработке рекомендаций по предупреждению (превенции) преступной деятельности. Профилактика криминалистическими подразделениями в структуре правоохранительных органов предусматривает криминалистическую защиту различных объектов от преступных посягательств, получение информации о готовящихся преступлениях, использование научно-технических методов и средств. При этом криминалистическое предупреждение решает задачи предупреждения подготавливаемых преступлений и пресечению попыток их совершения; принятие правовых мер по факту уже совершенного преступления; выяснение способа, места, времени, субъектов и определение основных направления следственной и оперативно-розыскной деятельности по их предупреждению; выявление наиболее уязвимых объектов и подготовка профилактических технико-криминалистических мероприятий.Обычно профилактические мероприятия осуществляются в период применения криминалистической техники, т.е. в ходе расследования и использования научно-технических средств и методов; и сводятся они обычно к установлению технических проблем, создающих условия для совершения преступлений, в создании технических средств и методов, затрудняющих преступления или способствующих их незамедлительному раскрытию.Утверждается, что предложения по совершенствованию конструкции различных механизмов (запирающих устройств, кассовых аппаратов и т.п.), способствуют предотвращению аналогичных преступлений и тем самым – криминалистическому предупреждению. Мысль о том, что эти предложения затрудняют совершение преступлений очевидна, остается установить, что деятельность экспертов-криминалистов прямо связана с предметом криминалистики, причем настолько тесно, что входит в его содержание, образует его отдельную закономерность. Кроме того, считается, что для разработки криминалистических средств профилактики основой служит криминалистическая техника, а для разработки тактических приемов и методики предупреждения преступлений – тактика и методика их расследования. Мнения о том, что деятельность по предупреждению преступлений не является предметом криминалистики спорные, а доминирует же в криминалистике мнение о том, что следственная и экспертно-криминалистическая профилактика является предметом и видом криминалистической деятельности и что чрезмерное расширение, а равно и сужение ее предмета одинаково неприемлемы для криминалистики, ибо не соответствуют ее служебной роли.Таким образом, криминалистические подразделения в правоохранительных органах играют ключевую роль в борьбе с преступностью. Их значение достаточно высоко, так как они осуществляют и профилактику преступлений. Криминалистические подразделения способствуют собиранию доказательств по уголовному делу, установлению истины, а также привлечения виновных к уголовной, административной ответственности. 1.3 Правовые основы деятельности криминалистических подразделений правоохранительных органовВ современном обществе обеспечение безопасности и соблюдение закона являются приоритетными задачами правоохранительных органов. Криминалистические подразделения, в свою очередь, играют важную роль в расследовании преступлений и предоставлении доказательств. Для выполнения своих обязанностей, криминалистические подразделения руководствуются строго определенными правовыми основами.Для эффективной деятельности криминалистических подразделений она должна строго соответствовать законодательству. Правовые основы деятельности этих органов представляют собой систему норм и правил, которые устанавливают основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации; основные виды исследований и экспертиз, проводимых криминалистическими подразделениями; порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.Правовые основы деятельности криминалистических подразделений правоохранительных органов устанавливаются Конституцией России, федеральными законами, нормативными актами Президента России и Правительства России, министерств и ведомств.Правовые основы криминалистических подразделений МВД России состоят из следующих нормативных актов: Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации»; «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»; Приказа МВД России от 16.06.2010 437 «Об утверждении Устава федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации»; от 29.06.2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации»; от 09.01.2013 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России»; от 11.01.2009 7 «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России» ; от 10.02.2006 № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации».Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» является базовым законом, который относится ко всем криминалистическим подразделениям правоохранительных органов. В нем устанавливаются понятие, права и обязанности государственного эксперта, понятие руководителя государственного судебно-экспертного управления, понятие доказательств, их допустимость и недопустимость, основания и порядок назначения экспертизы, ответственность эксперта, порядок производства экспертизы.Вышеперечисленное также содержится в УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ (кроме порядка), АПК РФ, КАС РФ, и в УК РФ устанавливается только ответственность.Поднимая вопрос участия сотрудников криминалистических подразделений в роли специалистов в производстве процессуальных действий, следует отметить, что зачастую они привлекаются к осмотру места происшествия, получению образцов для сравнительного исследования, допросу, обыску и др.В административном судопроизводстве экспертно-криминалистическая деятельность предусматривает:
  • производство судебных экспертиз;
  • содействие в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств;
  • содействие в применении технических средств.
  • В оперативно-розыскной деятельности экспертно-криминалистическая работа осуществляется на основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, который предусматривает организацию и проведение оперативно-розыскных мероприятий с применением экспертно-криминалистических средств и методов.Правовые основы криминалистических подразделений Министерства юстиции России состоят из вышеперечисленных актов (базового и кодифицированных) и нормативных актов ведомства: Устав ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России; Инструкция по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации; Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечень экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России и другие.Правовые основы криминалистических подразделений Следственного комитета России регулируются Федеральным законом «О Следственном комитете РФ», Положением о Следственном комитете РФ; Приказом Следственного комитета России от 08.08.2013 53 «Об организации работы следователей-криминалистов в Следственном комитете Российской Федерации».Правовые основы криминалистических подразделений органов ФСБ России регулируются Федеральным законом «О федеральной службе безопасности» и Приказом ФСБ России от 23.06.2011 277 «Об организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности» (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности»).Правовые основы криминалистических подразделений таможенных органов регулируются Постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 636 (ред. от 03.10.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Приказом ФТС России от 08.09.2020 № 770 «Об утверждении положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении».Таким образом, правовой особенностью деятельности криминалистических подразделений является служба в соответствии с изданными ведомственными приказами и распоряжениями.Криминалистические подразделения в структуре правоохранительных органов являются одними из ведущих государственных организаций, ответственных за профилактику, расследование преступлений и обеспечение законности в России. Успешная работа криминалистических подразделений основывается на прочной правовой основе, которая определяет основные направления их деятельности, порядок осуществления, назначения и производства экспертиз, устанавливает ответственность экспертов-криминалистов, регулирует их права и обязанности. 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ2.1 Основные функции криминалистических подразделенийКриминалистические подразделения выполняют широкий спектр функций, связанных с экспертно-криминалистической деятельностью. Криминалистические подразделения МВД России выполняют следующие основные функции:
  • осуществление судебно-экспертной деятельности, применение технических средств и специальных знаний в уголовном судопроизводстве (проведение судебных экспертиз, участие в осмотре места происшествия), при производстве по делам об административных правонарушениях (проведение судебных экспертиз, оказание содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств), а также в применении технических средств;
  • применение технических средств и специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности;
  • участие в осуществлении государственной геномной регистрации;
  • участие в осуществлении государственной дактилоскопической регистрации;
  • проведение экспертных исследований в целях обеспечения доказательств;
  • участие в деятельности по предупреждению преступлений;
  • оказание содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами России избирательных прав.
  • Криминалистическими подразделениями МВД России осуществляется функция по предупреждению преступлений, которая осуществляется в формах разработки и утверждения в соответствии с законодательством об оружии, нормативными актами МВД России криминалистических требований МВД России к оружию и к патронам к оружию; проведения исследований и экспертной оценки степени защищенности бланков ценных бумаг в соответствии с нормативными актами Правительства и МВД России.Экспертно-криминалистический центр МВД России, который курирует работу криминалистических подразделений МВД России, осуществляет следующие основные функции:
  • обеспечение организационно-методической работы экспертно-криминалистических центров управлений на транспорте МВД по федеральным округам, линейных управлений на транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений и управлений МВД по другим субъектам;
  • осуществление экспертно-криминалистической деятельности, включая проведение судебных экспертиз и экспертных исследований, требующих применения новых технических средств и методик;
  • организация и проведение прикладных научных исследований в сфере экспертно-криминалистической деятельности, которую выполняют органы внутренних дел;
  • научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз и экспертных исследований в криминалистических подразделениях;
  • организация ведения экспертно-криминалистических учетов в системе МВД России;
  • подготовка предложения руководству МВД России по улучшению форм статистической отчетности о работе криминалистических подразделениях;
  • анализ оснащенности криминалистических подразделений МВД России техническими средствами при выполнении экспертно-криминалистической деятельности, определение приоритетов их распределения;
  • организация работы Центральной экспертно-квалификационной комиссии Министерства и контроль за работой экспертно-квалификационных комиссий, образованных в системе МВД России;
  • организация метрологического обеспечения средств измерений и оборудования, находящегося в Центре;
  • организация и проведение стажировок и семинаров сотрудников криминалистических подразделений МВД, а также научно-практических конференций по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы;
  • участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по разработке специализированных методик и технических средств для криминалистических целей, а также проведение научных исследований по улучшению существующих методик, подготовка методических и информационных материалов;
  • апробация экспертных методик и технических средств, рекомендуемых к применению в экспертно-криминалистической деятельности;
  • сопровождение внедрения результатов завершенных научноисследовательских работ в области экспертно-криминалистической деятельности в оперативно-служебную деятельность криминалистических подразделений МВД;
  • организация издания сборников научных трудов, сборника «Экспертная практика», справочных и методических пособий, методических рекомендаций, информационных материалов, касающихся экспертнокриминалистической деятельности;
  • участие в подготовке проектов нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
  • проведение государственной геномной регистрации, а также формирование и ведение федеральной базы данных геномной информации;
  • организация и обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите государственной тайны, противодействия техническим разведкам и технической защите информации;
  • осуществление дополнительного профессионального образования сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Центра и криминалистических подразделений МВД.
  • В основные функции криминалистических подразделений Министерства юстиции России входит:
  • производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, арбитражным делам, по делам об административных правонарушениях и в рамках административного судопроизводства (в случаях, когда расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета), а также судебных экспертиз при проверке сообщения о преступлении;
  • экспертные исследования для граждан и юридических лиц;
  • консультационные, научно-методические, научно-исследовательские и иные работы с использованием методов и методик.
  • В основные функции экспертного Центра при Минюсте входят: производство судебных экспертиз; научно-методическое обеспечение криминалистических подразделений при Минюсте; выпуск ведомственных изданий в области судебной экспертизы и обеспечение судебно-экспертных учреждений Минюста России научно-методическими материалами; подготовка и аттестация работников криминалистических подразделений Минюста России по экспертным специальностям в области судебной экспертизы.Криминалистические подразделения Следственного комитета России состоят из следователей-криминалистов, которые осуществляют следующие основные функции:
  • технико-криминалистическое сопровождение производства предварительного следствия;
  • производство предварительного следствия.
  • Первая функция – первостепенная. При ее реализации следователь-криминалист выступает как специалист, применяющий криминалистическую и специальную технику, с целью обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления. Основные направления реализации данной функции следующие:
  • участие следователя-криминалиста при производстве осмотра места происшествия, обеспечение его квалифицированного и полного проведения, оказание помощи при обнаружении, фиксации и изъятии следов преступления, контроль за правильностью изъятия и упаковки имеющих значение следов и объектов;
  • применение следователем-криминалистом при производстве следственных действий технико-криминалистических и специальных средств с целью отыскания орудий и следов преступления, иных вещественных доказательств;
  • организация работы по назначению судебных экспертиз.
  • Следователь-криминалист в рамках осуществлении второй функции, способен эффективно производить отдельные, имеющие значение для уголовного дела следственные действия. Реализация вышеуказанной функции сводится к следующему:
  • следователь-криминалист вправе определять круг необходимых следственных действий, в зависимости от этапа расследования уголовного дела;
  • следователь-криминалист самостоятельно проводит конкретные следственные действия, с соблюдением требований ст. 163 УПК РФ и учитывая правомочия, определенные для руководителя следственной группы.
  • В ФСБ России производство экспертиз осуществляют: Институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России; Управление информационных технологий Центра информационной безопасности ФСБ России; Пограничный научно-исследовательский центр ФСБ России; экспертные подразделения территориальных органов безопасности.Криминалистические подразделения органов ФСБ России осуществляют функции по производству, порученных руководством, экспертиз. Основание для производства экспертизы постановление или определение о назначении экспертизы органа или лица, имеющих право назначения экспертиз.Криминалистические подразделения таможенных органов осуществляют судебно-экспертную, экспертно-криминалистическую, экспертно-исследовательскую, научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность в интересах экономической безопасности государства. Они располагают новейшим аналитическим оборудованием, при выполнении таможенных и судебных экспертиз используют новейшие методы анализа: газовую, ионную и высокоэффективную жидкостную хроматографию; газовую и жидкостную хромато-масс-спектрометрию; ультрафиолетовую и инфракрасную спектрометрию; электронную микроскопию; атомно-абсорбционные, а также рентгено-флюоресцентные и рентгено-структурные методы анализа.Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление Федеральной таможенной службы России выполняет задачи таможенных органов ФТС России и организует работу более 80 экспертных отделов и отделений, экспертные исследования которых выполняются по 97 группам Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.Таким образом, в основные функции криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов входит проведение исследований, экспертиз, с целью расследования уголовных и дел об административных правонарушениях, предоставления доказательств для внесения обоснованного и законного решения или приговора суда, профилактика преступлений и правонарушений, производство консультационных, научно-методических, научно-исследовательских и иных работ с использованием методов и методик, проведение научных исследований по улучшению существующих методик.Криминалистические подразделения выполняют множество важных функций, способствующих борьбе с преступностью и обеспечению справедливости. Благодаря их работе удается раскрыть преступления, установить факты и обеспечить судебную защиту прав и интересов граждан. 2.2 Взаимодействие криминалистических подразделений со следственными и оперативными органамиКриминалистические подразделения являются важными и ответственными органами, осуществляющими исследования с применением техники, научных методов и знаний с целью расследования преступлений, правонарушений, предоставления необходимых доказательств для суда. Для эффективного выполнения своих задач криминалистические подразделения активно взаимодействуют со следственными и оперативными органами.Для реализации экспертно-криминалистической деятельности криминалистических подразделений необходимо грамотно выбранная тактика, стратегия, полное взаимодействие спецслужб и органов власти любого уровня для организованного расследования уголовных дел, проведения следственных действий и выполнения возникших поставленных задач в кротчайшие сроки. Результативность мероприятий напрямую зависит от полноты и достоверности имеющихся данных, именно на этой информации базируется работа всех криминалистических подразделений.Под взаимодействием понимается согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, обеспечивающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств.Взаимодействие криминалистических подразделений со следственными и оперативными органами при осуществлении правоохранительной деятельности играет ключевую роль в обеспечении общественной безопасности и защите прав граждан. На каждом из этапов расследования криминалистически значимая информация, поступающая в ходе оперативно-розыскной деятельности, вызывает необходимость производства конкретных следственных действий. В свою очередь, собранные следователем по уголовному делу доказательства могут обусловить проведение тех или иных оперативно-розыскных мероприятий.Взаимодействие должно носить целеустремленный характер. Оно обязательное и необходимое условие наиболее результативной деятельности следователя, специалиста-криминалиста и органа дознания по раскрытию и расследованию конкретных преступлений.Сотрудничество между криминалистическими подразделениями, следственными и оперативными органами начинается с осуществления оперативно-розыскной деятельности. Оперативники, которые ведут непосредственную работу на месте преступления или в зоне проведения оперативных мероприятий, обращаются к специалистам криминалистики для проведения следственно-криминалистических экспертиз, анализа следов, исследования доказательств.Поручения и указания следователя органу дознания рассматриваются как официальные и обязательные.Обнаружив признаки преступления, орган дознания должен возбудить уголовное дело и произвести для закрепления следов преступления неотложные следственные действия (осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей). После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.С момента принятия дела к своему производству следователь несет полную ответственность за результаты и сроки расследования, законность и обоснованность всех принимаемых по нему процессуальных и тактических решений. Взаимодействие строится на плановой основе, то есть следственные и оперативные группы планируют свои действия. Следователь направляет поручения оперативным группам, которые должны их в обязательном порядке исполнить и дать ответ, который приобщается к материалам уголовного дела.Возможны случаи, когда в ходе реализации поручения следователя о розыске возникает необходимость в безотлагательном производстве следственных действий, например обыска с изъятием разыскиваемого орудия преступления, местонахождение которого установлено оперативным путем.Круг следственных действий, поручаемых органу дознания, законом не определен, однако он не должен выполнять те действия, которые составляют процессуальную обязанность следователя.На первоначальном этапе расследования из числа членов следственно-оперативной группы создаются специализированные подгруппы:
  • оперативно-розыскная, сориентированная на поиск, обнаружение, закрепление объектов, могущих стать вещественными доказательствами (преследование преступников по горячим следам, прочесывание местности, засады, наблюдение в местах возможного сбыта имущества, добытого преступным путем, и т.д.);
  • оперативно-розыскная подгруппа по выявлению соучастников преступления, сбору данных о личности подозреваемых и т.п.;
  • подгруппа по проведению осмотров, обысков, наложению арестов на имущество и других мобильных следственных действий;
  • подгруппа анализа накопленного массива информации для обеспечения деятельности СОГ в целом, подготовки запросов и объективных данных, включаемых в формулы обвинения, контроля над отработкой всех документов, составления и корректировки планов работы;
  • подгруппа специального обеспечения: специалисты-криминалисты, операторы видеосъемки, сведущие лица, вспомогательный персонал (секретари, водители, рабочие);
  • подгруппа физической и интеллектуальной защиты членов СОГ, их семей, а также материалов дела, используемой компьютерной информации, вещественных доказательств и т.п.
  • В следственно-оперативной группе как следователь, так и оперативные работники, постоянно взаимодействуют со специалистом. Особенности такого взаимодействия определяются уровнем развития научно-технического прогресса, квалификацией специалиста, обстоятельствами конкретного расследуемого дела и наличной оперативной обстановкой.Взаимодействие следователя со специалистом выражается в участии последнего:а) в осмотре места происшествия. В следственно-оперативную группу, расследующую «неочевидные» преступления, как правило, входят специалист-криминалист, кинолог и судебно-медицинский эксперт.Специалист-криминалист при помощи аудиовизуальных средств фиксирует обстановку места происшествия, выявляет, изымает и упаковывает невидимые, слабовидимые и иные следы и объекты, которые могут стать вещественными доказательствами по делу. Он дает консультации о возможных действиях преступника на месте происшествия и по другим вопросам, проводит экспресс-анализ обнаруженных объектов, высказывает членам СОГ свои предположения о личности и квалификации преступника, орудиях преступления, транспортных средствах и др., которые используются в версионном процессе.Специалист-кинолог со служебной собакой прорабатывает одорологические следы преступника на месте происшествия, изымает вещи и предметы с источниками запаха, а также запах со следов и упаковывает эти объекты.Судебно-медицинский эксперт решает вопросы о времени и причинах наступления смерти, использованном орудии (оружии), последовательности причинения телесных повреждений;б) при назначении экспертизы. Специалист дает рекомендации относительно: необходимости, времени назначения и вида экспертизы; вещественных доказательств и образцов, подлежащих направлению на исследование; круга выносимых вопросов и конкретных материалов уголовного дела, достаточных для производства экспертизы;в) в получении образцов для сравнительного исследования, необходимых для производства многих видов экспертиз, например: почерковедческих, фоноскопических, трасологических, баллистических, биологических и др. При этом специалист может помочь следователю в подготовке условий и средств к их получению, в оценке образцов с точки зрения их пригодности для производства экспертизы;г) в предъявлении для опознания, когда его помощь выражается в подборе предъявляемых объектов (например, если необходимо предъявить ювелирное изделие, он дает консультацию, по каким признакам следует подобрать аналоги, и помогает это сделать). Специалист-криминалист обеспечивает фиксацию с использованием аудиовизуальных средств процесса предъявления для опознания и полученных результатов;д) при допросе и очной ставке, выражающемся в даче консультаций следователю (в ходе подготовки к этим действиям) и участии в них; в фиксации их хода, а также объектов, которые направляются другому следователю вместе с отдельным поручением о допросе для предъявления с фиксацией аудиовизуальными средствами. По приглашению следователя специалист может принять непосредственное участие в допросе свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого, а также в очных ставках между ними;е) при проверке показаний с выходом на место, когда он последовательно фиксирует с помощью аудиовизуальных средств все основные стадии проверки, дает консультации по вопросам, возникающим в ходе этого следственного действия.Взаимодействие оперативного работника со специалистом также многообразно. При допросе свидетеля, не достигшего 14 лет, в качестве специалиста обязательно присутствует педагог или психолог. Специалисты помогают при проведении ревизий и инвентаризаций, консультируют по отдельным вопросам, возникающим в ходе оперативно-розыскной работы; исследуют объекты, полученные оперативным путем, и выдают соответствующие справки; непосредственно участвуют в оперативно-розыскных мероприятиях; помогают при отборе образцов для сравнительного исследования, в разработке и изготовлении специальных технических средств, при оказании технической помощи (определение характера и пригодности следов, изготовление субъективных словесных портретов, фотороботов и т.п.).Помощь специалистов обеспечивает надежность получаемых результатов, сокращает время сбора криминалистически значимой информации, освобождает оперативных сотрудников от технической работы, которую специалисты всегда выполнят быстрее и качественнее.Одной из главных задач в сотрудничестве криминалистических подразделений со следственными и оперативными органами является систематизация и классификация полученных данных в ходе проведения необходимых следственных действий. Это позволяет создать единую информационную базу, на основе которой возможно проведение сопоставительного исследования и выявления связей между различными преступлениями и преступниками.Взаимодействие между этими подразделениями исключает узкоспециализированный подход и предполагает широкий спектр знаний и опыта. Криминалистам необходимо быть в курсе последних научно-технических достижений и применять их на практике, чтобы эффективно выявлять преступления и обеспечивать доказательную базу для следственных органов.Таким образом, взаимодействие криминалистических подразделений со следственными и оперативными органами является незаменимым компонентом в борьбе с преступностью. 2.3 Проблемы в деятельности криминалистических подразделений и пути их решенияВ современном обществе, где соблюдение закона и поддержание безопасности являются важнейшими приоритетами, эффективная организация криминалистических подразделений становится все более актуальной задачей. В связи, с чем необходимо выявлять проблемы организации экспертно-криминалистической деятельности для своевременного поиска их решений.В начале, стоит начать с криминалистических подразделений МВД России. Первая проблема – это дефицит специалистов со специальными познаниями в области компьютерных технологий, лингвистики, искусствоведения, которая является чрезвычайно острой в современных условиях.При этом ни следователь, ни дознаватель не могут в императивном порядке привлекать «гражданского» специалиста к участию в следственных действиях, так как это не входит в служебные обязанности специалиста и не является обязательным для него.Единственной формой привлечения таких специалистов остается их материальная заинтересованность. Оплата труда производится из средств федерального бюджета. Вместе с тем сегодня нет утвержденных расценок оплаты труда привлекаемых специалистов, в связи с чем каждая коммерческая либо некоммерческая организация самостоятельно определяет размер оплаты труда специалиста, иногда необоснованно завышая ее.Кроме того, в действующем законодательстве окончательно не проработан вопрос о критерии достаточности специальных познаний привлекаемого специалиста в той или иной области. За специалистом остается право отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он, по его мнению, не обладает специальными знаниями (ст. 58 УПК РФ).Далее, отсутствует возможность использования в рамках уголовного судопроизводства в качестве доказательства заключений специалистов некоммерческих организаций, так как при подготовке заключения они не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.Таким образом, целесообразно принять отдельный Федеральный закон «О деятельности специалиста в Российской Федерации» либо внести в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» отдельную главу, регулирующую деятельность специалиста, где необходимо более детально определить понятие «специалист», установить требования, предъявляемые к нему (образование, стаж работы и т. д.), уровню его знаний, его права и обязанности, обязательно предусмотрев уголовную ответственность за отражение недостоверных сведений при проведении любого вида исследования с подготовкой заключения. Для привлечения специалистов на коммерческой основе рассчитать размер оплаты услуг возможно с учетом минимального размера оплаты труда.Второй важной проблемой является устаревшая техническая база и отсутствие современного оборудования в органах внутренних дел. Особенно стоит отметить, что в некоторых сельских территориальных органах внутренних дел не то, что нет специального оборудования, но и отсутствуют эксперты-криминалисты.Криминалистика тесно связана с применением новейших технологий и методик анализа. Многие криминалистические подразделения не обладают достаточными ресурсами для закупки современного оборудования. Решение этой проблемы требует увеличения финансирования экспертно-криминалистической деятельности подразделений органов внутренних дел и повышения внимания со стороны государства к этой области.Проблемные вопросы возникают и в сфере назначения экспертизы следователем в различных криминалистических организаций, так в каждой, даже стандартная трасологическая экспертиза может проводиться по разным факторам. Трасологические экспертизы подразделяются на гомоскопические, механоскопические, транспортные и следов животных.В приказе МВД России от 29.06.2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» к трасологическим экспертизам отнесены: исследование следов зубов, губ, ногтей человека, следов обуви, транспортных средств, орудий и инструментов, производственных механизмов на изделиях массового производства; одежды и ее повреждений; узлов и петель; целого по частям; запирающих механизмов и сигнальных устройств и других следов.В тоже время, в Приказе Минюста России от 29.04.2023 72 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» в группу трасологических экспертиз входит исследование следов человека и животных, исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств (транспортно-трасологическая идентификация).Вследствие этого, как указывает Е.А. Лушин, «практические работники часто путают виды экспертиз неправильно приводят их названия в постановлениях, а иногда вместо названия указывают в определении о назначении экспертизы ожидаемые от исследования результаты. С целью решения указанной проблемы необходимо проводить консультации следователей со специалистами и повышать квалификацию следователей в области криминалистики, чтобы они могли правильно определять вид экспертизы и формулировать вопросы эксперту».Проблемные вопросы были выявлены и в деятельности криминалистических подразделений таможенных органов. Первая из неспособность, большого числа должностных лиц таможенных органов четко обозначать перечень вопросов, которые нуждаются в установлении по конкретному делу при производстве экспертиз и таможенных исследований. Имеют место случаи, когда должностными лицами таможенных органов в решении о назначении экспертизы перед экспертом возникают такие вопросы, ответы на которые требуют существенных затрат времени и специальных знаний. Но при этом не влияют на указанный в декларации на товары код по ТН ВЭД ЕАЭС и не решают других таможенных практических задач.Вторая это – запаздывание в актуализации неэффективных рисков. Так, в частности, назначение в соответствии с действующими обязательными к применению профилями риска экспертиз в отношении некоторых видов товаров (медицинское оборудование и т.д.) является крайне неэффективным. Анализируя таможенную практику, в результате выполнение таких экспертиз таможенным органом, принявшим решение о назначении таможенной экспертизы, подтверждается заявленный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС. В данном конкретном случае, доначисления в бюджет отсутствуют, дела об административных правонарушениях не возбуждаются, а следовательно итог осуществленной криминалистическими подразделениями таможенной экспертизы в денежном эквиваленте оказывается «нулевым». Третья имеет место при невыполнении таможенными органами некоторых положений Приказа ФТС России от 07.05.2021 № 384, который определяет порядок отбора проб /образцов для экспертиз и сроки ее производства. В ходе своей таможенной практики экспертные криминалистические подразделения сталкиваются с нарушениями, которые были допущены при отборе проб (образцов) товаров по решению о назначении экспертизы ЦЭД и несоблюдением срока передачи в ЦЭКТУ объектов исследования для производства экспертиз.В системе таможенных органов России криминалистические подразделения ЦЭКТУ имеют большое значение: выводы таможенных экспертов значимы для обобщения доказательств, необходимых для привлечения виновных к административной и уголовной ответственности; а также для осуществления корректировки по таможенной стоимости и взысканию таможенных платежей. У таможенных органов, при тесном сотрудничестве с криминалистическими подразделениями ЦЭКТУ, есть все необходимые ресурсы для эффективной защиты экономических интересов страны. В этой связи целесообразно обратить пристальное внимание на решение проблемных аспектов при сотрудничестве таможенных органов и экспертных подразделений, для чего установить механизмы согласования между таможенными органами и экспертными подразделениями и ясные линии ответственности и обязанностей каждой сторон.Таким образом, улучшение деятельности криминалистических подразделений требует комплексного подхода. Необходимо уделять больше внимания подготовке и повышению квалификации сотрудников, обновлять техническую базу и совершенствовать методологию работы. Только благодаря такому подходу можно достичь более эффективной работы криминалистических подразделений и повысить общий уровень борьбы с преступностью. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог, следует сказать, что криминалистические подразделения являются неотъемлемой частью структуры правоохранительных органов. Они занимаются экспертно-криминалистической деятельностью с использованием методов научно-исследовательской и фактической деятельности, специализированного оборудования и технических средств. Петр I впервые сформировал концепцию криминалистической деятельности, где экспертно-криминалистические службы рассматривались как правоохранительные органы, специализирующийся исключительно на проведение медицинских, химических и иных исследований.В настоящее время криминалистические подразделения существует в следующих правоохранительных органах: МВД России, Министерство юстиции, Следственном комитете России, Федеральной службе безопасности, Федеральной таможенной службе.Роль криминалистических подразделений правоохранительных органов в борьбе с преступностью нельзя недооценить. Благодаря научным познаниям экспертов-криминалистов в области криминалистике достигается высокий уровень раскрываемости преступлений и правонарушений. Их значение достаточно высоко, так как они осуществляют и профилактику преступлений. Криминалистические подразделения способствуют собиранию доказательств по уголовному делу, установлению истины, а также привлечения виновных к уголовной, административной ответственности. Для эффективной деятельности криминалистических подразделений она должна строго соответствовать законодательству. Правовые основы деятельности этих органов представляют собой систему норм и правил, которые устанавливают основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации; основные виды исследований и экспертиз, проводимых криминалистическими подразделениями; порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.Правовые основы деятельности криминалистических подразделений правоохранительных органов устанавливаются Конституцией России, федеральными законами, нормативными актами Президента России и Правительства России, министерств и ведомств.Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» является базовым законом, который относится ко всем криминалистическим подразделениям правоохранительных органов. В нем устанавливаются понятие, права и обязанности государственного эксперта, понятие руководителя государственного судебно-экспертного управления, понятие доказательств, их допустимость и недопустимость, основания и порядок назначения экспертизы, ответственность эксперта, порядок производства экспертизы.Криминалистические подразделения в структуре правоохранительных органов являются одними из ведущих государственных организаций, ответственных за профилактику, расследование преступлений и обеспечение законности в России. Успешная работа криминалистических подразделений основывается на прочной правовой основе, которая определяет основные направления их деятельности, порядок осуществления, назначения и производства экспертиз, устанавливает ответственность экспертов-криминалистов, регулирует их права и обязанности. В основные функции криминалистических подразделений в структуре правоохранительных органов входит проведение исследований, экспертиз, с целью расследования уголовных и дел об административных правонарушениях, предоставления доказательств для внесения обоснованного и законного решения или приговора суда, профилактика преступлений и правонарушений, производство консультационных, научно-методических, научно-исследовательских и иных работ с использованием методов и методик, проведение научных исследований по улучшению существующих методик.Для реализации экспертно-криминалистической деятельности криминалистических подразделений необходимо грамотно выбранная тактика, стратегия, полное взаимодействие спецслужб и органов власти любого уровня для организованного расследования уголовных дел, проведения следственных действий и выполнения возникших поставленных задач в кротчайшие сроки.Взаимодействие криминалистических подразделений со следственными и оперативными органами является незаменимым компонентом в борьбе с преступностью.Проведенное исследование свидетельствует, что в организации экспертно-криминалистической деятельности криминалистических подразделений правоохранительных органов существуют следующие проблемные вопросы: дефицит специалистов со специальными познаниями в области компьютерных технологий, лингвистики, искусствоведения; устаревшая техническая база и отсутствие современного оборудования в органах внутренних дел; неверное определение следователем вида экспертизы и перечня вопросов к ней; также и неспособность, большого числа должностных лиц таможенных органов четко обозначать перечень вопросов, которые нуждаются в установлении по конкретному делу при производстве экспертиз и таможенных исследований, запаздывание в актуализации неэффективных рисков; невыполнении таможенными органами закрепленным нормативных требований.Практическая значимость исследования, проведенного в рамках настоящей работы, заключается, прежде всего, в том, что на основании полученных результатов исследования можно сформулировать следующие практические предложения по повышению эффективности экспертно-криминалистической деятельности криминалистических подразделений правоохранительных органов.Во-первых, целесообразно принять отдельный Федеральный закон «О деятельности специалиста в Российской Федерации» либо внести в Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» отдельную главу, регулирующую деятельность специалиста, где необходимо более детально определить понятие «специалист», установить требования, предъявляемые к нему (образование, стаж работы и т. д.), уровню его знаний, его права и обязанности, обязательно предусмотрев уголовную ответственность за отражение недостоверных сведений при проведении любого вида исследования с подготовкой заключения.Во-вторых, для привлечения специалистов на коммерческой основе рассчитать размер оплаты услуг возможно с учетом минимального размера оплаты труда.В-третьих, необходимо увеличить финансирование экспертно-криминалистической деятельности подразделений органов внутренних дел и повысить внимания со стороны государства к этой области.В-четвертых, необходимо проводить консультации следователей со специалистами и повышать квалификацию следователей в области криминалистики, чтобы они могли правильно определять вид экспертизы и формулировать вопросы эксперту.В-пятых, необходимо установить механизмы согласования между таможенными органами и экспертными подразделениями и ясные линии ответственности и обязанностей каждой сторон.Таким образом, проблемы, с которыми сталкивается криминалистические подразделения, требуют незамедлительного решения. Введение эффективных мер и изменений позволит обеспечить более эффективное функционирование подразделений, повышение уровня безопасности в обществе и соблюдение закона.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020. – № 31. – Ст. 4398.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023). // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.12.2023). // Российская газета. № 249. 22.12.2001.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024). // Российская газета. – № 256. – 31.12.2001.
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024). // Российская газета. – № 137. – 27.07.2002.
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023). // Российская газета. – № 220. – 20.11.2002.
  • Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 25.12.2023). // Российская газета. – № 49. – 11.03.2015.
  • Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ред. от 25.12.2023). // Российская газета. – № 72. – 12.04.1995.
  • Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29.12.2022). // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3349.
  • Федеральный закон от 13.12.1996 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 25.12.2023) изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2024). // Российская . – № 241. – 18.12.1996.
  • Федеральный закон от 25.07.1998 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023). // Российская газета. 145. 01.08.1998.
  • Федеральный закон от 31.05.2001 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021). // Российская газета. 106. 05.06.2001.
  • Федеральный закон от 03.12.2008 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2023). // Российская газета. 251. 09.12.2008.
  • Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 27.11.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). // Российская газета. № 296. 30.12.2010.
  • Указ Президента РФ от 14.01.2011 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») (ред. от 22.11.2023). // Российская газета. – № 6. – 17.01.2011.
  • Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (ред. от 03.10.2023). // Собрание законодательства РФ. – 03.05.2021. – № 18. – Ст. 3146.
  • Приказ МВД России от 29.06.2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», «Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации») (ред. от 27.09.2023). // Российская газета. – № 191. – 30.08.2005.
  • Приказ МВД России от 10.02.2006 № 70 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. 04.05.2016). [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал «Гаранту». – URL: (дата обращения: 10.01.2024).
  • Приказ МВД России от 11.01.2009 7 «Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России»изм. от 09.03.2023). [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал «Гаранту». – URL: (дата обращения: 10.01.2024).
  • Приказ МВД России от 16.06.2010 № 437 «Об утверждении Устава федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» изм. от 12.05.2022). [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал «Гаранту». – URL: (дата обращения: 10.01.2024).
  • Приказ ФСБ России от 23.06.2011 277 «Об организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности» (вместе с «Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертных подразделениях органов федеральной службы безопасности») (ред. от 01.06.2022). [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал «Гаранту». – URL: (дата обращения: 10.01.2024).
  • Приказ МВД России от 09.01.2013 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России» (вместе с «Положением об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Положением о Центральной экспертно-квалификационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации») (ред. от 27.09.2023). // Российская газета. – № 97. – 08.05.2013.
  • Приказ Следственного комитета России от 08.08.2013 № 53 «Об организации работы следователей-криминалистов в Следственном комитете Российской Федерации». [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал «Гаранту». – URL: (дата обращения: 10.01.2024).
  • Приказ ФТС России от 08.09.2020 № 770 «Об утверждении положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении». [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления. – URL: (дата обращения: 10.01.2024).
  • Приказ ФТС России от 07.05.2021 № 384 «Об утверждении Порядка отбора проб и (или) образцов товаров для проведения таможенной экспертизы». [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: (дата публикации: 27.08.2021, дата обращения: 10.01.2024).
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» (ред. от 27.12.2023). [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Евразийского экономического союза. – URL: (дата публикации: 06.10.2021, дата обращения: 10.01.2024).
  • Приказ МВД России от 07.06.2022 403 «Об утверждении Криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему». [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал «Гаранту». – URL: (дата обращения: 10.01.2024).
  • Приказ Минюста России от 29.11.2022 308 «Об утверждении Устава федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» (ред. от 02.05.2023). [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал «Гаранту». – URL: (дата обращения: 10.01.2024).
  • Приказ Минюста России от 29.04.2023 72 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России». [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства юстиции РФ. – URL: (дата обращения: 10.01.2024).
  • Приказ Минюста России от 29.12.2023 404 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства юстиции РФ. – URL: (дата обращения: 10.01.2024).
  • Научная и учебная литература
  • Зинин А.М. Участие специалиста в процессуальных действиях: учебник. / А. М. Зинин. – М.: Проспект, 2021. – 256 с.
  • Карагодин В.П. Таможенная экспертиза: учебник и практикум. / В.П. Карагодин. – М.: Юрайт, 2022. – 208 с.
  • Периодические издания
  • Волынский А.Ф. Экспертно-криминалистическая деятельность в правоохранительных органах: цель – раскрытие и расследование преступлений. / А.Ф. Волынский. // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 5. – С. 15-21.
  • Воробьев И.И. Экспертное обеспечение таможенных органов: состояние и проблемы. / И.И. Воробьев. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2020. – 3 (88). – С. 18-24.
  • Дмитрян М.С. Промежуточные итоги министерской реформы 1802 года. / М.С. Дмитрян. // Юристъ-Правоведъ. – 2020. – № 5 (60). – С. 86-89.
  • Жданов С.П. Проблема участия специалиста в практике экспертных учреждений МВД России. / С. П. Жданов. // Вестник Владимирского юридического института. – 2020. – 1(38). – С. 69-74.
  • Жданов С.П. Федеральный закон о специалисте: за и против. / С. П. Жданов. // Вестник Академии права и управления. – 2020. – 37. – С. 68-75.
  • Курко М.А. Экспертные учреждения ФТС России: теория и практика. / М.А. Курко. // Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 11 (75). – С. 320-324.
  • Лушин Е.А. Некоторые проблемные вопросы взаимодействия следственных и экспертных органов. // Е.А. Лушин. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 8. – С. 87-89.
  • Меняйло Д.В. Становление и развитие криминалистической службы в России. / Д.В. Меняйло, Ю.А. Иванова, Л.Н. Меняйло. // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 3. – С. 163-169.
  • Меретуков Г.М. Следователь-криминалист: процессуальный статус и его функции. / Г.М. Меретуков. // Научный журнал КубГАУ. – 2019. – 109. С. 734-743.
  • Самохвалов И.А. Следователь-криминалист СК России как участник следственной группы: функции и значение. / И.А, Самохвалов. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 11-1. – С. 210-212.
  • Стенина Л.Л. Организационно-правовые основы экспертно-криминалистической деятельности в органах внутренних дел. / Л.Л. Стенина. // Вестник Сургутского государственного университета. – 2019. – № 3 (21). – С. 36-38.
  • Стряпихина А.А. Следователь-криминалист в современном уголовном процессе России. / А.А. Стряпихина. // Молодой ученый. 2019. № 25. С. 356-357.
  • Электронные ресурсы
  • История. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления. – URL: (дата обращения: 12.01.2024).
  • Исторические этапы образования. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства внутренних дел России. – URL: (дата обращения: 12.01.2023).
  • О ФБУ РФЦСЭ Минюста России. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства юстиции России. – URL: (дата обращения: 12.01.2023).
  • Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт ФГБУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения России. – URL: (дата обращения: 12.01.2023).
  • Соборное уложение 1649 года. [Электронный ресурс]. // Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. – URL: (дата обращения: 12.01.2023).
  • Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства юстиции России. – URL: (дата обращения: 12.01.2023).
  • Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства внутренних дел России. – URL: (дата обращения: 12.01.2023).
  • Функции (цели, виды деятельности). [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства внутренних дел России. – URL: (дата обращения: 12.01.2023).
  • -