Публикации Урок биологии в 6 классе по теме : "Передвижение Веществ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок биологии в 6 классе по теме : "Передвижение Веществ"
Автор: Нефедовская Ирина Васильевна

Урок по теме: «Передвижение веществ у растений» 6 классТип урока: открытие новых знаний.Цель: формирование представлений о процессе передвижения веществ в растительном организме.
  • Задачи урока: продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам;
  • раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
  • Планируемые результаты обучения:Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением минеральных и органических веществ в растениях и значением этих процессов для растений.Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.Основные понятия урока: проводящие ткани, сосуды, ситовидные трубки.Деятельность учащихся: работа с иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к растениям.Планируемые результаты:предметные: изучить процесс передвижения веществ в растительном организме.метапредметные: продолжить формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.личностные: развивать трудолюбие, умение работать в группе, ответственное отношение к выполнению поставленной задачи.Ход урока1.огранизационный моментНачинается урок,Он пойдет ребятам впрок.Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давайтеИ на уроке не зевайте.«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные, жёлтые, синие. На доске изображена ваза. Учитель говорит: если вам сейчас не до учёбы – синий, жёлтый – я буду стараться работать хорошо, красный – я буду работать на отлично.2. Опрос домашнего задания:Работа по карточкам. Дополни фразы и у тебя получится рассказ о дыхании.
  • Все _______ организмы дышат. При дыхании осуществляется _______:
  • в организм поступает _________, а из организма выделяется_______. Слова для справки: газообмен, углекислый газ, живой, кислород.
  • Кислород необходим для ________ сложных органических веществ на более____. Выделяемая при этом _______ используется организмом для осуществления ________ жизнедеятельности.
  • Слова для справки: энергия, расщепление, простые, процесс.1.Что такое дыхание? Ответ: Дыхание – это процесс поступления в организм кислорода и выделение углекислого газа.
  • Почему организм нуждается в постоянном притоке кислорода?
  • Ответ: Потому что запасов кислорода в организме нет, а кислород необходим для расщепления сложных органических веществ на более простые.
  • Какие приспособления для дыхания имеются у растений?
  • Ответ: Устьица, которые находятся на нижней стороне листа. Чечевички находятся в коре стебля.5. Какие животные имеют кожное дыхание? Ответ: Кожное дыхание имеют лягушки, безлегочные саламандры. У человека на долю кожного дыхания приходится около 1-2% от его общего объема.6. Как дышат насекомые? Ответ: В каждом сегменте тела насекомого имеется пара отверстий – дыхалец, от которых отходят трахеи.7. Какие вещества входят в состав растений? (Органические и неорганические).2. Какие минеральные вещества поступают в растение? (вода и минеральные соли)3. Какие органические вещества вы знаете? (сахар и крахмал)4. Как они образуются в растении? (из углекислого газа и воды в клетках, содержащих хлоропласты)Вспомните, как осуществляются процессы дыхания и питания у растений?5. Чем питание растений отличается от питания других организмов?(почвенное питание - корневое, воздушное- лист)Задание : определите участие веществ в процессах дыхания и питания.- Транспорт каких веществ осуществляется в растении? (минеральных и органических)- Есть ли у растений транспортная система? (да)Объявление темы урока, постановка задач-Определяем задачи урока.
  • Определить, что входит в транспортную систему.
  • Как происходит передвижение веществ?
  • Как опытным путём доказать передвижение веществ.
  • Куда расходуются органические вещества.
  • Новый материал
  • -У всех ли растений есть ткани? (у водорослей их нет, и вещества передвигаются по клеткам)
  • - Назовите, по какой ткани передвигаются вещества у высших растений? ( по проводящей) рис.89 стр.140
  • РАБОТА С УЧЕБНИКОМ – стр. 140-141 и рисунок 89 заполните таблицу.- Сейчас вам предстоит выяснить, как называются клетки ткани, участвующие в транспорте веществ?- Какие понятия вам незнакомы? ( сосуды, ситовидные трубки)-Записываем определения в тетрадь и зарисовываем их клетки.ФизминуткаДети утром рано встали,За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)Приседали, приседали,Белый гриб в траве нашли.(Приседания.)На пеньке растут опята,Наклонитесь к ним, ребятаНаклоняйся, раз-два-три,И в лукошко набери!(Наклоны.)Вон на дереве орех.Кто подпрыгнет выше всех?(Прыжки.)Если хочешь дотянуться,Надо сильно потянуться.(Потягивания — руки вверх.)Три часа в лесу бродили,Все тропинки исходили.(Ходьба на месте.)Утомил всех долгий путь —Дети сели отдохнуть.(Дети садятся за парты.)- Ребята, мы с вами определили, по каким клеткам передвигаются вещества, а как это доказать?( опытным путём)ПРОСМОТР анимационного ролика, ответить на вопросы:
  • Куда перемещаются органические вещества (углеводы), образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза? Перемещаются к корню по ситовидным трубкам.
  • Какие вещества корень поглощает из почвы? Воду и минеральные соли
  • Что далее происходит с этими веществами? Поднимаются в стебель, листья, цветы.
  • По каким клеткам проводящей ткани они доставляются к месту назначения? Древесине
  • Что об этом свидетельствует? Изменение цвета древесины
  • Какая часть стебля осталась не окрашенной? Кора
  • Сделайте вывод о передвижении органических веществ и минеральных в растении. (органические вещества, растворённые в воде, передвигаются от листьев и запасающих органов по стеблю к другим частям побега по ситовидным трубкам луба, а минеральные по сосудам древесины от корня к стеблю и др. органам.
  • Ребята вспомните, к каким веществам по химическому составу относятся углеводы?Ученица: Углеводы являются органическими веществами. К углеводам относятся глюкоза, сахароза, фруктоза, крахмал. Эти вещества образуются в растениях. А сахаристое вещество – глюкоза, постепенно накапливаясь, превращается в крахмал и откладывается в семенах и клубнях растений.Учитель: Какие фрукты обладают сладким вкусом?Ученик: Яблоки, груши, апельсины, бананы, виноград.Учитель: Сладкий вкус фруктов и ягод зависит от содержания в них глюкозы и фруктозы.Из каких растений получают сахар?Ученица: Сахар получают из сахарного тростника и сахарной свеклы. Учитель: И еще высокая концентрация глюкозы имеется у березы и клена. Оказывается, что органические вещества, главным образом на 90% это сахароза, передвигаются по ситовидным трубкам луба Свое название получили за сходство с ситом, через которое просеивают муку.А сейчас ученица расскажет о скорости транспорта органических веществ в растениях.За лето вниз по стволу большого дерева может пройти около 250 кг сахара (5 мешков). Скорость движения то 20-100см/час, а максимальная – 600см/час. Вы знаете, что без сахара чай не имеет никакого вкуса, поэтому мы добавляем сахар в чай, кофе. Используем его для выпечки пирожных, тортов. А вот глюкоза – лекарство, которое применяют врачи для восстановления сил больных.Песня берёзовый сок-Многие из вас видели ранней весной, как вытекает сок березы из ранки. Сок — это растворенный в воде сахар. Он поднимается к распускающимся почкам. -Как вы считаете, если все мы будем неограниченно брать у дерева сок, какой вред ему мы можем нанести?( При повреждении коры и потере сока деревья слабеют и могут погибнуть)А ведь береза – это дерево-символ России. Русская красавица. Белоствольная, величавая. -Что надо сделать, чтобы не навредить дереву? ( Следует охранять растения от повреждений) Дети собрали сок, а ранку березы замазали грязью, чтобы береза не погибла. Какой вкус у березового сока?Ученики: Сладкий, вкусный.Польза берёзового сока стр.143Запасание питательных веществ растениями.-Не все органические вещества сразу используются для питания растения и роста его молодых органов. Часть веществ откладывается в запас. Проблемный вопрос: Где запасаются питательные вещества в растении? Стр. 141РАБОТА С УЧЕБНИКОМ - стр.141, последний абзац.- Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в растении?(Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, человек может управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удаленных побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай. Домашнее заданиеП.33Закрепление . Кроссворд (работа в паре) разгадаете ключевое слово, выделенное в рамку. Таким образом, вы подойдете к нашей теме урока.Учитель: Какое слово стало ключевым?Ученики: Транспорт или передвижение веществ в растении.Подумайте!Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол «кольцом». Какое дерево может погибнуть?Что необходимо сделать, чтобы его спасти?Учитель: Какое из деревьев погибнет?Ученик: Дерево, которое зайцы обгрызли «кольцом», погибнет. Так как прерывается транспорт веществ. А другому дереву можно помочь, побелив его, обвязать стволы его колючими ветвями ели.V. Итог урока. Учитель: Что вы узнавали на уроке о передвижении веществ у растений? Ученица: В растении вещества перемещаются по проводящей ткани: вода и минеральные вещества по сосудам, органические вещества – по ситовидным трубкам.Как вы думаете, полученные на уроке знания можно использовать в жизни? В каких случаях?Предположительные ответы: Учащиеся могут использовать знания в практических целях, для увеличения урожайности овощных и плодово-ягодных культур, при прививке, пасынковании, черенковании. Полученные знания также помогут более бережно относиться к растениям и окружающей среде.рефлексия Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:Сегодня я узнал… Я научилсяМеня удивило… У меня получилось…Было трудно… Я смог ….Я понял, что… Я попробую…Я теперь могу…. Меня удивило…Мне захотелось…. Было интересно…Сейчас вы будете решать кроссворд, разгадаете ключевое слово, выделенное в рамку. Таким образом, вы подойдете к нашей теме урока.
  • Эта часть растения выносит листья к свету. (Стебель)
  • Слой стебля, по которому передвигаются вода и минеральные вещества. (Древесина)
  • Вещество, которое содержится в клубнях картофеля. (Крахмал)
  • Благодаря этой силе неорганические вещества поднимаются из корня в стебель. (Давление)
  • Газ, который необходим для дыхания всем живым организмам. (Кислород)
  • Этот процесс способствует охлаждению листьев, и растение не перегревается. (Испарение)
  • Этот органоид играют решающую роль в фотосинтезе. (Хлоропласт)
  • Цветок, почка, листья, стебель, корень объединяются одним словом. (Орган)
  • Растение, которое растет в тропических странах и из которого получают сахар. (Тростник)
  • 1.Эта часть растения выносит листья к свету.2.Слой стебля, по которому передвигаются вода и минеральные вещества.3.Вещество, которое содержится в клубнях картофеля.4.Благодаря этой силе неорганические вещества поднимаются из корня в стебель.
  • Газ, который необходим для дыхания всем живым организмам.
  • Этот процесс способствует охлаждению листьев, и растение не перегревается.
  • Этот органоид играют решающую роль в фотосинтезе.
  • Цветок, почка, листья, стебель, корень объединяются одним словом.
  • Растение, которое растет в тропических странах и из которого получают сахар.
  • 1 вариант1. Вода с минеральными солями передвигается: а) по коре б) по камбию в) ситовидным трубкам; г) по сосудам2. Вода перемещается из: а) корня в стебель; б) листьев в стебли; в) цветков в стебли; г) стеблей в корни.3. По ситовидным трубкам перемещаются а) вода б) минеральные соли в) кислород г) сахара 4. Сосуды и ситовидные трубки образуют ткань: а) проводящую б) механическую в) покровную г) образовательную 2 вариант1. Передвижение веществ в растении обеспечивает ткань: а) покровная; б) образовательная в) проводящая; г) основная.2. Где находятся сосуды? а) в древесине; б) в коре в) в лубе г) в сердцевине3.Сосуды древесины состоят из клеток: а) живых; б) живых и мертвых в) мертвых; г) не имеют клеток4. Углеводы перемещаются из: а) корня в стебель; б) из стебля в листья; в) плодов в стебли; г) из листьев в стебли. ЗАКРЕПЛЕНИЕ Задание №1: выполните тест Задание №2: соотнесите цифры с названиями веществ, передвигающихся внутри растения. А) Вода и минеральные соли Б) Углекислый газВ) КислородГ) Органические вещества дыхание фотосинтез 1- 2- 3- 4- 5- 6- Задание №3: вставьте пропущенные слова 1.Вода поступает в растение через …………………. ………….. . 2.Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают …………… и …………………….. вещества.3.От корней к надземным органам растения они поднимаются с помощью ………….. ……………… по сосудам ……………… .4.Попав в листья, вода ……………… с поверхности клеток и в виде пара через ……………. выходит в атмосферу. 5. А органические вещества передвигаются из …………… по ………………. трубкам ………. в другие части растения. Проверь себя Задание №1:1 вариант: 1-г; 2-а; 3-г; 4-а.2 вариант: 1-в; 2-г; 3-в; 4-г.Задание №2:1-а; 2-а; 3-б; 4-в; 5-г; 6-г.Задание №3:Корневые волоскиВода, минеральныеКорневое давление, древесинаИспарение, устьицаЛистья. Ситовидные, кора
    -