Публикации Формирование функциональной грамотности у дошкольников с общим недоразвитием речи, в рамках логопедического воздействия

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности у дошкольников с общим недоразвитием речи, в рамках логопедического воздействия
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Гребенюк Ирина Ивановна Маслова Ирина Николаевна

Королькова И.Е., Гребенюк И.И., Маслова И.Н.Формирование функциональной грамотности у дошкольников с общим недоразвитием речи, в рамках логопедического воздействияСовременные дошкольники должны обладать спектром знаний, применимых в реальной жизни. Основы функциональной грамотности закладываются в дошкольном возрасте. Функциональная грамотность — это базовое образование личности. Современный дошкольник должен обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; - возможностью решать учебные и жизненные задачи; - способностью строить социальные отношения; - совокупностью умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию. Существует много факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей. Основные функциональные навыки формируются в стенах детского сада, школы и семье. Что же мешает формированию грамотной устной и письменной речи, которая в свою очередь является существенным компонентом функциональной грамотности? Нарушения, недоразвитие психических процессов базы речи:
  • Неустойчивое внимание;
  • Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям; развитие способности к переключению; способность к запоминанию;
  • Снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме собственного тела, пространстве, времени; слуховой и зрительной памяти на линейный ряд;
  • Нарушения зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза; способности волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы.
  • Слабо развитое словесно-логическое мышление;
  • Низкая познавательная активность в области языковых явлений;
  • Нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.
  • Именно эти нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Вследствие этих нарушений у дошкольников возникают особые образовательные потребности. А именно: - в обучении различным формам коммуникации, особенно у детей с низким уровнем речевого развития; - в формировании социальной компетентности; - в развитии всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;в формировании навыков письма и чтения; - в развитии психологической базы речи; - в индивидуальном и дифференцированном подходе к формированию образовательных умений и навыков. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать логопедическую работу с дошкольником, имеющим ОНР. Поэтому работа учителя-логопеда в ДОУ направлена на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных психических процессов, тесно связанных с речью. Педагогом составляет ряд упражнений на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.  Формировании функциональной грамотности, на логопедических занятиях, заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков, в выработке способности у ребёнка эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности, на занятии и в общении с окружающими. В формировании функциональной грамотности на логопедических занятиях используется:
  • дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации детей;
  • диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и педагогами ДОУ;
  • вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа.
  • Перейдя в школу, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации. Если представить мозг в виде сосуда, то у детей с нарушениями, он с трещинами. Медицина и нейропсихология позволяют его починить, а логопедия, наполнить. Алгоритм компенсации речевых нарушений – это формирование обходных путей (методов), расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных, двигательных стимулов (тактильных, вкусовых, мимика, жесты, обоняние). Методы сенсорной интеграции.Методы сенсорной интеграции – предполагает взаимодействие всех органов чувств. Он решает задачу развития интереса к обучению через сенсорные стимулы. Развитие тактильных ощущений, самомассаж ладоней, пальцев рук, стоп, вестибулярной системы. Для этого в работе учителя-логопеда используются: массажные шары, балансир, песочные игры, игры с пластилином. Метод нейростимуляции. Целью данного метода является активизация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия. Этот метод применяется при автоматизации звука в слогах, словах и обучении письму. Для этого в работе используется пальцевый тренажёр, лабиринты, нейропрописи. Растяжки и релаксация Цель – формирование психофизической базы речи, посредством двигательной активности, в основе которой лежит принцип психофизического сопряжения. Ребенку предлагаются для выполнения упражнения: «Растяжка», «Штанга», «Загораем», «Олени», «Поза покоя», «Снеговик» и т.д. Кинезиологические упражнения. Целью является - формирование межполушарного взаимодействия. Этот вид упражнений способствует повышению стрессоустойчивости, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание детей. Облегчает процесс обучения чтению и письму. В работе используются упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Рисующий слон», «Массаж ушных раковин» и т.д. Биоэнергопластика. Цель – оптимизация психологической базы, улучшение моторных возможностей ребенка, по всем параметрам, коррекция звукопроизношения, фонематических процессов. Основной прием биоэнергопластики – это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата. Воздействуя обходным путем, компенсируя нарушения устной и письменной речи можно говорить о достижении эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях в ДОУ, что является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
    -