Публикации Формирование фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Гребенюк Ирина Ивановна

Королькова И.Е., Гребенюк И.И.Формирование фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиОсновным признаком речевого недоразвития является нарушение всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи. Особое значение при этом имеет несформированность фонематического анализа и синтеза у данной категории детей, так как для правильного овладения письменной речью в условиях школьного обучения обязательным условием является умение ориентироваться в звуковой структуре слова, причём не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем, умственном плане. Однако у детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность операций фонематического анализа и синтеза, что создаёт препятствия в процессе овладения грамотой и приводит к возникновению нарушений чтения, письма и разговорной речи. Возникла необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно обоснованных путей развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи. В работе по формированию фонематического анализа и синтеза были определены следующие направления:- Формирование фонематического восприятия- Развитие функций фонематического анализа- Развитие фонематического синтеза- Закрепление функций фонематического анализа и синтеза.1.Формирование фонематического восприятия проводилась в начале на материале неречевых звуков, затем на материале речевых звуков, а именно:- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;- различение слов, близких по слоговой структуре. 2. Развитие функций фонематического анализа начиналось с выделения звука на фоне слова. По степени нарастания сложности предлагались следующие виды речевого материала:1. Ряд изолированных звуков2. Слоги 3. СловаПосле того как ребенок научился выделять звук на фоне слова, проводилась работа по развитию более сложных форм фонематического анализа.При этом соблюдалась следующая последовательность:- вычленение звука из начала и конца слова, определение звука в слове (начало, середина, конец);- определение последовательности и количества звуков в слове;- определение места звуков в слове по отношению к другим звукам.Формирование функций фонематического анализа проводилось в следующей последовательности:
  • фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных звуков. «Ау» амое простое слово, с которого лучше начинать анализ. Далее звуковой ряд можно расширить: «аоу», «оуи» и т. д.
  • фонематический анализ обратных слогов («ах», «ум»)
  • фонематический анализ прямых слогов («ха», «му», «да)
  • фонематический анализ слов различной степени сложности (односложных, двусложных, трёхсложных, простых и слов со стечением согласных).
  • - Односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): "ус", "на" ,"дом", "мак", "сыр".- Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: "мама", "розы", "рука".- Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: "сахар", "повар", "диван".- Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: "кошка", "полка", "лампа".- Односложные слова со стечением согласных в начале слова: "стол", "грач" "шкаф".- Односложные слова со стечением согласных в конце слова: "волк", "тигр", "полк".- Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: "трава", "слива", "крыша".- Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова: "клумба", "крышка".- Трёхсложные слова: "ромашка", "канава".3.Развитие фонематического синтеза Развитие фонематического синтеза проводилось в тесной связи с работой над фонематическим анализом. В работе сохранялась описанная выше последовательность подачи речевого материала. Основным видом работы являлось синтезирование детьми звуковой последовательности, называемой логопедом. Впоследствии, при усложнении речевого материала, возникла необходимость в том, чтобы дети учились свободно оперировать речевым материалом, производили и анализ и синтез последовательности звуков. При целенаправленном логопедическом воздействии невозможно не затронуть другие составляющие фонематической системы. Наряду с коррекцией фонематического анализа и синтеза проводилась работа над фонематическими представлениями, а так же над дифференциацией фонем. Работа строилась в следующей последовательности:-Дифференциация изолированных звуков.-Дифференциация смешиваемых звуков в слогах.-Дифференциация смешиваемых звуков в словах.-Дифференциация звуков в предложениях.-Дифференциация звуков в связной речи.В целом, разработанный комплекс коррекционно – развивающих упражнений имеет практическую значимость и может быть использован учителями – логопедами ДОУ при формировании фонематических процессов у детей с ОНР.
    -