Публикации Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Мария Николаевна Фадеева

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, особенно в группах с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), является актуальной задачей дошкольного образования. В современных тенденциях обучения воспитания и развития подрастающего поколения, когда внимание к каждому ребенку становится приоритетом, необходимо учитывать особенности развития детей с ТНР и применять адаптированные методы обучения, способствующие развитию их математических навыков.Рассмотрим основные аспекты формирования математических представлений.Элементарные математические представления охватывают широкий спектр понятий, включая: счет, сравнение, геометрические фигуры, измерение и ориентацию в пространстве. У детей с ТНР эти навыки могут развиваться медленнее и требуют специальных подходов и методов.1. Индивидуализация обучения: Каждому ребенку необходим индивидуальный подход, который учитывает его уровень речевого и интеллектуального развития. Определение прогнозируемых результатов поможет адекватно настроить программу обучения. [4]2. Игровая форма обучения: Игры являются важным инструментом в обучении дошкольников. Используя игровые формы, мы создаем увлекательные и мотивирующие ситуации, где дети занимаются счетом, классификацией, решением простых задач. Игровая деятельность способствует активизации познавательной активности и формированию интереса к изучению математики. В своей работе мы используем технологию с открытым кодом «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Такие игровые пособия как: «Игровизор», «Геовизор», «Каврограф ларчик», «Волшебный квадрат» направлены на формирование у детей пространственных представлений. Развитие пространственных представлений включает в себя и развитие произвольного восприятия пространства, другими словами это отражение удаленности объекта, его величину, форму и объем; восприятие времени отражает временные отрезки: длительность и последовательность событий.[1]Представления о взаимоотношении объектов, понятия «около», «рядом», «между», расширение и обогащение словарного запаса воспитанников за счет слов, которые обозначают пространственные и временные отношения (здесь используют игры на развитие логико-грамматических отношений – формирование грамматических конструкций, которые отражают пространственные представления)[3]3. Использование наглядных материалов: У детей с ТНР недостаточное развитие речевых навыков может затруднять восприятие абстрактных понятий. Наглядные материалы, такие как «Соты», «Корзинки», «Волшебная восьмерка», блоки, картинки, позволяют детям лучше понять и запомнить материал. Кроме того, использование ярких и привлекательных элементов и необычных героев, таких как: «Медвежонок Мишик», «Малыш Гео», «Гусеница Фифа», «Ворон Метр», «Девочка Долька» и других персонажей способствует удержанию внимания дошкольников.[1]4. Интеграция с речевой деятельностью: Поскольку основная проблема детей с ТНР связана с нарушением речевой функции, органическое сочетание математического обучения с развитием речи является обязательным. Включение математических понятий в диалоги, игры и обсуждения способствует улучшению речевых навыков и укрепляет связь между математикой и речью.[2]5. Работа с родителями: Важным аспектом формирования математических представлений является сотрудничество с родителями. Поддержка и вовлеченность родителей в процесс обучения значительно увеличивают эффективность формирования математических навыков. Педагоги организовывают мастер-классы и консультации, где дают рекомендации по играм и активности, направленным на развитие математических навыков дома.ЗаключениеФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР требует творческого подхода и гибкости в методах обучения. Использование игровых, наглядных и интегрированных методов и техенологий, а также тесное сотрудничество с родителями создают условия для успешного освоения детьми математических понятий. В результате такой работы дети не только развивают необходимые навыки, но и обретают уверенность в своих силах, что важно для их общего развития и социализации. Список используемой литературы1.Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет “Сказочные лабиринты игры”. СПб.: НИИ “Гириконд”, 2015.2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2018 - 336с.3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, - М.: Просвещение, 2017. — 160 с.4. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2019.
-