Публикации Исследование истории развития села Суг-Бажы Каа-Хемского района Республики Тыва для формирования у обучающихся духовных и семейных ценностей и пробуждения интереса к истории Родины

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследование истории развития села Суг-Бажы Каа-Хемского района Республики Тыва для формирования у обучающихся духовных и семейных ценностей и пробуждения интереса к истории Родины
Автор: Кыргыс Дарьяна Орлановна

Тема: Исследование истории развития села Суг-Бажы Каа-Хемского района Республики Тыва для формирования у обучающихся духовных и семейных ценностей и пробуждения интереса к истории селаВ настоящее время современное поколение не интересуется историей своего села и в каждом селе существует следующая проблема: новые поколения забывают историю. Не интересуются корнями своими…. И это является актуальностью выбранной темы.Объектом исследования выступает: суг-Бажы Каа-Хемского района Республики Тыва.Предметом исследования является: история становления суг-Бажы Каа-Хемского района Республики ТываЦель исследования: познакомиться с историей возникновения малой Родины - с. Суг-Бажы Каа-Хемского района.Задачи исследования:
  • Собрать исторические сведения о родном селе;
  • Собрать фотоматериалы о селе;
  • Расспросить жителей села.
  • Гипотеза: Мы полагаем, что если мы не будем знать, если никто не будет знать ничего о нашем селе, то никто ничего не узнает о селе.В результате осуществления данного исследования, смею предположить, изменится: - отношение нынешнего поколения к прошлому малой Родины;-обогатятся знания о родном селе и его людях.Методы исследования: поисковый метод; беседа и встреча с жителями села.Новизна работы: исследование истории становления и развития суг-Бажы Каа-Хемского района.Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что обращается внимание на историю родного села Суг-Бажы Каа-Хемского района;Практическая значимость исследования: так как работа имеет новизну, ее можно рекомендовать школьному музею и классным руководителям для проведения классных часов.Каждый человек, наверно задается вопросом, почему назвали именно Суг-Бажы? Потому что из-под корней священного дерева Чангыс-Терек, который находится в километре от села в северо-восточную сторону- вытекает родник, который постепенно превращается в речушку Кара-Суг, где в переводе на русский язык «черная река» и дальше соединяется с единственной большой, могущественной рекой, которая находится в Центре Азии - Енисей. Суг-Бажы переводится с тувинского – «начало реки»Из беседы со старожилами мы узнали, что наше село образовалось в 1939 году, когда араты местечек Баян-Кол, Теректиг, Доргун, Ондум и Хая-Бажы собравшись в местечке Эл-Бажы договорились создать совхоз Советская Тува в местечке, где вырастает одно священное дерево. Первым председателем был – Нурсат Ховалыг Чамчыпович. Таким образом, появилась наша малая Родина.Первые трактористы: Карашпай Чечен-оол, Тыртыйбан Чечен-оол, Салчак Тыд-оол.Первые шоферы: Хуналдай Натпит, Шуур-оол Намдак, Александр Самуу.Первые женщины трактористы: Александр Ошкулуг, Севилбаа Бурукей, Чамзоо Семистей.Далее представлены председатели колхоза и совхоза «Советская Тува» в количестве 13 человек:
  • Ховалыг Нурсат Чамчыпович
  • Тугер Олег Кенденович
  • Диинмей Григорий Санданович
  • Прокудин Александр Андреевич
  • Конгааров Иван Иванович
  • Балчыр Павел Ховалыгович
  • Ойдупаа Чуукай Орловович
  • Седен-оол Сергей Донгурович
  • Биче-оол Монгун-оол Кыргысович
  • Намдак Павел Степанович
  • Хажыкы Кызыл-оол Иргекович
  • Тулуш Андрей Шожалович
  • Санчат-оол Мадыр-оол Санчатович
  • Матери-героини: Хепчи Агармаа Доспановна – живет и няньчит внуков и правнуков. Салчак Шукаа Аракчаевна, Иондан Карашпай Можууевна, Койгунмай Делбинмей, Сундуй Норжунмаа.Из покон веков очень много председателей было сельской администрации. Их было очень много и в настоящее время это Монгуш елена Энер-ооловна.Наша школа была построена в 1939 году. Первым директором был Буравинский Иван Маркович. Первыми выпускниками были: Дармажаа Мария Шадриновна, Балчий-оол Константин Балчаевич, Салчак Валерий Болай-оолович и другие. Сельский дом культуры расположена в центральной части села. Директором является Монгуш Долаана Депен-ооловна. Наш фельдшерско-акушерский пункт находится в улице Валентина Хажыкы. Главным фельдшером является Шимит-оол Марьяна Быстан-ооловна.Детский сад села тоже расположена по улице Валентина Хажыкы. Заведующим является Койгунмай Рита Арагачиевна.В нашей селе 4 улицы: набережная улица названа в честь участника Великой Отечественной Войны – Салчак Тоютчука, вторая улица названа в честь участника в Чеченской войне, который умирая спас своих товарищей, и награжден орденом «Мужества» посмертно. Третья улица названа Дружба, когда в годы становления села в данной улице жили люди разных национальностей. И последняя четвертая улица названа тоже в честь участника Великой Отечественной войне – Салчак Шойдакпан. В честь воинов-земляков, которые участвовали в Великой Отечественной войне построен мемориал, где на граните вычесаны их имена.Каждое село славится и с замечательными людьми, которые являются, спортсменами, телеведущими, певицами, композиторами, писателями, нашем селе это: Чамбалдоо Начын Артурович – мастер спорта по боксу, Наксыл Геннадий Кара-оолович – мастер спорта по кигбоксингу, Ондур Ляна Май-ооловна – певица тувинской эстрады, актриса фильм «Шаман», Ондур Саяна Май-ооловна – телеведущая ГТРК «Тыва», Кувезин Альберт Баазанович – певец, направление рок и многие другие.Входе исследования был проведен опрос, знаешь ли ты историю родного села Суг-Бажы? В опросе участвовали всего 150 жителей села, из них 50 – школьников, 50 – взрослых и 50 - стариков.Таким образом, из 50 опрошенных школьников историю села знают только 6 учащихся - они узнали из уст бабушек и дедушек. 44 учащихся не поинтересовались историей своего села. Из 50 опрощенных взрослых, знают всего 21 человек- узнали они из уст своих матерей и отцов, а остальные 29 человек: некоторые – приезжие, а некоторые – мало помнят. Из числа старших людей о селе знают 40 человек – 10 из них приезжие из других сел и районов.Исследовательский проект направлен на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Таким образом, мы возродили память о прошлом, о славных предках, о великих традициях родной земли – нашего села, поближе познакомились со замечательными людьми села.Я верю в возрождение… а возрождение – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – живо село. И будут они его прославлять не только в песнях, но и делами своими.
    -