Публикации
ПЛАН – КОНСПЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАВЛОПОСАДСКОГО ПЛАТКА В РУССКОМ СЦЕНИЧЕСКОМ ТАНЦЕ»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПЛАН – КОНСПЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАВЛОПОСАДСКОГО ПЛАТКА В РУССКОМ СЦЕНИЧЕСКОМ ТАНЦЕ»
Автор: Курелова Ирина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПЛАН – КОНСПЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАВЛОПОСАДСКОГО ПЛАТКА В РУССКОМ СЦЕНИЧЕСКОМ ТАНЦЕ»
Автор: Курелова Ирина Владимировна
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙМуниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образованияГородской Дворец творчества «Академия талантов»(МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»)ул. Молодёжная, дом 17-А, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629306 Телефон (Факс): (3494) 22-04-94 / E-mail: ddt@nur.yanao.ruОКПО 40787978/ОГРН 1028900631022ИНН 8904022796 /КПП 890401001 ПЛАН – КОНСПЕКТ«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАВЛОПОСАДСКОГО ПЛАТКА В РУССКОМ СЦЕНИЧЕСКОМ ТАНЦЕ»Составитель:Курелова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования..г. Новый Уренгой 2024 г.Тема: «Использование павловопосадского платка в русском сценическом танце». Цель: Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения учащихся. Задачи: Образовательные: • формировать интерес к русскому народно – сценическому танцу; • техническое выполнение элементов народно - сценического экзерсиса у станка и на середине зала; • закрепление знаний и навыков, полученных на предыдущих уроках; • научить применять полученные знания на практике; Развивающие: • развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений; • активизация творческих способностей; • развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; • формирование навыков грациозности, изящества движений, дать основы элементов танца. Воспитательные: • формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе; • формирование чувства ответственности; • умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом. Форма проведения: открытое занятие. Тип занятия: комбинированное (закрепление знаний, формирование новых знаний, умений и навыков). Направленность: учащиеся 12-16 лет, имеющие хореографическую подготовку. Применяемые технологии: личностно-ориентированная, теория общего развития, здоровьесберегающая, коллективного взаимообучения Основные методы работы: • наглядный (практический показ); • словесный (объяснение, беседа); • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Оборудование: • балетный станок; • аудиоаппаратура; • павловопосадские платки.Структура открытого занятия: Вводная часть. Вход учащихся в зал.Построение в линии в шахматном порядке.Приветствие: поклон – в русском характере.Педагог: Добрый день! Здравствуйте! Русский народный танец необычайно красив и разнообразен: это и красивые хороводы, и кадрили, виртуозные сольные, групповые и массовые пляски, лихие переплясы. Павловопосадские платки – это визитная карточка российских мастеров и гордость России. Как и два века назад, платок не просто деталь одежды, но еще и символ красоты русской женщины. С большой любовью танцоры относятся к павловопосадским платкам. Лёгкая воздушность ярких цветов, сочность красок и красота их сочетаний в букетах покоряют своей декоративностью и образностью. Лирика русской народной музыки эмоционально углубляет восприятие разнообразия цветочных рисунков, раскрывая их художественную ценность. Вот танцоры выстроили из платков декоративный «заборчик», который вдруг распадается на «птичьи галочки», «расписные воротики», «ярмарочные карусели», и.д.Тема нашего занятия звучит так: «Элементы и движения русского танца с Павловопосадскими платками». С некоторыми из них вы уже познакомились. Ещё несколько элементов разучим сегодня. Итак, начнем!2. Экзерсис у станка. • Plie - в характере русского народного танца, музыкальный размер 4/4; • Battement tendu - в характере эстонского народного танца, музыкальный размер 2/4; • Battement tendu jete - в характере итальянского народного танца, музыкальный размер 2/4; • Каблучный Battement tendu - в характере русского народного танца, музыкальный размер 2/4; • Flic-flac - в характере цыганского танца, музыкальный размер 2/4; • Rond de jambe раг terre, Rond de pied раг terre - в характере белорусского народного танца, музыкальный размер 4/4; • Battement fondu - в характере молдавского народного танца, музыкальный размер 4/4; • Подготовка к веревочке - в характере русского народного танца, музыкальный размер 2/4; • Battement developpe - в характере венгерского народного танца, музыкальный размер 2/4; • Grand battement jete - в характере русского народного танца, музыкальный размер 2/4;Требования к исполнению и уровню подготовки учащихся в экзерсисе у станка:• знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; • знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев; • владение техникой исполнения программных движений в экзерсисе у станка на уроке народно-сценического танца; • владение танцевальной манерой и стилем исполнения движений изученных комбинаций у станка в характере какой-либо национальности.3. Экзерсис на середине зала:Комбинации на элементах русского народно – сценического танца: • тройной перескок, танцевальный бег в повороте, ход с каблучка; • «ковырялочка» в комбинации; • «ключ» первый и второй; • «ключ» первый, второй в координации с руками; • «веревочка» в комбинациях; • «трилистник» в дробных комбинациях; • дробные выстукивания в координации с руками; • «обертас» в продвижении; • комбинация «моталочка»; • комбинация «молоточки»; • «дробная дорожка»; • комбинации прыжков и поворотов в русском характере; • «вращения».Требования к исполнению и уровню подготовки учащихся в экзерсисе на середине зала: • знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца; • знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; • умение исполнять элементы и основные комбинации русского танца; • умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев; • знание и правильное исполнение рисунка народно-сценического танца; • владение техникой исполнения движений народно-сценического танца; • использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества; • владение танцевальной манерой и стилем исполнения движений.Некоторые положения платка:Положение платка «За край».Нужно взять левой рукой за конец платка и пропустить его со стороны ладони между указательным и средним пальцами правой руки от себя, затем вывести конец платка между средним и безымянным пальцами в сторону ладони. Пальцы сжимаются, и платок удобно лежит в руке.Положение платка «За середину». Все четыре конца платка находятся на одном уровне и свисают вниз. Платок можно брать за середину двумя пальцами — средним и указательным, или «щепоточкой»-тремя пальцами: большим, указательным и средним. Также середина платка пропускается между указательным и средним пальцами и прижимается большим пальцем к ладони. (Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками). Проходки. Как правило, танец начинается с прохода по сцене. При этом мы держим платок сзади, руки прямые, отведены назад и подняты достаточно высоко, чтобы он сопровождал танцора. Можно поднять руки наверх, но не сводить их при этом очень близко. Если вы делаете шаг с "подбивкой", то можно поднимать руки попеременно наверх (вторая рука при этом идет вниз) и получится, что платок взлетает то справа, то слева. Эти боковые выносы можно выполнять и на месте.«Перекиды» платка. Их можно выполнять как на месте, так и в движении. Держим платок перед собой, перекидываем его назад и в этот момент начинаем быстро двигаться вперед, и наоборот, перекидываем платок вперед, отбегая спиной назад. Чтобы платок не задел за голову, руки нужно держать прямыми и сразу шагать под платок, как только он окажется наверху.«Восьмерки» с платками. Их можно делать по-разному. Например, одна рука наверху, а другая "рисует" большую восьмерку перед собой (платок при этом находится за спиной). Или перекидываем платок вперед, подносим одну руку к плечу, а другой чертим большую восьмерку. В этом случае амплитуда будет гораздо больше и рука должна работать активнее.«Парашют». Платок перед собой. Вскидываем обе руки, и в момент, когда платок наверху, соединяем руки вместе, как бы захватывая платком воздух сверху, и резко опускаем их.«Бабочка». Платок располагается за спиной. Опускаем руки вниз, делаем резкий взмах руками наверх, почти соединяя их над головой, и сразу же опять опускаем руки (или переходим на другое движение), при этом концы платка взлетают, напоминая крылья бабочки. Это движение можно делать в проходке (одновременно со взмахом можно подниматься на полупальцы): несколько шагов - полупальцы со взмахом или в сочетании с поворотом: поворот направо - взмах, поворот налево - взмах (при этом на полупальцы мы не поднимаемся, свободная нога остается отставленной в сторону, готовая к шагу в следующий поворот).«Вращения». Это один из основных элементов. Вращения могут выполняться как на месте, так и с продвижением по прямой или по кругу. Во время вращения можно менять положение рук (руки в стороны, одна рука наверху, обе руки наверху, одна рука около бедра, вторая наверху или в сторону и т.д.) или прокручивать платок вокруг себя. При работе с платком, с одной стороны, нужно делать движения достаточно энергично, чтобы платок держался "на лету", а с другой, не суетиться и не спешить сделать как можно больше сложных движений одно за другим. Не забывайте, что это танец, а не гимнастическое упражнение. Высший пилотаж - когда зрителю кажется, что платок "живой" и танцует сам, без видимых усилий с вашей стороны.«Мельница». Более сложный вариант вращения - так называемая "мельница". Во время поворота ведущая рука идет вниз, вторая поднимается наверх, при этом может добавляться наклон корпуса в сторону опущенной руки. В конце оборота положение рук меняется на противоположное и наклон идет к другой руке. Во время выполнения "мельницы" платок можно держать как за спиной, так и перед собой или закинуть на одно плечо. Очень красиво смотрится "перекидывание" платка с одного плеча на другое, когда мы скидываем платок с правого плеча и одновременно закидываем его на левое. Это можно совместить с вращениями. Когда платок на правом плече, мы вращаемся налево, затем меняем направление вращения и одновременно перекидываем платок на левое плечо (можно делать 1-2 оборота в каждую сторону). Чтобы платок не запутался, нужно немного выше подбросить край платка и как бы "подставить" плечо под перекрестье, то же самое при сбрасывании - подбросить край и убрать плечо.Работа с платком требует идеальной осанки и достаточно серьезной физической подготовки плечевого пояса. Поэтому вначале у вас могут быстро уставать и болеть мышцы рук и спины. Не останавливайтесь и не прекращайте репетиции. Это нормально. Руки очень скоро окрепнут, и вы перестанете ощущать дискомфорт. К тому же такая нагрузка очень благоприятно влияет на форму рук, они становятся сильными и подтянутыми.4. Повторение и отработка изученного материала: комбинации на середине зала с использованием павловопосадского платка: дробные комбинации, проходки и повороты в различных сочетаниях и музыкальных темпах.5. Заключительная часть. Педагог: Подводя итоги нашего занятия, прошу Вас ответить на следующие вопросы:1.Какой новый опыт вы получили? 2.Какие элементы и движения оказались наиболее сложными? Почему?3. Как вы считаете, получилось ли у вас освоить движения с платком?4. что понравилось в работе с павловопосадским платком?Сценический поклон. Спасибо за участие! До свидания!
