Публикации Методическая разработка мастер-класса «Словарная работа – приём повышения орфографической грамотности учащихся»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка мастер-класса «Словарная работа – приём повышения орфографической грамотности учащихся»
Автор: Мединцева Любовь Викторовна

Мастер-класс «Словарная работа приём повышения орфографической грамотности учащихся»Мединцева Л.В., учитель русского языка и литературыМКОУ «СОШ 20», г. Элиста Республика КалмыкияЦель: Повышать орфографическую зоркость учащихся и прививать умение пользоваться словарными словами в различных ситуациях общения.Задачи: Формирование и совершенствование навыка грамотного письма и развитой связной речи. Уточнение и расширение представлений детей об окружающем мире посредством изучения словарных слов. Воспитание культуры речи, речевого этикета в общении.Методы работы: Работа под руководством учителя. Самостоятельная работа. Проблемно- поисковый метод. Словесный метод. Наглядная работа. Практический метод.Актуальность: Повышать интерес к изучению русского языка одна из самых важнейших задач в начальной школе, так как русский язык является предметом, не только начального образования, но и важнейшим инструментом познания, от степени овладения которым, зависит успешность дальнейшего обучения, одним из приёмов активизации познавательной деятельности является работа над словарём.-Как была спланирована работа?-Дети работали по группам, всего – 4 группы. В каждой группе был выбран координатор.«Аналитики»«Иллюстраторы»«Поэты»«Исследователи»- В каждой группе был выбран координатор.-На доске висят карточки со словарными словами. Предлагаю выбрать любой листочек. Там написано словарное слово.- У вас на столах алгоритм работы или план работы над исследованием этого словарного слова.Работа над словом по алгоритму.1 группа (аналитики)Запиши словарное слово, выделяя непроверяемую букву красным цветом, поставь знак ударения.2 группа (иллюстраторы)Нарисуйте рисунок (на отдельном листе). (раскраска)3 группа (исследователи)Запиши значение этого слова из толкового словаря.4 группа (поэты)Вспомните и запишите загадки, сказки, фразеологизмы, стихи, пословицы или поговорки с этим словом или придумайте сами четверостишие. (на выбор)- В итоге этой работы получится папка-альбом. Можно сказать методическое пособие для учителя, которое можно будет использовать при работе с учениками.(выступление каждой группы)- Предлагаю посмотреть фрагмент урока по русскому языку, тема «Словарные слова». – Сегодня, на мастер-классе мы освоим приемы отработки написания словарных слов через различные виды деятельности.- Предлагаю вам разделиться на 4 группы. -Выбираем координатора. Координатор каждой группы зачитывает задание. Работа над словом по алгоритму.1 группа (аналитики)Запиши словарное слово, выделяя непроверяемую букву красным цветом, поставь знак ударения.2 группа (иллюстраторы)Нарисуйте рисунок (на отдельном листе). (раскраска)3 группа (исследователи)Запиши значение этого слова из толкового словаря.4 группа (поэты)Вспомните и запишите загадки, сказки, фразеологизмы, стихи, пословицы или поговорки с этим словом или придумайте сами четверостишие. (на выбор)Выступление каждой группы - Воспитание вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде ученика – одна из основных задач, стоящих сегодня перед школой. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.- Что такое успех? Успех – 1. Удача в достижении чего – нибудь. 2. Общественное признание. 3. Хорошие результаты в работе, учёбе.- Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. развить мотив достижения успеха. - Сейчас я предлагаю вам посмотреть притчу и задуматься над её смыслом. Притча.Собрались несколько лягушек и разговорились…- Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте!– Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! – проквакала одна лягушка.– А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, - мечтательно проквакала вторая лягушка.– А вам то что с этого? – огрызнулась большая жаба. – Всё равно вам туда никогда не добраться!– Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? – сказала лягушка-мечтатель.и добавила – давайте же докажем этой вредной жабе, что мы сможем перебраться в горы!– Давайте, давайте! Переберёмся в большой чистый пруд!! – заквакали все лягушки на разные голоса.Так они все стали собираться в дорогу. А старая жаба рассказала всем жителям болота о глупой затее лягушек.И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:– Куда вы, лягушки! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!Но лягушки не послушались, и двинулись в путь. Несколько дней они шли.Многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото.Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи.И так их компания становилась всё меньше и меньше. И только одна лягушка не свернула с пути.Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других? Как потом оказалось, эта лягушка не была сильнее и настойчивее других. Просто она была глухая!Она не слышала, что это «невозможно». Не слышала, как её отговаривали.И поэтому она легко добралась до своей цели.- В чём вы увидели смысл этой притчи? Наверное, вы со мной согласитесь, она отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и учителей, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу.-Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия - залог успешного воспитания.Составление синквейна.- Продолжаем работу в группах. Составим синквейн. Напоминаю, что синквейн - это пятистрочная стихотворная форма, в которой человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.Порядок написания Синквейна
  • Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • Третья строка – три глагола, описывающих действие понятия.
  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к описываемому предмету.
  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
  • -Каждая группа читает, какой синквейн у них получился.А вот что получилось у меня:УспехЖелательный, долгожданный.Развивает, окрыляет, вдохновляет.Успех делает человека счастливым.Радость.-Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, я не ставлю точку на этой проблеме, а ставлю многоточие… Итог- Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Закончить свой мастер – класс я хотела бы одной замечательной цитатой:Всё, что я хотел бы знать, - это яблоня.Всё, что я знаю, - ветвь яблони.Всё, что я могу преподать ученикам, - это яблоко.Всё, что останется в них, - это семечко,Но из любой семечки может вырасти яблоня.- Успехов всем и успешных вам учеников!!! Спасибо за работу!
    -