Публикации
Реализация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе
Автор: Ланкина Елена Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе
Автор: Ланкина Елена Евгеньевна
Реализация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП № 8 г. Воронежа ЛанкинаЕлена Евгеньевна Тему «Реализация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе» постараюсь осветить в её практическом преломлении на уроки литературы в 5 классе. Как известно, требования ФГОС предусматривают введение внутрипредметного модуля, в рамках которого и осуществляется проектная деятельность. «Живое слово» - образное название модуля, реализация которого происходит без ущерба для программных тем и предусматривает применение таких педагогических технологий, как развивающее и проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха. Использование отдельных методов и приемов названных технологий способствует созданию благоприятных эмоционально-деловых отношений, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Деятельностный подход в последние годы занимает приоритетное место в школьном образовании, и в любом классе непременно найдутся такие любознательные, активные младшие подростки, которым будет мало сведений со страниц учебника и объяснения учителя. Таким учащимся необходимо не только воспринимать материал, но и активно действовать самим.В составлении предметного модуля «Живое слово» учтена типология форм организации проектов. Безусловно, проектная типология разрабатывается с ориентацией на возраст учащихся.В 5 классе – это проект-проба. Этот вид проектной деятельности имеет статус учебной пробы и не ориентирован на анализ ситуации, реальную практику. Это и есть проектная деятельность в своей первой, исходной форме, которая выступает эффективным инструментом «продуктивного» взросления. Складывающаяся в течение этого периода жизни младших подростков деятельность становится затем привычной и может быть продолжена в следующих периодах жизни. Кроме этого, «проект-проба» по предмету «литература» поможет реализации следующих задач по дальнейшей социализации учащихся: развитию их информационной коммуникативной компетентности, формированию готовности к сотрудничеству, стимулированию самостоятельности и креативности в решении образовательных задач. Литература как один из важнейших гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к вечным ценностям, воспетым русскими писателями и поэтами, развитие творческих способностей - необходимое условие становления интеллектуально развитого и эмоционально богатого человека. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности. Особенности проектной деятельности в 5 классе, основанные на принципах целесообразности, коллективности, диалогичности, патриотической направленности, связаны с формирующимся у подростков «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт по образцу.В привязке к литературе такими продуктами, в частности, могут быть:изготовление книги сказок или обложки к ней, словарь «крылатых выражений», банк презентаций, объединённых общей темой, справочник с основными литературоведческими терминами, альбом (авторский или коллективный) иллюстраций любимых произведений, инсценировка басни, сценарий литературной викторины, поздравительная открытка (телеграмма) любимому писателю или герою, устные журналы «Поэты не рождаются случайно, всегда живут и в песнях, и в стихах», «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной», «Юбилейная дата писателя, произведения, события», «Подвиг Поэта», «Друзей моих прекрасные черты», «Фольклорный калейдоскоп», составление маршрутов экскурсий в историко-краеведческий или литературный музей, по памятным адресам писателей, по местам пребывания выдающихся мастеров слова, а также в литературные некрополи. Большой отклик и интерес у пятиклассников вызывают следующие темы (варианты тем) проектной деятельности: «Литературно-театральные традиции моей семьи», «Мой песенный край», «Портрет литературного сверстника», «Хлеб питает тело, а книга разум», «Тайны книжного шкафа», «Живое слово дороже мертвой буквы», «Я рисую словами», «Читай, книгочей, не жалей очей» и др.Темы предложенных проектов функциональны и перспективны, так как не ограничиваются только теоретическими сведениями, они помогут учащимся в 5 классе создать свою работу: правильно ее спланировать, собрать и систематизировать материал, грамотно сформулировать цели и задачи, построить четкий план работы и оформить по образцу. Безусловно, пятиклассникам еще сложно создать самостоятельный законченный «продукт», поэтому задача учителя – предложить все необходимые средства и материалы в виде заданий, требуемых для выполнения проекта.Список литературы:1. Агапов, И.А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-Пресс, 2014.2. Битянова, М. Развитие проектного мышления // Школьный психолог. – 2004.3. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.4. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / Стандарты и мониторинг в образовании.- 2006.-№55. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока. – М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2011.6. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В.Мухина // Народное образование.-2006.-№7.7. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. – 2002. - №2.
