Публикации Специфика развития творческих способностей детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Специфика развития творческих способностей детей с ОВЗ
Автор: Кирдяшева Анна Владимировна

Статья на тему:«Специфика развития творческих способностей детей с ОВЗ»Составитель: педагог дополнительного образованияКирдяшева А.В.Старый Оскол2024г.Творческое развитие детей — одна из основ гармоничного становления личности. Творчество развивает воображение, социальные навыки, помогает детям при переживании кризисных состояний, помогает победить комплексы.В современном мире актуально воспитание творческой социально-адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых обществом. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен. Поэтому существует острая необходимость решения задачи эффективного психолого-педагогического воздействия на детей с ОВЗ, с целью оптимального развития потенциальных возможностей их познавательной деятельности и включения в социальную среду полноправными членами общества. В качестве источников социализации индивида выступает передача культуры через семейные и другие социальные институты, и, прежде всего, через систему воспитания и образования.Дети с ограниченными возможностями здоровьями, участвуя в творческой деятельности могут пройти путь от заинтересованности через приобретение конкретных навыков к профессиональному самоопределению, что очень важно для успешной социализации. Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ способствует их успешной адаптации в социуме.Ребенок, настроенный на творчество, вырастает, не просто приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Всестороннее развитие способностей, открывает каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. В каждом ребенке заложены способности во многих областях творчества. А их раскрытие зависит от степени участия педагогов и родителей. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.В процессе атипичного развития ребёнка с ОВЗ проявляются не только негативные стороны, но и положительные его возможности, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.Образование в Российской Федерации последние годы все активнее берет курс на всестороннее развитие детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.Для них творческое развитие несет под собой более важные аспекты и дает детям с ОВЗ:‣ Ощущение своей личностной ценности, улучшение самооценки.‣ Возможность выстраивать социальные контакты, что очень важно для развития гармоничной личности.‣ Контроль собственных эмоций, положительный выброс энергии.‣ Избавление от негативных переживаний.Развитие творческих способностей детей с ОВЗ является одной из важнейших задач для специалистов организаций. Это дает хорошее подспорье в реабилитации и интеграции ребенка в современный мир.Главная цель педагога в работе с детьми:-формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к труду в любом виде деятельности.Достижению данной цели способствует решение следующих задач:- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;-совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;- стимулирование интереса к прикладному творчеству;- воспитание нравственных качеств личности детей.Осуществляя педагогическую деятельность целесообразно применять особые методы художественно - эстетического воспитания:- метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);- метод диалогичности (позволяет детям общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);- метод сравнений (для активизации мышления);- метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);- метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);- метод привлечения жизненного опыта детей;- метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность детей, помогает найти верное решение из возможных);- визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);- словесный метод;- наглядный метод.Формы работы:- индивидуально практическая деятельность на занятиях;- коллективно - творческая деятельность детей с ОВЗ на групповых занятиях;- проведение тематических, конкурсных мероприятий;- кружковая деятельность.Кроме того, для поднятия самооценки детей, поощрения их труда, укрепления уверенности в себе, поддержания собственной значимости в глазах сверстников необходимо проводить творческие выставки детских работ.Таким образом, развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеет важное значение, так как способствует раскрытию личностного потенциала, самореализации, участию в творчестве и созидании, приобретению опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Дети овладевают навыками общения и работы в коллективе. Они с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творческой задаче, быстро включаются, становятся психологически раскованными и уверенными в процессе совместной деятельности.На занятиях творчеством с детьми с ОВЗ педагоги помогают раскрыть их таланты, способности, создавая тем самым условия для их успешной адаптации в социуме, способствуя самоопределению, преодолению трудностей во взаимодействии с окружающим миром.Литература1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. - Москва. 2008.2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 19903. Евтушенко Е.А.. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов/Е.А. Евтушенко, И.В. Евтушенко//Материалы IV Международной научно-практической конференции. - М., 2014. С.136.3. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/.-М.:Просвещение,1991.-128с.4. Конышева Н.М. / Секреты мастеров/.-Смоленск, 2004. – с.108-1095. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологическогоразвития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.6. Петрушкина С.В. /Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа.-2004.-№5.-с.36-37.7. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э., Ручное творчество/.-С.Федоров, 2004.-с.4-81.
-