Публикации
Методы и приёмы повышения мотивации к изучению естественно-научных дисциплин у обучающихся колледжа
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приёмы повышения мотивации к изучению естественно-научных дисциплин у обучающихся колледжа
Автор: Осинцева Евгения Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приёмы повышения мотивации к изучению естественно-научных дисциплин у обучающихся колледжа
Автор: Осинцева Евгения Анатольевна
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖАВ условиях реализации Государственных образовательных стандартов современное образование направлено на повышение качества и эффективности обучения.Без знаний естественно-научных дисциплин, невозможно формирование полноценной научной картины мира, а соответственно, невозможно полноценное образование и формирование современного интеллектуального человека. Изучение предметов химии, биологии, географии в учебном заведении обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности. Компонентом любой человеческой деятельности является мотивация. Присутствует мотив - присутствует и желание заниматься определенной деятельностью.Задача преподавателя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей обучающихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Студентов необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях. В современном мире - в мире технологий самыми востребованными являются специальности технической направленности. Практически все технические профессии связаны с изучением химических веществ, с их свойствами и получением. Возникает вопрос: зачем знать химию автомеханикам? Любой автомеханик должен знать:Что залить в бензобак той или иной модели авто? Как защитить автомобиль от коррозии, особенно на зимней дороге? Какой антифриз лучше? и другие. Изучая химию и другие естественно-научные дисциплины общеобразовательного цикла студенты получают базовые знания, для применения их в профессиональной направленности. В своей педагогической деятельности использую различные пути активизации познавательной деятельности через разные методы и приемы, которые стимулируют активность и самостоятельность обучающихся. В профессиональной деятельности использую:Самостоятельной работы такие, как: - Работа с терминами, законами, определениями: составить глоссарий, закончить предложение, выписать незнакомые слова и найти объяснение к ним (можно использовать и на занятиях и как домашнее задание).- Составить схему с примерами, заполнить таблицу (можно использовать и на занятиях и как домашнее задание).- Решить задачу по алгоритму (можно использовать и на занятиях и как домашнее задание).Приемы и методы: - Приём «Черный ящик». Тема: «Неметаллы», форма - загадка.- Атомы этого элемента обладают способностью отдавать и принимать одинаковое число электронов, равное номеру группы, в которой он находится. Благодаря этому свойству его атомы, образуя друг с другом ковалентные неполярные связи, могут составлять длинные цепочки. Этот элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. (Углерод- это неметалл) Тема «Непредельные углеводороды. Этилен», форма – решение задачи на вывод формулы: «Определить формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 85,7 %. Относительная плотность по водороду равна 14» .Обучающиеся находят формулу C2Н4 и выход на тему урока. - Прием «Мозговой Штурм»Метод, используемый для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую. Достоинство этого метода - большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается, а на стадии рефлексии может быть получен конечный продукт.Тема «Азотсодержащие соединения. Карбоновые кислоты».На слайдах показаны изображения: яблок, мандарин, апельсин, лимоны Учитель показывает на фрукты и спрашивает: что объединяет эти продукты? Ответ: содержатся кислоты. При изучении тем, связанных с профессией, эффективны такие формы работы, как подготовка учащимися докладов, рефератов, индивидуальных проектов. Обучающимся заранее предлагаются темы:Органическая химия и моя будущая профессия. Использование пластмасс в автомобилестроении. Значение алюминия и его сплавов для автомобилей. Водород – топливо будущего Альтернативные виды топлива как способ уменьшения химического загрязнения окружающей среды Влияние автомобильного шума на здоровье человека. Ещё один из способов решения вопроса мотивации, который я применяю на занятиях - это организация проблемно - поисковой деятельности обучающихся. Эта деятельность усиливает познавательный интерес учащихся; способствует получению более глубоких знаний и что немало важно, показывает их прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить. Эффективны вопросы, задачи и упражнения с производственным содержанием. Их можно использовать на всех этапах урока при актуализации знаний учащихся, в процессе изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, а также как средство контроля знаний обучающихся.Приведу примеры некоторых из них:Тема занятия: Предельные и непредельные углеводороды: Вопрос для фронтального опроса: Назовите углеводородный состав бензиновой фракции нефти. (С5 – С11 – углеводородный состав бензиновой фракции)Тема занятия: «Химические свойства веществ» При раскрытии подушки безопасности происходит ряд химических реакций. При столкновении азид натрия (NaN3) или нитрид натрия , подвергнутый воздействию электрического разряда, разлагается на натрий и азот:2NaN₃ → 2Na + 3N₂При разложении азида натрия образуется большое количество азота, который заполняет подушку и быстро раздувает ее. Чтобы связать выделившийся натрий, а также увеличить выход газа, в смесь добавляют нитрат калия:10Na + 2KNO₃ → K₂O + 5Na₂O + N₂Для связывания образовавшихся оксидов натрия и калия в исходную смесь вводят еще один компонент – диоксид кремния. Оксиды реагируют друг с другом с образованием безопасных силикатов:Na₂O + SiO₂ → Na₂SiO₃Тема занятия: Электролитическая диссоциация. Вопрос для фронтального опроса: Опишите, какими причинами объясняется электропроводность растворов электролитов. Почему в летнее время приходиться часто добавлять дистиллированную воду в автомобильный аккумулятор? (Электропроводность растворов электролитов объясняется их способностью под действием воды распадаться на ионы, которые проводят электрический ток. В летнее время вода испаряется, плотность электролита повышается, поэтому добавляем воду, чтобы поддерживать нужную концентрацию электролита, при которой должен работать аккумулятор). И другие. Обучение с использованием заданий профессиональной направленности, способствует повышению интереса к учебе. Можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у обучающихся интерес к овладению знаниями. Преподавание в значительной степени -это искусство, которое призывает к использованию талант и творчества. Но оно должно быть научно обоснованным, так как охватывает «репертуар» технических приемов, методик проведения учебных занятий, умений и навыков, которые можно систематически изучать и описывать, и таким образом передавать, и улучшать.
