Публикации Проблемная ситуация как средство формирования у детей с ОВЗ познавательных способностей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемная ситуация как средство формирования у детей с ОВЗ познавательных способностей
Автор: Нечаева Елена Юрьевна

Проблемная ситуация как средство формирования у детей с ОВЗ познавательных способностейСаяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями оказывает комплекс услуг детям с детским церебральным параличом, неврологической патологией, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержками развития и хронической соматической патологией в возрасте от рождения до 18 лет, проживающим на территории Республики Хакасия.  Реабилитация детей в Центре проводится курсами с длительностью пребывания  13 дней. Одной из основных задач реализации образовательной программы Центра является стимулирование творческой активности детей, развитие у них способности к самостоятельному решению возникающих проблем и самоопределению. Грамотное сочетание индивидуального подхода и коллективной работы с применением разнообразных методик коррекции и развития позволяет педагогическому коллективу не только повышать эффективность реабилитационных мероприятий, но и делает процесс восстановления функций ребенка реальным и значимым. Я, как воспитатель, работающий с детьми в возрасте от 10 до 18 лет, особое внимание уделяю применению в обучении метода проблемных образовательных ситуаций, направленного на формирование у них познавательных способностей. Решение детьми таких ситуаций стимулирует развитие их логического мышления, творческого воображения, побуждает самостоятельно находить необходимые знания. Это – эффективная форма работы с детьми с ОВЗ, когда педагог создает в образовательном процессе условия нехватки информации и опыта у ребенка, побуждая его активно искать пути разрешения проблемы. Метод привлекает тем, что свободно реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени; ситуации организуются в любое время в режиме дня, во время прогулки, на занятиях познавательного характера, в процессе продуктивной деятельности; их легко «привязать» к изучаемой теме или возникающим реальным ситуациям. В процессе активного взаимодействия детей и взрослого происходит осознание проблемы с последующим самостоятельным разрешением; дети приобретают навыки познавательной деятельности, а педагог обеспечивает оптимальный уровень независимости детей при постоянном направляющем участии в их развитии.В рамках данного подхода к обучению, педагог принимает позицию организатора учебного процесса в роли режиссера хода деятельности, а не просто транслирует определенные знания. Основная цель здесь переориентирована на личностное и интеллектуальное развитие детей, где информация становится инструментом для активной деятельности, а не ее конечной целью. Воспитанники являются полноправными участниками образовательного процесса, участвующими в принятии решений и несущими ответственность за результаты деятельности. Педагогическая стратегия включает создание ситуаций, находящихся на грани возможностей ребенка, в «зоне его ближайшего развития», где дети способны максимально раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал. Важнейшая задача педагога — наполнить жизнь в детском коллективе разнообразными событиями, задачами, идеями и проблемами, вовлекая каждого ребенка в содержательные и значимые процессы, смещая акцент на активное участие детей в деятельности, что способствует их всестороннему развитию, в т.ч. развитию познавательных способностей. Особое внимание, в первую очередь, необходимо уделить развитию у детей интереса и формированию творческого подхода к решению проблемных ситуаций. Достичь этих целей возможно через реализацию ряда задач:
  • последовательное и систематическое расширение кругозора детей, знакомство их с многообразием объектов и явлений окружающего мира, их взаимосвязями;
  • совершенствование речевых функций (обогащение словарного запаса, развитие связной и грамматически правильной речи, умение формулировать вопросы и ответы);
  • развитие способности анализировать объекты на предмет их свойств и признаков, выявлять сходства и различия между ними;
  • формирование умений проводить аналогии и сравнивать объекты и ситуации на основе выявленных общих черт;
  • развитие навыка внимательного слушания друг друга;
  • формирование умения распознавать и формулировать проблемы, самостоятельно или с помощью взрослых определять противоречия и находить оптимальные решения, а также оценивать их эффективность.
  • Чтобы данный метод способствовал развитию воспитанников, следует учитывать ключевые аспекты формирования проблемных ситуаций: основной упор делается на развитие самостоятельности и креативности ребенка в процессе поиска решений; проблемная задача должна гармонично сочетаться с изучаемыми материалами с опорой на текущие знания ребенка; создаваемая сложность задачи должна быть посильной для ребенка и стимулировать его желание к самостоятельному решению; проблемный вопрос формулируется ясно и понятно, базируясь на основополагающих дидактических принципах. Процесс постановки и решения проблемной ситуации поэтапный и включает в себя: 1. Анализ имеющихся знаний детей через вопросы педагога «Что нам необходимо для решения вопроса?», «Что мы можем использовать для решения проблемы?».2. Поиск решений подразумевает открытие новых связей и гипотетических подходов, активное использование внешних источников информации. 3. Практическая реализация решений с последующей проверкой их обоснованности. 4. Самоанализ и самооценка детьми своих действий: «Задача выполнена? Как применять полученные знания в жизни?». Для оптимального управления процессом педагог сосредоточивается на создании проблемных ситуаций и управлении поисковыми действиями детей; дети активно участвуют в понимании задачи, самостоятельном решении и самооценке своих достижений; совместная работа заключается в совместной формулировке проблемы и подведении итогов. Эффективность использования проблемного обучения напрямую зависит от продуманности каждого этапа взаимодействия педагога с воспитанниками. Ниже представлены варианты проблемных ситуаций, наиболее эффективные в работе с детьми с ОВЗ от 10 до 18 лет.Проблемные ситуации на установление причинно-следственных связей Ситуация «Предсказание последствий»: предлагается воображаемая история «Что случится в городе, если вдруг исчезнут все автомобили. Задача детей – представить как можно больше возможных изменений и привести аргументированные причины для каждого. Ситуация «Расследование события»: педагог предлагает серию коротких историй с неопределенными исходами. Дети выдвигают различные гипотезы о причинах и последствиях описанных ситуаций, осуществляют поиск логических связей. Проблемные ситуации на основе «мозговых штурмов»Ситуация «Нестандартный подход»: педагог представляет неполную или абсурдную задачу, направленную на развитие креативности, умения аргументировать необычные решения (например, «Как построить мост из конфет?»). Воспитанники генерируют идеи, обосновывают их с учетом заданных условий и возможных ошибок. Проблемные ситуации на разрешение противоречий Ситуация «Парадоксы»: педагог предлагает противоречивые утверждения (например, «Чем больше мы учимся, тем меньше знаем»). Дети должны объяснить и разрешить противоречие с использованием различных точек зрения. Ситуация «Двойной эффект»: педагог предлагает примеры из реальной жизни «Как влияет запрет мобильных телефонов в школе на успеваемость и дисциплину?». Цель – выявление положительных и отрицательных аспектов, формулирование аргументов «за» и «против». Ситуация «Противоречивые герои»: создание ситуаций с персонажами, обладающими противоположными качествами (добрый – злой, хороший плохой, щедрый – жадный и т.п.). Дети анализируют противоречия и предлагают пути их преодоленияПроблемные ситуации на применение имеющихся у детей представлений Ситуация «Великанские задачи»: педагог предлагает задачу «Как устроить праздник для гигантского робота?». Дети должны применить свои знания о размерах, пропорциях и потребностях в повседневной жизни к необычным условиям. Ситуация «Путешествия во времени»: предлагается решить проблему «Что взять с собой на год в прошлое или будущее?» с целью развития творческого воображения, создания замыслов, высказывания идей. Воспитанники определяют необходимые предметы, объясняя их выбор через понимание исторических периодов и технологий. Представленные адаптированные подходы позволяют создавать интригующие сюжеты для вовлечения детей, развивать у них критическое мышление и коммуникативные навыки, учитывают особенности восприятия информации детьми с ОВЗ, делая процесс обучения доступным и увлекательным.Регулярное применение проблемных ситуаций в образовательном процессе для детей с ОВЗ способствует развитию широкого спектра метапредметных и личностных навыков: регулятивных - дети научились определять и анализировать проблемы; у них развито умение планировать этапы деятельности, контролировать и корректировать свои действия; улучшена способность к саморегуляции, укреплены навыки самоконтроля и самооценки; коммуникативных - дети стали увереннее вести диалог, выражая свои мысли и идеи; улучшились навыки активного слушания и понимания мнений других; сформировано умение строить конструктивные аргументы и вести дискуссии; дети способны работать в команде, учитывая мнения всех участников; познавательных - дети научились находить и анализировать необходимую информацию для решения проблем; улучшились навыки логического анализа, построения аргументов и выводов; дети стали лучше понимать и устанавливать причинно-следственные связи; развито умение генерировать нестандартные идеи и замыслы; применяют полученные знания в повседневной жизни; личностных – могут ставить и формулировать цели своей деятельности; улучшилось понимание собственных возможностей и способов достижения результатов; дети стали более общительными, активно высказывают свое мнение и участвуют в обсуждениях. Таким образом, применение метода проблемной ситуации является результативным, обеспечивающим высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта, мыслительных и творческих способностей детей, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий; способствует не только развитию ключевых компетенций, но и оказывает глубокое влияние на личностное развитие, формируя уверенных, активных и социально адаптированных индивидов.
    -