Публикации
Формирование устойчивой познавательной мотивации школьников как эффективный ресурс успешности обучения или (эффективный ресурс повышения качества образования)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование устойчивой познавательной мотивации школьников как эффективный ресурс успешности обучения или (эффективный ресурс повышения качества образования)
Автор: Нуриахметова Наталья Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование устойчивой познавательной мотивации школьников как эффективный ресурс успешности обучения или (эффективный ресурс повышения качества образования)
Автор: Нуриахметова Наталья Александровна
Формирование устойчивой познавательной мотивации школьников как эффективный ресурс успешности обучения или (эффективный ресурс повышения качества образования)-Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.- Поговорим?- О чём?- О разном и о прочем.- О том, что хорошо.- И хорошо не очень.- Чего-то знаешь ты.- А что-то мне известно.- Поговорим?-Поговорим. Вдруг будет интересно…А начать я его хочу вот с такой истории. « Ватага ребят облюбовала для своих игр один двор. Почти целый день они толкались там, шумели, свистели, играли в футбол. Жильцы, как могли боролись с мальчишками. Они их взывали к совести, грозили пожаловаться в школу и родителям, вызывали милицию… В ответ ребята только смеялись. И казалось, они получают удовольствие от того что на них нет управы. Наконец за дело взялся один из самых старых жильцов. Он подошёл к мальчишкам и сказал им, что ему очень нравится их присутствие во дворе. Это ему напоминает молодость. Поэтому он будет платить ребятам по червонцу, лишь бы они играли здесь. Ребята воодушевились. В этот день они даже громко спели песню хором. На следующий день старик снова принёс деньги. Так всё продолжалось где-то неделю - ребята веселились и исправно получали свои денежки. Но потом старик сказал, что денег у него больше нет. Однако он будет очень рад, если ребята продолжат бесплатно играть в его дворе. Те от возмущения даже опешили: Неужели ты думаешь, что мы будем за просто так толкаться здесь, -засмеялись они. Ребята ушли и больше не вернулись». -Почему ребята так поступили? (У них не было мотива для дальнейших игр.) Мотив – осознанное побуждение (предмет , действие ,знание) На современном рынке информационных услуг педагогу предлагается такой широкий спектр литературы по данной проблеме, что впору растеряться какие мотивы формировать, какие и когда методические приемы использовать, как разработать систему работы в данном направлении для достижения желаемых результатов.Сегодня я хочу поделиться с вами тем, какой ответ на данный вопрос я и мои коллеги для себя открыли. Игра «Тайный ученик»Суть игры: преподаватель выбирает «тайного ученика» в начале занятия, но не говорит, кого именно. А затем сообщает классу, что будет наблюдать за выбранным учеником в течение всего урока. Тот в свою очередь должен выполнить определенный список требований. Например, не перебивать других, ответить на вопрос и т. д. — все это можно допридумать. Если требования выполняются, весь класс получает награду. Это могут быть 5–10 минут свободного времени, дополнительный перерыв, отмена домашнего задания или что-то еще небольшое, но приятное.Если «тайный ученик» справляется, его имя объявляют в конце урока со словами «Вы можете поблагодарить сегодня Лену/Митю/Сашу за то, что у вас не будет домашнего задания».Если же загаданному школьнику не удается выполнить требования, то учитель просто говорит: «К сожалению, наш „тайный ученик“ не справился с заданием, но вы сможете попробовать получить награду на следующей неделе».Педагог утверждает, что этот метод эффективен и дети чувствуют ответственность друг за друга: все хотят получить награду и не подвести остальных и больше фокусируются на уроке.Методический прием "Брошенный камень" нашел применение в технологии развития письменной и устной речи через словесное творчество. Прием позволяет развивать творческое мышление, фантазию детей, учит находить логическую взаимосвязь между предметами, явлениями, событиями. В то же время, прием обогащает речь, вызывая в памяти образы, сравнения и художественные обороты. Чаще всего технологию "Брошенный камень" используют при подготовке к написанию сочинения.Технологию "Брошенного камня" предложил известный сказочник и журналист Дж. Родари. Этот прием позволяет "набрать лексические единицы" для сочинения, статьи, рассказа.Суть приема в следующем: дается одно слово по теме. Задача ученика: назвать как можно больше предметов, явлений, эпитетов, связанных с этим словом — те, которые всплывают как ассоциации.Получается, что заданное слово — вроде камня, брошенного в воду, а расходящиеся круги — это и есть те слова и ассоциации, которые всплывают в памяти. В этом отношении прием очень похож на прием свободных ассоциаций, так как предполагает свободный "поток сознания".Далее следует этап анализа: каждое слово нужно соотнести с темой урока и оставить только те, которые понадобятся при составлении рассказа, написании сочинения.Как использовать прием "Брошенный камень" на урокахНапример, на уроке русского языка предстоит написать сочинение на тему "Весна". Ученикам дается слово: "весна". Они должны вспомнить все, что они помнят о весне. Примерные варианты: тепло, аромат, цветы, желтые мимозы, мама, праздник, капель. Записываются все слова — без комментариев и размышлений. Только потом начинается отбор — о чем именно будет написано в сочинении.Другой вариант: можно расположить слово по вертикали и на каждую букву слова придумывать новые слова: В — веселье, восторг, верба; Е — еда, еж, ель; С — солнце, свет, сирень, собака и т.д. И пусть на первый взгляд, вроде ничего не связывает собаку и весну. Зато кого-то может озарить идея: написать про случай с собакой, который случился весной.Прием "Брошенный камень" чаще используют на уроках в начальной школе. Хотя его можно и нужно применять и в старших классах, чтобы не приучать детей мыслить и не выражаться в письменной речи штампами.Приём “Жокей и лошадь”Описание: приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор — А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Пример. На уроке литературного чтения при изучении темы «Мифы Древней Греции» одной команде («Жокеям») даются карточки с именами древнегреческих богов, другой — карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.Приём «Добавь следующее»Описание: Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.Пример. 1.Слон. 2.Слон, тигр. 3.Слон, тигр, лев и т. д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.Метод актуализации опорных знаний « Магазин» (использовался на уроке русского языка)Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.Участники: все обучающиеся.Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).Приём «Удивляй!»Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие.Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.Урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа.Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.Или Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?(Ежи вылизывают свою шерсть слюной, получившейся после пережевывания чего-нибудь кислого/едкого)Гонка за лидером – способ развития учебно-познавательной компетенции учащихся. С последней парты каждого ряда запускается лист с заданием, в котором ученики заполняют по одному фрагменту: пропущенное слово, фразу, часть в таблице, схеме, формулах и т. д. Выполненное задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно. Прием используется на этапе проверки домашнего задания.
