Публикации
Урок по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс Тема: "Полезные ископаемые - богатства земных недр"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс Тема: "Полезные ископаемые - богатства земных недр"
Автор: Труфанова Ольга Ильинична
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс Тема: "Полезные ископаемые - богатства земных недр"
Автор: Труфанова Ольга Ильинична
Конспект урока по учебному предмету «Окружающий мир» 3 классна тему «Полезные ископаемые - богатство земных недр»Составила: учитель начальных классовТруфанова Ольга ИльиничнаТип урока: Урок усвоения новых знанийУМК: УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 2 часть, с.46 – 50, Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 часть, с. 28 – 31, Тесты с. 58-59 Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.Задачи урока: образовательные: знакомство с полезными ископаемыми, их свойствами, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые;развивающие: развитие мышления, памяти, речи учащихся, умения выделять главное, делать умозаключения, выводы;воспитательные: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):Личностные:- учащиеся сформируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; сформируют уважительное отношение к природным богатствам нашей планеты; расширят кругозор об окружающем мире, его богатстве и разнообразии.Метапредметные:- самостоятельно научатся определять цели урока после обсуждения; следуя плану, научатся сопоставлять свои действия с поставленной целью и при необходимости вносить коррективы; научатся ориентироваться в своей базе знаний и выбирать нужные материалы для решения учебной задачи.Регулятивные: - совершенствуют навыки выявления и формулирования учебной задачи (проблемы);Познавательные: - сформируют навыки обработки информации: научатся анализировать, делать выводы и обобщать.Коммуникативные: - будут развивать способности внимательно слушать одноклассников, учитывать их мнения, проявлять к ним уважение, быть открытым к изменению своей позиции, а также сформируют уважительное отношение к различным взглядам, мнениям. Предметные: - сформируются представления о «полезных ископаемых», знания о многообразии этих ресурсов, их характеристиках, методах извлечения и использовании в жизни и деятельности человека.Результат урока: в ходе урока учащиеся научатся различать образцы полезных ископаемых, их названия и свойства, их пользу для человека.Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, в парахТермины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.Методы: частично-поисковый, исследовательский.Оборудование: образцы полезных ископаемых, проектор, учебник, рабочая тетрадь, тесты, атлас – определитель.Образовательные ресурсы: Презентация «Полезные ископаемые», видеоурок .Ход урока:Организационный момент:Цель: привлечь внимание учащихся, настроить на работу. (1 минута)- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Вы готовы к уроку? Давайте проверим! Учебник, рабочая тетрадь, тесты, атлас-определитель, ручка, простой карандаш, ластик, линейка - всё на месте и готовы к работе вместе с вами?(Учащиеся проверяют наличие всего необходимого оборудования для урока).II. Актуализация знаний. Постановка учебных задач и её решение. (5-7 минут)Цель: актуализировать имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Быстро мобилизовать учащихся на работу. Побуждение к формулированию темы урока.- Давайте включим мышление и отгадаем загадки:1. Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе,Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок).2. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло,Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он чёрный, блестящий, Помощник настоящий. (Уголь).- Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (Глина). - Белый камешек растаял, На доске следы оставил (Мел).- Её из моря добывают.И хорошо её все знают,Ведь если в пище её нет,Невкусным станет твой обед.И сохранить она поможетГрибы, огурчик, рыбу тоже.На кухне ты её найдёшь, В хозяйстве с ней не пропадёшь. (Соль).- О чём все эти загадки? Как вы думаете? (О полезных ископаемых).- Правильно. Это всё полезные ископаемые. Но это лишь малая часть всех добываемых полезных ископаемых во всём мире. Их на самом деле очень и очень много, они все разные и отличаются друг от друга свойствами, состоянием, цветом и использованием в жизни человека.Тема нашего урока «Полезные ископаемые - богатство земных недр» (1 слайд).Полезные ископаемые – природное богатство, это бесценное богатство нашей планеты, нашей Земли (глобус). Полезные ископаемые относятся к неживой природе.Почему ископаемые? Потому что извлекаются из недр Земли. Их добывает человек разными способами, с помощью различной техники. Почему полезные? Потому что полезные ископаемые потому и называются полезными, что используются человеком, практически в каждой деятельности человека: одни - в строительстве, другие - служат топливом, из третьих – получают металлы. - Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока? - Какие полезные ископаемые бывают?- Как добывают и используют их люди в своей жизни?- Как необходимо беречь и охранять полезные ископаемые? (слайд 2)- Давайте определим цель нашего урока: познакомиться с полезными ископаемыми (образцы, коллекция полезных ископаемых), определим роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования (3 слайд).(Учащиеся отгадывают загадки, помогают учителю в формулировке целей и задач урока).III. Работа по теме урока. (20 минут)- Сейчас в дополнение всего сказанного я предлагаю посмотреть видеоурок про полезные ископаемые. (Учащиеся смотрят видеоурок).- Вы посмотрели видеоурок и многое узнали о полезных ископаемых. А теперь открываем учебники на с. 46. и продолжаем изучать тему урока. Читаем первый абзац. - Какие бывают полезные ископаемые? (твёрдые, жидкие и газообразные). (Учащиеся работают по учебнику и в рабочей тетради, отвечают на вопросы учителя).- Давайте вспомним, что видели и слышали, повторим и подробнее о них поговорим (4 слайд):Есть горючие полезные ископаемые — это нефть, каменный уголь, горючий сланец, природный газ и его гидраты, торф и другие горючие минералы и вещества. По физическому состоянию горючие ископаемые делятся на три вида: Твёрдые — уголь, различные руды, торф, горючие сланцы. Жидкие — нефть. Газообразные — горючий газ (5 слайд). Горючие полезные ископаемые являются незаменимым источником энергии в современном мире. При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Они были сформированы много лет назад в результате разложения останков животных и растений. Обычно залегают во впадинах и на равнинах материков, встречаются также на шельфе океанов. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.Рудные (металлические – это железо, титан, медь, свинец, алюминий, золото, серебро и др.). Нерудные (строительные материалы: гранит, известняк, доломит, мрамор, песчаники и др.). Они служат сырьём для производства минеральных удобрений, для общехимического производства, для металлургии, для производства минеральных красок, являются техническими кристаллами, драгоценными и поделочными камнями (изумруд, агат, малахит, бирюза и др.). - Переходим к практической работе (с. учебника 46, образцы полезных ископаемых.). (Учащиеся работают по учебнику).Дать возможность каждому учащемуся подержать в руках образец полезного ископаемого, рассмотреть, рассказать о нём. Все исследования вам надо записать в таблицу и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. (Учащиеся по одному выходят и рассказывают о полезных ископаемых). Вопросы:1. Название полезного ископаемого.2. Твёрдое или жидкое ископаемое?3. Прочное или хрупкое?4. Определить цвет, прозрачность.5. Где можно использовать, применить.- Сделаем выводы: данные образцы полезные ископаемые твёрдые, имеют разный цвет, непрозрачные, плотные, рудные, нерудные. Их используют в строительстве, в качестве топлива, и в другой деятельности человека. (Учащиеся выполняют практическое задание, используя образцы природных ископаемых).- Дальше открываем рабочие тетради с 28 задание № 2, заполняем таблицу. - Для чего и как добывают полезные ископаемые?Читаем текст с 47-48. Учитель читает текст, дети внимательно слушают. (Учащиеся работают по учебнику).- Давайте вспомним термины, которые вы слышали из видеоурока и которые встретили сейчас в тексте (геолог, месторождение, котлованы, карьеры, шахты), что они означают. (Учащиеся активно участвуют в беседе).- Вспомним, где и что добывают? Каменный уголь добывают в шахте. Глину, песок, железную руду, известняк, гранит - в карьере. Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас — с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают. Нефть и газ – из скважин. (Учащиеся отвечают на вопросы, пользуясь учебником).- Вернемся к заданиям в рабочей тетради. С. 29 задание 3, нужно заполнить таблицу, поставить «+» в соответствующем столбике. (Учащиеся выполняют самостоятельно задание).Физминутка (1 минута).На болоте две подружки,Две зеленые лягушкиУтром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, ручками хлопали,Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.Вот здоровья в чем секрет.Всем друзьям физкультпривет.VI. Закрепление изученного материала (10 минут)Работа в парах:1 пара - Как вы думаете, могут ли когда - нибудь закончится полезные ископаемые на нашей планете?2 пара - Смогут ли люди жить без полезных ископаемых?3 пара - Что произойдёт с человечеством в случае, если иссякнут все полезные ископаемые?4 пара - Что необходимо предпринимать, чтобы полезные ископаемые не закончились? (Учащиеся отвечают на вопросы учителя, делятся своими мнениями) - А теперь, открываем Тесты и выполняем задание на с. 58. (Учащиеся выполняют тест по новой теме).V. Подведение итогов урока. Рефлексия. (6 минут).-Может ли человечество обойтись без природных богатств? Нет. Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. - Как люди должны относиться к природным богатствам? Рационально использовать их, добывать их правильно, не нанося вред природе.Вывод: запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. - Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной целью и задачами? На все ли ответили вопросы? Да.- Какие открытия вы для себя сделали? Что понравилось на уроке? (Ответы учащихся)- Домашнее задание: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в рабочих тетрадях выполнить на с. 30-31 задания № 4, 5, 6, 8. - Если вы считаете, что урок вам был полезен и интересен, поднимите жёлтый весёлый смайлик, а кому не понравилась работа на уроке, поднимите смайлик «УПС»- Все молодцы! Спасибо за работу на уроке!
