Публикации
Методическая рекомендация. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая рекомендация. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека
Автор: Носырева Инна Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая рекомендация. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека
Автор: Носырева Инна Васильевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ«Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека»Составитель:Носырева Инна ВасильевнаПедагог дополнительного образования образцового коллектива-студии «Пейзажная пластика» 2025 г.СОДЕРЖАНИЕ:Титульный лист………………………………….…………………стр. 1 Введение…………………………………………….………………стр. 2 Описание реализации …………………………….………………..стр.4 Организационно-методическое обеспечение ….…………………стр. 6 Выполнение поставленной задачи ………………………………..стр. 7 Достигнутые результаты и их оценка ………………....………….стр. 7 Условия реализации обучения …………………………………….стр. 7 Классификация методов обучения ………………………………..стр. 7 Три основных этапа творческой деятельности обучающегося …стр. 8 Заключение …………………………………………………………стр. 8 Список литературы …………………………………………...……стр. 9 ВВЕДЕНИЕБогато и разнообразно декоративно-прикладное искусство. В этом виде искусства народ выражал свои представления о прекрасном, стремился преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение. Лучшие произведения декоративно-прикладного искусства поражают простой и лаконичностью, служат великолепными образцами использования обычных, повсеместно распространенных материалов.Поистине увлекателен, приносящий большое удовлетворение процесс освоения «тайн мастерства» отдельных видов художественных ремесел.Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. Еще в каменном веке предметы быта украшались орнаментами и насечками, чуть позже появились украшения из кости, дерева и металла, для работы стал использоваться самый разнообразный материал - глина и кожа, дерево и золото, стекло и волокна растений, когти и зубы животных. Но человек не задумывался над тем, что привычные вещи, окружающие его всю жизнь, можно назвать искусством и выделить в отдельное течение. Но уже в эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Это было вызвано пробуждением интересов людей к прошлому, связанному с возникшим тогда культом античности. Наибольшего развития декоративно-прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Очень часто простая, практически удобная форма предмета скрывалась за изысканными украшениями - росписью, орнаментом, чеканкой.Сейчас же декоративно-прикладное искусство является самостоятельным видом искусства, стало актуально делать подарки и украшать своё жилище предметами декора ручной работы, поэтому декоративно-прикладное искусство привлекает к себе мастеров. Красота и польза всегда рядом.Декоративно-прикладное искусство не стоит на месте, появляются новые техники, материалы, каждый из видов декоративно-прикладного искусства развивается по-своему. В отрасли работы со стеклом, появляются новые краски и материалы для работы, благодаря чему люди могут творить дома, без особых трудностей. В плане декора, все тоже не стоит на месте, сейчас в магазинах рукоделия широкий выбор дополнений, и многого другого, что помогает создавать нам что-то индивидуальное и неповторимое.Если раньше изделия декоративно-прикладного искусства использовались чаще в быту, и это не считалось полноправным отдельным и самостоятельным видом искусства, то сейчас это очень актуально. Люди, даже не умеющие сами делать что-то своими руками, очень заинтересованы этим. Тем самым формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются, как носит целостной художественной культуры. В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Детский возраст сенситивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. По данной программе могут заниматься дети с любой подготовкой. Задания даются с постепенным усложнением. Познавая красоту декоративно – прикладного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга). Формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей. Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры, поэтому необходимо учитывать национальные традиции при обучении тому или иному его виду.«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский.Образовательная область:Выявление одаренных детей в области декоративно-прикладногоискусства в раннем детском возрасте; Создание условий для художественного образования, эстетическоговоспитания, духовно-нравственного развития детей; Приобретение детьми знаний, умений и навыков в областидекоративно-прикладного искусства; Приобретение детьми опыта творческой деятельности; Овладение детьми духовными и культурными ценностями народовмира. Актуальность обучения:В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности. Изменения в социально-экономической, нравственной и культурной среде вносят корректировки в само понятие «творческая личность», которая в современной психолого-педагогической литературе трактуется как личность социально адаптированная, способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных оригинальных решений поставленных задач.Диапазон актуальности представлен системой занятий, упражнений, направленных на знакомство учащихся с разнообразными (в том числе новыми и редкими) видами рукоделия и декоративно-прикладного искусства, с их выразительными возможностями, включением их в систему проектов. Объект исследования:Виды декоративно - прикладного искусства. Предмет исследования:Влияние декоративно-прикладного искусства на человека. Цель исследования:Цель данного исследования является обучение детей традиционным и нетрадиционным видам техник декоративно-прикладного искусства. Гипотеза исследования:Занятие декоративно-прикладным искусством эстетически обогащает человека. Помогает познавать мир искусства, знакомиться сдревними истоками, открывать для себя прекрасное. Задачи исследования:Рассмотреть декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания; Показать важность и значимость эстетического воспитания в развитии обучающихся; Изучить историю появления декоративно-прикладного искусства; Доказать, что занятия декоративно-прикладным искусством помогают познать мир, увидеть его красоту, преобразить, сделать еще ярче и гармоничнее; Развивать в ребенке творческие способности, значит ставить перед ним задачи, благодаря которым, он будет нестандартно мыслить. ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ Несомненно, что декоративно - прикладное творчество оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения, зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств, создает богатые возможности для формирования у детей способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности. Особенность заключается в том, что темы занятия повторяются из года в год, а техника выполнения усложняется, добавляются все новые и новые элементы. Объем знаний становится больше, охват технических приемов шире, по системе «Повторяя усложняем». В этом случае неподготовленные дети, могут легко приобретать навыки, а те дети которым эти навыки уже знакомы, получают возможность применить их на более высоком уровне. Следующей особенностью является использование на занятиях широкого спектра художественных материалов и видов декоративно-прикладной деятельности, что позволяет добиться наибольшего результата. Также учитываются особенности цветового восприятия, где цвет играет главную роль и является необходимым в любом возрасте. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВАДекупаж – это техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком для сохранения полученного изображения, долговечности. Батик – это ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв Бисероплетение – это вид декоративно-прикладного искусства, создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Макраме – это техника узелкового плетения. «Узелковое плетение», или «макраме» - это древнее искусство декоративного рукоделия, основанное на плетении узлов. Квиллинг – искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Они и являются «строительным» материалом в создании работ: картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии. Скрапбукинг - вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, записей и других памятных мелочей. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. Мозаика – это декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Витраж — произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Оригами – это вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Керамика — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Вязание — это процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла). Вышивание — это общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, тюля и пр. Литьё — технологический процесс изготовления заготовок (реже — готовых деталей), заключающийся в заполнении предварительно изготовленной литейной формы жидким материалом с последующим его затвердеванием. Литьём называют также продукцию литейного производства, художественные изделия и изделия народных промыслов, полученные с помощью литья. Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом (это старинный народный промысел). И так далее… Декоративно-прикладное искусство очень разнообразно. Осваивая любой из этих видов, человек начинает познавать мир.ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Обучающиеся набираются в студию без учета художественных способностей, но тестируются для выявления уровня самооценки и уровня развития творческой активности. После чего делятся на группы (подгруппы). При формировании групп (подгрупп) также учитывается год обучения и личные успехи ребенка. При этом ребенок даже первого года обучения, но прекрасно проявивший свои художественные способности, может быть переведен в более старшую группу (и наоборот). ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИВ соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.При знакомстве с разнообразными техниками декоративно – прикладного творчества с целью развития творческого потенциала учащихся, наряду с традиционно признанными формами организации учебных занятий.Ознакомление с видами материалов, их свойствами; Обучение практическим навыкам выполнения различных видов техник декоративно-прикладного искусства; Обучение различным методам и приемам работы соответственно виду техники; Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка; Ознакомление учащихся с национально-региональными особенностями искусства. ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОЦЕНКА, ПРИМЕНЯЮТСЯ ДВА ВИДА КОНТРОЛЯВнутренний; Внешний (участие в выставках, конкурсах и фестивалях). УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯСветлый просторный класс; Стулья и столы (мольберты); Стул и стол для педагога; Методические пособия и т.д. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯУспех воспитания и обучения декоративно-прикладного искусства во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знание, умение, навыки, а также развить способности в той или иной деятельности. Под методами обучения изобразительной деятельности педагог принимает систему действий, организующего практическую и познавательную деятельность, которая направлена на усвоение содержания, определенной модифицированной программы. Традиционные методы обучения классифицируются по тому источнику из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания преподносятся, то выделяют методы:Наглядный; Словесный; Практический; Информационно рецептивный; Репродуктивный; Исследовательский; Эвристический; Метод проблемного изложения материала. Методы развития мотивации очень важны в процессе приобретения знаний:Эмоциональные методы – эффективные поощрения, создание ярких наглядных образных представлений, создание ситуации успеха и т.д. Познавательные методы мотивации – побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задач, проектов. Волевые методы мотивации – предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция. Социальные методы мотивации – развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контакта и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы. Социальные методы мотивации – развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контакта и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы. ТРИ ОСНОВНЫХ ЭТАПА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯВозникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящей композиции может быть определена самим ребенком или предложена ему. Чем старше дети, тем богаче их опыт в декоративно-прикладной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел. Процесс создания композиции. Тема задания направляет воображение обучающегося. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает композицию (изделие) по собственному замыслу. Деятельность на этом этапе требует умения владеть техникой исполнения, методами и приемами соответственно выбранной технике, выразительными средствами, специфичными для определенной технике исполнения в декоративно-прикладном искусстве. Анализ результатов – тесно связан с двумя предыдущими – это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ работы осуществляется при их максимальной активности, что позволяет осмыслить результат собственной деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕДекоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы.Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической деятельности. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Используя, методы и приемы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей, чем богаче впечатление детей, тем содержательнее и интереснее их жизнь, тем более будет развиваться их воображение. Занятие декоративно-прикладным искусством приобщает воспитанников к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Использование разнообразных техник декоративно-прикладного искусства расширяет кругозор учащихся, активизирует их творческую активность, способствует творческой самореализации каждого учащегося, так как позволяет найти занятие по душе каждому. В процессе обучения происходит интеграция различных техник рукоделия. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа педагога и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого педагога, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. Учащийся при этом является активным участником процесса познания, а не объектом, пассивно воспринимающим информации. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Выполняя проекты, дети учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания и умения, и приобретают новые.Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте…». В развитии личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».СПАСИОК ЛИТЕРАТУРЫН.А. Горлева «Твоя мастерская» М. Просвещение 2007г. А.А. Неменская «Твоя мастерская» М. Просвещение 2010г Донцов, Д. Общая психология / Д. Донцов, Л. Сенкевич, О. Турчан. - М.: Человек, 2015. - 352с. Соломенникова О. А. «Радость творчества». Москва. Мозаика-синтез,2005. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб. Детство-пресс. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
