Публикации Результаты деятельности МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка» по художественно-эстетическому развитию детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Результаты деятельности МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка» по художественно-эстетическому развитию детей
Автор: Толмачева Татьяна Михайловна

Результаты деятельности МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка» по художественно-эстетическому развитию детейВ современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности.Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Реализация цели осуществляется через решение задач:
  • организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
  • развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
  • приобщение к традициям родного края;
  • привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию;
  • Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:
  • работа с педагогическими кадрами;
  • работа с детьми;
  • взаимодействие с семьей.
  • Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:
  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  • создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • творческий подход к содержанию образования;
  • вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  • использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;
  • синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
  • осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Алтайского края;
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • преемственность в работе с учреждениями культуры.
  • В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности «Мастерилки» - по изобразительной деятельности, «В гостях у сказки» - театральный, «Юные волшебники» - по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами, формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.Создан учебно-методический комплект:
  • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации,
  • перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой деятельности по всем группам,
  • конспекты занятий, сценарии досугов и праздников,
  • сделан подбор дидактических музыкальных игр,
  • библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
  • Весь материал систематизирован.Организация учебно-вспомогательного процесса реализуется через:
  • занятия по изобразительной деятельности,
  • занятия по музыкальному воспитанию,
  • театрализованную деятельность,
  • кружковую работу,
  • индивидуальную работу,
  • выставки детских работ, персональные выставки,
  • посещение театров,
  • праздники, концерты, спектакли.
  • Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:
  • каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры по ИЗО, музыкальные, книжные уголки.
  • центры ИЗО оснащены предметами декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимым художественным материалом для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомами по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа.
  • в старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы», где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа,
  • аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале,
  • имеются методические разработки к занятиям по декоративно-прикладному искусству,
  • творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.
  • Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.Реализация художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическим кадрами:
  • педагогические советы - «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (систематизировались знания педагогов о жанрах русского фольклора),
  • семинары-практикумы – «Дети и творчество» (проведен мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, творческая мастерская «Оригами» и «Кукла-самокрутка»), «Театральная деятельность как средство коррекции эмоциональных и коммуникативных проблем ребенка» (сделана подборка игр и игровых упражнений по теме, проведен тренинг-практикум «Лечебные сказки»),
  • смотры-конкурсы – городской фестиваль детской игрушки «Матрешка»,
  • «Школа молодого педагога» - опытные педагоги проводят консультации – «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»,
  • анкетирование педагогов по проблемам данного направления,
  • творческое портфолио,
  • тренинги педагога-психолога с воспитателями,
  • посещение методических объединений по художественно-эстетическому развитию детей,
  • представление своего опыта на городских методических объединениях,
  • представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, фестивалях, конкурсах – краевой фестиваль детского фольклорного творчества «Солнцеворот - 2023», «Солнцеворот – 2024»
  • Вывод: Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя изо-деятельности, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.Сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
  • первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы. Педагоги организуют индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей через выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставок, выставок детских работ.
  • второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия – школа молодой семьи «Карапуз» (группа раннего возраста и первая младшая группа), музыкальные гостиные, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, психологический клуб «Вместе весело шагать», развлечения, досуги, праздники.
  • Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры.Коллектив детского сада тесно сотрудничает:
  • с Библиотекой для детей и юношества (дети принимают участие в праздниках «День библиотеки», «Книжная неделя», посещают выставки в библиотеке, библиотекари приходят в детский сад с передвижной библиотекой),
  • с МБУДО «Детская музыкальная школа № 1 г. Рубцовска» (дети выступают у нас в детском саду, посещаем концерты в школе, наши воспитанники занимаются в школе),
  • с Городским Дворцом культуры (просмотр театральных постановок, посещение мероприятий),
  • с Картинной галерей имени В.В.Тихонова (посещают выставки творчества),
  • с Театром кукол имени А.К.Брахмана (показывают спектакли для детей,
  • с МБУ ДО «Детско-юношеский центр» (посещение конкурсов, выставок),
  • с МБУК «Краеведческий музей» г. Рубцовска,
  • с МБУ ДО «Детская художественная школа».
  • В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера эстетического художественного творчества.В результате проделанной работы дети приобрели:
  • умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов,
  • у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт,
  • приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке,
  • проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве,
  • откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму,
  • используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.
  • К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в музыкальной школе, посещают кружки Дворца культуры, Художественную школу.
    -