Публикации
Результаты деятельности МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка» по художественно-эстетическому развитию детей
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Результаты деятельности МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка» по художественно-эстетическому развитию детей
Автор: Толмачева Татьяна Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Результаты деятельности МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка» по художественно-эстетическому развитию детей
Автор: Толмачева Татьяна Михайловна
Результаты деятельности МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка» по художественно-эстетическому развитию детейВ современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности.Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Реализация цели осуществляется через решение задач:организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности; развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий; приобщение к традициям родного края; привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию; Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:работа с педагогическими кадрами; работа с детьми; взаимодействие с семьей. Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:создание обстановки эмоционального благополучия; создание и обновление предметно-развивающей среды; творческий подход к содержанию образования; вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов; использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей; синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности; осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Алтайского края; взаимодействие с семьями воспитанников; преемственность в работе с учреждениями культуры. В детском саду организована сеть дополнительных образовательных услуг: функционируют кружки эстетической направленности «Мастерилки» - по изобразительной деятельности, «В гостях у сказки» - театральный, «Юные волшебники» - по бумагопластике. Цель кружковой работы – обогащение духовного мира детей различными средствами, формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.Создан учебно-методический комплект:программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации, перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой деятельности по всем группам, конспекты занятий, сценарии досугов и праздников, сделан подбор дидактических музыкальных игр, библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства. Весь материал систематизирован.Организация учебно-вспомогательного процесса реализуется через:занятия по изобразительной деятельности, занятия по музыкальному воспитанию, театрализованную деятельность, кружковую работу, индивидуальную работу, выставки детских работ, персональные выставки, посещение театров, праздники, концерты, спектакли. Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды:каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые уголки в группах; центры по ИЗО, музыкальные, книжные уголки. центры ИЗО оснащены предметами декоративно-прикладного искусства (дымковские глиняные игрушки, предметы хохломских, гжельских мастеров), необходимым художественным материалом для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомами по ознакомлению с видами и жанрами искусства с методическими разработками по организации занятий с детьми. Оформлены карточки с «пошаговым» показом техники создания образа. в старшей группе оформлен фрагмент «Русской избы», где проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа, аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале, имеются методические разработки к занятиям по декоративно-прикладному искусству, творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.Реализация художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическим кадрами:педагогические советы - «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» (систематизировались знания педагогов о жанрах русского фольклора), семинары-практикумы – «Дети и творчество» (проведен мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования, творческая мастерская «Оригами» и «Кукла-самокрутка»), «Театральная деятельность как средство коррекции эмоциональных и коммуникативных проблем ребенка» (сделана подборка игр и игровых упражнений по теме, проведен тренинг-практикум «Лечебные сказки»), смотры-конкурсы – городской фестиваль детской игрушки «Матрешка», «Школа молодого педагога» - опытные педагоги проводят консультации – «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству», анкетирование педагогов по проблемам данного направления, творческое портфолио, тренинги педагога-психолога с воспитателями, посещение методических объединений по художественно-эстетическому развитию детей, представление своего опыта на городских методических объединениях, представление опыта педагогов ДОУ на городских семинарах, фестивалях, конкурсах – краевой фестиваль детского фольклорного творчества «Солнцеворот - 2023», «Солнцеворот – 2024» Вывод: Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя изо-деятельности, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.Сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:первое направление – включает индивидуальные и наглядно-информационные формы. Педагоги организуют индивидуальные беседы, консультации. Просвещение родителей через выпуск информационных стендов, памяток, папок-передвижек, оформление фотовыставок, выставок детских работ. второе направление – включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства. С этой целью проводятся такие мероприятия – школа молодой семьи «Карапуз» (группа раннего возраста и первая младшая группа), музыкальные гостиные, семейные фотовыставки, родительские мастер-классы, психологический клуб «Вместе весело шагать», развлечения, досуги, праздники. Достижение результатов по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе комплексного подхода с другими учреждениями образования и культуры.Коллектив детского сада тесно сотрудничает:с Библиотекой для детей и юношества (дети принимают участие в праздниках «День библиотеки», «Книжная неделя», посещают выставки в библиотеке, библиотекари приходят в детский сад с передвижной библиотекой), с МБУДО «Детская музыкальная школа № 1 г. Рубцовска» (дети выступают у нас в детском саду, посещаем концерты в школе, наши воспитанники занимаются в школе), с Городским Дворцом культуры (просмотр театральных постановок, посещение мероприятий), с Картинной галерей имени В.В.Тихонова (посещают выставки творчества), с Театром кукол имени А.К.Брахмана (показывают спектакли для детей, с МБУ ДО «Детско-юношеский центр» (посещение конкурсов, выставок), с МБУК «Краеведческий музей» г. Рубцовска, с МБУ ДО «Детская художественная школа». В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера эстетического художественного творчества.В результате проделанной работы дети приобрели:умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт, приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке, проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве, откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму, используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в музыкальной школе, посещают кружки Дворца культуры, Художественную школу.
