Публикации Последствия разрыва с кровной семьей: как помочь ребенку справиться с утратой и адаптироваться к новой семье

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Последствия разрыва с кровной семьей: как помочь ребенку справиться с утратой и адаптироваться к новой семье
Автор: Цыкалов Владислав Алексеевич

Последствия разрыва с кровной семьей: как помочь ребенку справиться с утратой и адаптироваться к новой семьеЦыкалов Владислав АлексеевичРостовская область, г. Таганрог, ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям №3, педагог-психологРазрыв с кровной семьей — это глубокая травма, оказывающая разрушительное воздействие на психику и эмоции ребенка, о чем свидетельствует практика Таганрогского центра помощи детям №3. Дети переживают горе, тоску, злость и чувство брошенности, что со временем может привести к проблемам с самооценкой и сложностям в общении. В такие моменты важна поддержка, чтобы ребенок понял нормальность своих переживаний, и смог обсудить их открыто. Эмпатия, индивидуальный подход и методы, такие как арт-терапии помогают выражать эмоции и справляться с внутренними конфликтами. Любовь и безопасность в новой семье способствуют положительным изменениям и здоровому будущему.Попадая в учреждения интернатного типа, рутина и привычки помогают ребенку ощущать безопасность и стабильность. Когда день четко распланирован, а события предсказуемы, тревога уменьшается. Также важно дать ребенку возможность, открыто говорить о своих чувствах, не боясь осуждения. Поддержка вроде фраз: «Мне понятно, что тебе сейчас трудно» поможет ему понять, что его слышат. Празднование важных дат и сохранение традиций семьи, которую он потерял, тоже важны для адаптации. Уважение к прошлому ребенка помогает ему легче принять новые условия.В нашем Центре функционируют группы семейного типа, где создан уютный уголок для ребенка, который помогает ему адаптироваться к изменениям в новом пространстве. Педагоги и специалисты центра вовлекают детей в общие дела, и это укрепляет связь и создает новые воспоминания. Педагог-психолог индивидуально проводит коррекционно-адаптационную работу с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: тренинги на снятие уровня тревожности; проводятся арт-терапевтические занятия, направленные на адаптацию ребенка в коллективе; проводится сказкотерапия повышения уровня эмоционального состояния.Педагоги и специалисты Центра создаю безопасную и поддерживающую среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно, что немаловажно в адаптационном периоде. Уделяют много внимания эмоциональному состоянию каждого воспитанника, позволяя им доверительно делиться своими переживаниями и страхами. Открытые диалоги, круглые столы, воспитательные и коллективные мероприятия, в которых каждый может высказать свои чувства, укрепляют доверие и способствуют лучшему пониманию друг друга. Такие моменты создают стабильность и уверенность, что особенно важно в условиях изменений. Также важны ритуалы и традиции, которые могут быть адаптированы в зависимости от новых реалий. Наконец, поддержка со стороны шефов и волонтеров может стать источником силы и вдохновения. Важно отметить, что в каждой семейно-воспитательной группе педагогами реализуются свои уникальные методы и подходы, которые соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям воспитанников. Воспитанники совместно с воспитателями посещают музеи, кинотеатры, театры, различные экскурсии, концертные программы. Эти моменты укрепляют связь и поддерживают эмоциональную близость. Кроме того, вовлечение детей в создание семейных ритуалов, обустройства своих комнат может привнести элемент игры и радости. Например, регулярные занятия по дополнительному образованию, не менее важны, так как все могут проявить свои таланты и раскрыть способности в той или иной области. Педагоги совместно с детьми проводят кулинарные мастер-классы, обучая воспитанников элементарным навыкам приготовления различных блюд и основам этикета. Такие активности не только укрепляют семейные узы, но и помогают детям чувствовать себя признанными и важными.Чтобы не допустить усложнение ситуации воспитанники даже в адаптационный период находятся под наблюдением педагога-психолога. Специалист на начальном этапе выявляет личностные и индивидуальные особенности ребенка при помощи различных методик и тестов. Затем на каждого ребёнка составляется адаптационный лист, где можно проследить динамику эмоционального состояния. Адаптационный период длится 30 дней. После его окончания педагог-психолог составляет рекомендации для использования при планировании воспитательной работы с данным ребенком. Далее, на основе тестов, тренингов, анкетирования и др. психолог составляет индивидуальный план коррекционной работы с воспитанниками. По итогам реализации коррекционных программ проводится мониторинг освоения материала.Чтобы не допустить пагубные последствия, после разрыва с кровной семьей, проводятся мероприятия, направленные на восстановление кровно-родственных связей, если они не противоречат интересам воспитанников.Педагог-психолог проводит групповые занятия на сплочение коллектива, комфортность пребывания в учреждении при помощи специальных техник и стратегий для улучшения коммуникации и разрешения конфликтов, что в свою очередь способствует более здоровой атмосфере.Важно также поддерживать открытый диалог о чувствах и переживаниях. Установив доверительную атмосферу. Это способствует улучшению взаимопонимания и решению многих конфликтов, которые могли бы возникнуть из-за недомолвок или недопонимания. С каждой семейно-воспитательной группой проводятся занятия, направленные на профилактику буллинга среди вновь прибывших детей. В нашем учреждении создана безопасная среда для воспитанников, поэтому попадая в Центр ребенку необходимо дать понять, что он находится в безопасности. Тревожность, беспокойство, эмоциональная нестабильность, проявление агрессии – это то, может проявлять каждый ребенок после разрыва с кровной семьей. Это событие вызывает глубокие эмоциональные потрясения, оставляющие след на всю жизнь. Поэтому задачей психолога является как можно быстрее начать работу и точнее подобрать диагностики, индивидуальные коррекционные программы, чтобы ребенок не закрылся и не в пал в депрессивное состояние, не чувствовал себя одиноким.Для того, чтобы несовершеннолетний не начал винить себя за случившееся, чтобы это не привело к внутреннему конфликту подбирается соответствующий диагностический инструментарий, после которого рекомендации выдаются воспитателям для дальнейшей работы с воспитанником. Поэтому только комплексная работа педагога-психолога и специалистов Центра может сгладить последствия разрыва с кровной семьёй. В этот момент ребенку особенно важна поддержка взрослых, которая поможет ему пережить этот сложный период и научиться справляться с эмоциями. Без этой поддержки процесс взросления и становления личности может оказаться крайне трудным и болезненным.Совместное преодоление трудностей в играх позволяет учиться сотрудничеству и поддержке, что переносится и в повседневную жизнь. Кроме того, важно помнить о роли общения в воспитании детей. Ответственные взрослые должны делиться своими переживаниями и эмоциями, чтобы показать, как правильно выражать чувства. Это не только помогает детям развивать эмоциональный интеллект, но и способствует их уверенности в себе и безопасности. В нашем Центре, не менее значимо основание детского семейного Совета, где каждый может высказать свое мнение по важным вопросам. Это помогает детям чувствовать себя услышанными и значимыми, что укрепляет их чувство принадлежности к коллективу. Такие встречи могут стать великолепной платформой для решения стресса и обсуждения будущих планов. В конечном итоге, создание комфортных безопасных условий пребывания – это не одноразовое усилие, а постоянный процесс, который требует терпения и понимания. Очень важны также объятия и добрые слова, ведь они создают уютную атмосферу, в которой дети чувствуют себя любимыми и защищёнными.
-