Публикации
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Автор: Шевель Людмила Георгиевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Автор: Шевель Людмила Георгиевна
УДК 37.02ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙАннотация: В статье анализируется опыт формирования личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся посредством решения практических заданий по обществознанию. Материал статьи полностью соответствует современным образовательным стандартам среднего общего и среднего профессионального образования. Ориентация на результаты образования, рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к обучения, соответствуют Программе воспитания и формируемым профессиональным и общим компетенциям по профессиям и специальностям.Abstract: The article analyzes the experience of forming personal, subject and meta-subject results of students by solving practical tasksin social studies.Ключевые слова: личностные результаты; предметные результаты; метапредметные результаты; образовательный стандарт; образование.Keywords: personal results; subject results; metasubject results; educational standard; education.Обучение и воспитание это основа процесса повышения значимости и эффективности современного образования. В Законе РФ «Об образовании» записано: «Цель образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».[1, с. 60] Важнейшей отличительной особенностью стандартов является ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. В программе учебной дисциплины «Обществознание» изложены следующие типы результатов обучения и освоения содержания курса по обществознанию:личностные метапредметные предметные Личностными результатами выпускников, формируемыми при изучении содержания курса обществознания, являются:мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками проявляются:в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий возможных перспектив. Предметными результатами освоения выпускниками техникума содержания программы по обществознанию являются в сфере:познавательной.относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовойзнание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;эстетической понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативнойзнание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Предполагается, что результатом изучения обществознания является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.Задания по формированию результатовЗадание №1 «Галерея героев»Представьте, что вам поручено сделать фотовыставку выдающихся людей нашей страны. Кого вы бы выбрали для выставки и почему?Задание №2 «Будущий предприниматель»Проанализировать ситуацию и ответить на вопросы.«В городе Н Н-ской области пенсионеры освоили новый бизнес. Бабушки и дедушки, которые не спят ночью из-за бессонницы, сторожат автомобили во дворах. Они получают 150 рублей за ночь за одну машину. Некоторые пенсионеры берутся следить за 10 машинами сразу. А это не плохая прибавка к пенсии. Водители тоже довольны: стоянка с охраной стоит значительно дороже». [4, с. 36]Вопросы: 1. Перечислите черты предпринимательства, прослеживающиеся в этой ситуации. 2. Предложите свои варианты для предпринимательства в современной жизни.Задание №3 «Гражданин»Объясните, в каком смысле термин «гражданин» употребляется в следующих ситуациях.Ситуация 1. Объявление по громкоговорителю в метрополитене: « Граждане, не волнуйтесь! Отправление поезда задерживается по техническим причинам!».Ситуация 2. Выдержка из судебного протокола: « Гражданин Петров в ходе конфликта нанес гражданину Сидорову серьезные травмы».Ситуация 3. Статья из Конституции РФ: «…Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».Задание №4 «Квартет»Заготовить 32 одинаковых по размеру карточки (по 4 «квартета» на каждую из 2-х команд). Каждой команде дают 4 перемешанных «квартета». Задание: сложить «квартеты» и объяснить. Пример одного « квартета».На 8 карточках изображение личностей правителей, ещё на 8 - годы их жизни или правления, на других 8 – дата связанная с годами его правления и на последних 8 карточках - событие. Содержание карточек может быть и другим, на усмотрение учителя, главное, чтобы « квартет» объединял один общий смысл (герои поэм Гомера, деятели культуры, культура позднего средневековья и т.д).Задание №5 «Консультация юристов»Рассматривается вопрос о расторжении трудовых отношений. Группе юрисконсультов предлагается прочитать извлечение из КЗоТ РФ. В это время другие группы обучающихся формулируют в письменной форме вопрос- ситуацию, связанную с расторжением трудовых отношений и задают её группе консультантов после завершения подготовительной работы. Юрисконсульты должны отвечать сразу, пользуясь своими записями и законодательством. Необходимо четко и ясно пояснять ответы. При необходимости преподаватель корректирует ответы обучающихся.Дополнительный материал: КЗоТ РФ (извлечение) ст.29,ст.31,ст.32,ст.33Критерии оценивания выполнения заданий: - продуктивность совместной деятельности оценивается по сложности вопросов;- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют; - взаимопомощь по ходу обсуждения; - эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное.Список литературы:1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.2. Н.Г.Масюкова – заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО «История и обществознание» [Дата обращения 06.04.2019].3. А.Г.Асмолов, Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2018.4. И.С.Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 11 класс.- М «Русское слово», 2021.
