Публикации
Комплекс внеурочных занятий по русскому языку, направленный на обогащение словарного запаса школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплекс внеурочных занятий по русскому языку, направленный на обогащение словарного запаса школьников
Автор: Иванова Елена Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплекс внеурочных занятий по русскому языку, направленный на обогащение словарного запаса школьников
Автор: Иванова Елена Валерьевна
Комплекс внеурочных занятий по русскому языку, направленный на обогащение словарного запаса школьниковЗадача обогащения словарного запаса обучающихся является важной образовательной задачей не только предметной области «Русский язык», но и всего школьного образования. Так, развитие словарного запаса является комплексной проблемой обучения. Обогащение словарного запаса учащихся и активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.Суть словарной работы состоит в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации..Существует много приёмов объяснения детям значения непонятных слов. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений. Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде. Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.Самым простым и возможным является применение следующих способов определений:а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (мебель- кровать, диван, тахта);в) описательным способом (абонент- тот, кто имеет право временного пользования чем-либо);г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).Наиболее простыми являются лексико-семантические упражнения, цель которых – выяснение значения слова. Для учеников составлена серия словарных диктантов, которая включают наиболее употребительные иноязычные слова из разных областей знаний, начиная со всем известных «горизонт», «винегрет» и заканчивая достаточно редкими «импичмент», «толерантность». Каждое слово отрабатывается: запись на доске, постановка ударения, обозначение орфограмм, объяснение лексического значения. При затруднении учащиеся выписывают из словаря значение слова и составляют с ним предложение. На следующем занятии проводится словарный диктант: сначала в традиционной форме (с отработкой ошибок), потом в форме обратного (учащиеся по лексическому значению определяют исходное слово и записывают его) и этимологического диктанта (сообщается только дословный перевод слова: «быстрая нога» - велосипед, «китайское яблоко» - апельсин, «закон желудка» - гастроном). И, конечно, в работе мы используем диктанты из слов, относящихся к отдельной специальности («ТО и ремонт автотранспорта»: аккумулятор, карбюратор, трансмиссия; «Банковское дело»: конъюнктура, пролонгация, эмиссия и т.д.). Такие виды работы со словами активизируют мыслительный процесс, способствуют углублению знаний (в том числе и по другим языкам), расширяют кругозор, заставляют задуматься над значением слова и его употреблением в речи. Большое внимание уделяю работе со словарями. В зависимости от уровня подготовки класса можно начать работу со следующими заданиями, например:1. Прочитайте в толковом словаре словарные статьи к следующим словам: хоккей, фигурист, стадион, олимпиада, рефери, раунд. Составьте предложения с этими словами.2. Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места;3. Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “школа", “спорт” и др.; имена существительные 1скл.; слова с ударением на первом слоге и т.п.);4. Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.Другими видами работы со словарём могут стать игры, например:1. Игра «Эрудит» закрепляет навыки звукового анализа и синтеза у детей при обучении грамоте. Задача учеников из букв слова ГОСУДАРСТВО составить как можно больше слов (нарицательных существительных в единственном числе).2. Игра «Переводчик». Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими? (Ваши аргументы убедительны. Все работали с энтузиазмом. При проверке было выявлено немало дефектов.)3. Игра «Бумеранг» воспитывает у школьников внимание и быстроту реакции: ребятам необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю, путем подбора синонима: простой человек(бесхитростный), простая задача (лёгкая), простая истина (прописная), беспокойный человек(неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный).4. Игра «Рассказ на одну букву» требует составить связный текст, чтобы каждое слово данного текста начиналось на определенную букву.Например: Машина мчалась мимо метро. Мама медлила. Малолетний Миша мимоходом мял мамино манто. Милиционер махал маме.При изучении паронимов полезны упражнения на соотнесение слова и его значения с последующим составлением словосочетаний и предложений:Повторяя антонимы, можно предложить школьникам заполнить подобные таблицы (к каждому словосочетанию подобрать антоним):Огромные возможности для реализации творческих способностей дает работа по созданию и активизации фразеологического запаса.Начинать работу нужно с упражнений по определению лексического значения фразеологизмов. Потом задания усложняются: найдите синонимичные словосочетания; подберите фразеологизмы-синонимы или антонимы (бить баклуши – считать ворон; попасть впросак – сесть в лужу).Необходимо также предусмотреть задания на составление предложений с фразеологическими конструкциями, которые помогут учащимся избежать ошибок в лексической и грамматической сочетаемости.Работа над смыслом слова начинается с его лексического значения, то есть с его семантизации. Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, Такая работа уже посильна учащимся 5 класса в пределах изученного ими материала. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается.Каждый класс имеет свой полный вариант задания, в соответствии с объёмом изученного материала. Вот, например, какие вопросы можно поставить в 6 классе:• указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”);• подобрать синонимы, если они есть;• определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);• произвести фонетический разбор;• указать часть речи и её грамматические признаки;• разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов.Помимо обогащения лексикона упражнения могут способствовать развитию логического мышления, учащиеся учатся видеть существенные и второстепенные признаки значения слова. В этом сильно помогают упражнения «Третий (четвертый) лишний», когда из группы слов необходимо исключить лишнее (портрет, акварель, мольберт, портьера), «Найди соответствие», когда нужно из трех слов исключить одно, найдя основание для объединения остальных (чем больше оснований для классификации найдено, тем лучше). Например, в группе слов винегрет, велосипед, гастроном лишним может быть, как слово велосипед (не связано с едой), так и слово гастроном (не на букву «В»). Это задание будет интереснее, если провести его в форме упражнения «Фантазеры», когда предложенные слова после уточнения их лексического значения нужно соединить в одно высказывание. В рамках упражнения «Заполни пропуски» можно предложить учащимся выбрать и употребить в тексте наиболее уместные, на их взгляд, сравнения, попутно подчеркивая обстоятельства и расставляя знаки препинания.Впереди грозовой тучи бежали на нас рваные облака, похожие на (огромных бульдогов, на каких-то сказочных птиц, на динозавров). Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдаленные березы, и они вспыхивали одна за другой, как (золотые факелы, электрические лампочки, яркие свечки). Предгрозовой ветер налетал порывами, и могучие сосны гудели, как (пчелиный улей, штормовой океан, паровоз).Каждое занятие провожу упражнение «Слово дня». Цель этого упражнения не только развитие внимания, но и расширение словарного запаса. В начале занятия я даю характеристику загаданному мною слову. Стараюсь разместить запись с характеристикой слова так, чтобы она и не была стёрта с доски, и не отвлекала во время уроков. Это слово не должно встречаться в текстах и других учебных материалах, я только устно произношу его в течение урока. В конце детям даётся около 1 минуты для обсуждения и разгадывания слова. Ученики записывают своё разгаданное слово, затем оно сравнивается с образцом.Работа по обогащению словарного запаса учащихся важна и необходима. Для успешной реализации данной задачи нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждое внеурочное занятие и на перспективу.Немаловажное значение в вопросе обогащения словарного запаса школьников отдаю вопросам оформления класса. На доске размещаю карточки и регулярно их обновляю. Данный наглядный материал способствует формированию чётких представлений о правилах и понятиях. Развивает логическое мышление и речь. Помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Облегчает усвоение сложного материала, делая его более доступным. Способствует развитию внимания, наблюдательности и мышления. Помогает в запоминании и систематизации изученного. И не стоит забывать, что развитие словаря у школьников тесно связано с общением с другими детьми. Ребенок слышит и запоминает новые слова в процессе взаимодействия. И кто, как не учитель, может показать эталон чистой и красивой речи с богатейшим словарным запасом. Желаю каждому из нас быть вдохновляющим примером для наших учеников.
