Публикации
Эффективные практики взаимодействия классного руководителя с родителями из опыта работы
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные практики взаимодействия классного руководителя с родителями из опыта работы
Автор: Иванова Елена Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные практики взаимодействия классного руководителя с родителями из опыта работы
Автор: Иванова Елена Валерьевна
Эффективные практики взаимодействия классного руководителя с родителями из опыта работыПозволю начать своё выступление со старого школьного афоризма: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями». Увы, мой опыт работы в роли классного руководителя не опровергает этой истины, а наоборот, подтверждает.Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка, желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми. Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы. Педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля.Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?Итак, начну по порядку!Что же я делаю, чтобы им захотелось со мной сотрудничать?Использую современные телекоммуникационные средства в общении с родителями и учащимися, мобильный телефон, 28 семей класса активные пользователи сети, это позволяет своевременно и точно информировать родителей о положении дел в классе в отношении их ребенка. Но не забываем о «личных границах». Каждый родитель в моём классе знает время, когда он может связаться со мной, что предотвращает возможность звонить и писать мне в любой час дня и ночи.В своей деятельности реализую и традиционные формы работы с родителями. Использую в работе как групповые, так и индивидуальные формы работы с семьей. Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.Родительское собрание провожу один раз в четверть. Уже в ходе первой встречи со мной родители четко знают сроки проведения родительских собраний, заранее получают расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и дает понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание. Родительские собрания провожу емкие и недлительные, на обсуждение выносятся только дискуссионные вопросы, так как все организационные моменты можно сообщить через классный чат в «Сферуме». Не прав тот классный руководитель, который собирает родителей лишь только для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями уделяю внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.Другая форма работы с родителями – это организация работы родительского комитета. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса. На долю членов род.кома ложиться закупка учебных материалов на весь класс, подарков на дни рождения и новый год, организация внеклассных мероприятий, походов, поездок. Родительский комитет играет огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией. Очень важно следить за динамикой учебного процесса каждого ребенка и, в случае её изменения, чаще всего ухудшения, немедленно на это реагировать. Также в своей работе регулярно организую индивидуальные встречи родителей с учителями-предметниками по вопросам успеваемости учащегося. Данная практика помогает не только предотвратить низкую успеваемость, но и проинформировать родителя об индивидуальной работе с его ребенком, что положительно влияет и на сам учебный процесс, и на взаимоотношения между участниками этого процесса.Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:1. Необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации.2. Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.3. Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.4. Родители не должны ждать под дверью своей участи.5. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.6. Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.7. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.8. Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны быть внимательно выслушаны.9. В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме.10. Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.11. Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу. Общайтесь с родителями! Сообщайте им не только о проступках их детей. Рассказывайте и о достижениях ребёнка, о его маленьких победах – родители обязательно ответят Вам взаимностью.Считаю, что коллектив единомышленников: учитель и родители – непременное условие успеха в воспитании и обучении школьников. Таким образом, в результате совместной работы формируется дружный, самостоятельный, трудоспособный коллектив.
