Публикации Доклад "Музыкотерапия – как средство воспитания школьников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад "Музыкотерапия – как средство воспитания школьников"
Автор: Сапон Юлия Викторовна

ДОКЛАД НА ТЕМУ:«МУЗЫКОТЕРАПИЯ – КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»СОДЕРЖАНИЕ1. Что такое музыкотерапия. 2. Музыкотерапия в воспитании школьников.3. Практические рекомендации.4. Вывод.«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче.Благодаря музыке вы найдёте в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».Дмитрий Шостакович1. Что такое музыкотерапия. Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Исходя из такой многофункциональности, специалисты в этой сфере по-разному определяют, что такое музыкотерапия. Для одних это самостоятельное направление психотерапии со своими методами и техниками работы с пациентами. Для других — всего лишь вспомогательный инструмент для более серьёзных и научно обоснованных практик. В связи с этим в источниках можно встретить сразу несколько определений данного понятия:- целенаправленное использование мелодий в лечении соматических и психических болезней;- системное использование музыки для коррекции физиологических и психосоциальных аспектов различных расстройств личности;- средство для оптимизации творческих сил, поднятия настроения, восстановления душевного равновесия;- одна из методик в работе с детьми в педагогике. Основная цель, которую преследует терапия музыкой, — улучшение физического и психического состояния, оптимизация личностного развития в сложных условиях современной жизни. V в. до н. э. Древнегреческий философ и математик Пифагор был первым, кто заметил исцеляющую силу ритмов и песен. Он писал о том, что они лечат человеческие нравы, успокаивают страсти, восстанавливают гармонию душевных сил. XII в. Армянский врачеватель М. Гераци уже более профессионально описал влияние музыки на настроение и состояние человека и предложил использовать её для облегчения страданий душевнобольных. XIX в. Французский психиатр Ж.-Э. Д. Эскироль — первый практик-музыкотерапевт. Именно он не только предложил, но и сам начал включать музыку в клиниках для душевнобольных как часть общей терапии. 1918 г. Студентам Колумбийского университета стали преподавать курс «Музыкотерапии». Были разработаны академические программы для обучения специалистов в данной области. 1930-е гг. В Германии стали использовать музыку как вспомогательное средство в терапии язвы желудка, в Швейцарии — туберкулёза, в Австрии — как обезболивающее при родах, хирургических операциях, в стоматологии. 1975 г. В Англии открыли первый Центр музыкотерапии. XXI в. Появление популярных музыко-психотерапевтических центров в Европе: Австрийское общество по использованию музыкальной терапии, Швейцарский форум музыкотерапии, Немецкое активное сообщество музыкотерапевтов. Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. 2010 г. Профессор Клюев утвердил статус музыкотерапии как терапевтический и воспитательно-педагогический метод.Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой.2. Музыкотерапия в воспитании школьников. Музыкотерапия активно применяется в школах как метод психологической коррекции личностных акцентуаций детей, являясь частью педагогического процесса. В ходе исследований о влиянии музыки на человека было выяснено много интересных фактов. Она представляет собой волны определённых частот, которые в комбинации создают мелодии, оказывающие на живые организмы положительное воздействие. Она встроена в физическую систему окружающего мира, работая по законам физики и математики и упорядочивая молекулы и атомы. Одно время была распространена информация о том, что лечебными свойствами обладает исключительно классика. Однако сейчас специалисты всё чаще говорят о том, что исцеляющая музыка — та, что нравится человеку, отвечает его эстетическим запросам. Это доказывают проводившиеся эксперименты: заядлым металлистам и рокерам включали сначала Симфонию № 5 Бетховена, а спустя какое-то время — произведения тех направлений, которым они преданны. В первом случае положительное воздействие наблюдалось, но незначительное по сравнению с тем, что было диагностировано во втором случае. Причём если включить Iron Maiden (тяжёлый металл) обычному человеку, у него может подняться давление и начаться тахикардия, а иногда и приступ астмы. Для тех же, кто увлекается творчеством данной группы, это своеобразная релаксация, когда нормализуется и физическое, и психическое состояние. Музыкотерапию можно использовать в школе для снятия психологического напряжения и коррекции девиантного поведения у подростков. Для этого нужно отводить специальные уроки в расписании — программы уже разработаны и сейчас внедряются как пилотные проекты в некоторые учебные заведения. Дети снимают стресс на таких занятиях, успокаиваются, настраиваются на рабочий лад. Активизируется мозговая деятельность — улучшается успеваемость. В ряде школ на переменах по радиоузлу на всё здание включают специально подобранные музыкальные произведения, положительно влияющие на детскую психику.3. Практические рекомендации. В последнее время заметно изменились социальные условия жизни в нашей стране. Общее состояние здоровья детей, как известно, ухудшилось. А объём и сложность информации возросли. В сложившейся ситуации появляется необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Задача учителя музыки сохранить здоровье ребёнка и сформировать у него положительную жизненную мотивацию в процессе освоения учебного материала. Формы деятельности детей на уроке очень разнообразны, и каждую из них можно рассматривать с точки зрения музыкотерапии, как активной (самостоятельная музыкальная деятельность), так и рецептивной (процесс восприятия музыки). Ниже приводятся примеры такого подхода.Ритмические упражнения Почти каждое невротическое нарушение сопровождается и нарушением ритмов в организме – от ритмов сна до ритмов биотоков мозга. Их нормализация и приведение к точности функционирования способствуют гармонизации душевной жизни человека. Ритмические упражнения помогают достичь эмоциональной разрядки, снять умственное переутомление и нервное напряжение Двигательные упражнения и танцы имеют непосредственное отношение к ритму. В. М. Сеченов (физиолог) говорил, что любое наше переживание в конце концов завершается напряжением какой-либо группы мышц. Овладение новыми позами и движениями означает и овладение новыми чувствами. Вводить элементы движения на уроке можно при освоении различных ритмов (прохлопывание, танцевальные движения, подскоки); во время разучивания мелодий песен (свободное движение по классу, прислушиваясь к голосам одноклассников); во время слушания музыкальных произведений (имитация игры на инструменте или дирижирование). Движение по кругу (хоровод) давно известно как средство для установления контакта. Игра «Замри» (свободный танец с остановками в различных позах) указывает на степень раскрепощённости человека. Чем более однообразны позы, тем больше зажат человек. В такую игру можно играть даже сидя на стуле: «танцуют» при этом руки.Дыхательные и голосовые упражнения Влияют на дыхание, а через него и на внутренние органы человека. По утверждению врача-музыкотерапевта В. В. Белоусова правильное дыхание благотворно влияет на многие органы – от сердца до органов пищеварения, помогает избавиться от некоторых болезней, снимает усталость. Звук и вибрационные характеристики голоса давно использовались в различных культурах для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только 20% производимого человеком звука направляется во внешнее пространство. Остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов и тканей.Распевание, пение – вот формы работы, связанные с дыханием. Как известно, певческое дыхание, способствует массажу внутренних органов и обогащению мозга кислородом. Перед распеванием дети обычно выполняют несколько упражнений по системе А.Стрельниковой. Во время работы над исполняемыми произведениями длительность периода между вдохом и выдохом обычно регулируется при помощи фразировки. Таким образом, решается одновременно две задачи: исполнительская и здоровьесберегающая.Слушание музыкиЦель слушания - расширение переживаний и формирование мировоззрения школьника. Внимательно слушая музыку, человек как бы расшифровывает чувства и мысли, заложенные в музыкальное произведение. Предлагаемые в учебных программах произведения, как правило, являются частью «золотого фонда» мирового музыкального искусства и несут в себе положительную психотерапевтическую нагрузку. В восприятии и переживании лучших образцов классического, современного и фольклорного искусства соединяются эстетотерапия (лечение красотой) и аретотерапия (лечение идеалами). Слушанию на уроке уделяется довольно много времени. Но большинство современных детей не может надолго сосредоточиться на музыкальном произведении. Следовательно, перед учителем стоят две задачи: подбор произведения, соответствующего уровню музыкального развития класса; активизация процесса восприятия музыки. Иногда требуется активизация зрительных образов и представлений. У многих людей сужен круг представлений, все мысли вращаются вокруг собственных проблем. Произведения искусства, взятые во взаимодействии (например, просмотр картин природы на фоне звучащей музыки), могут на время отвлечь человека и показать ему другие сферы жизни. Сходные задачи решаются в процессе музыкального массажа (попеременного слушания произведений противоположного характера). Процесс слушания должен быть удобен ребёнку. На наших уроках дети обычно слушают музыку в удобной позе, чаще всего полулёжа на парте, закрыв глаза. Так сбрасывается мышечное напряжение, исчезает необходимость следить за правильной посадкой, можно сосредоточиться на музыкальном образе.Биография композитора Знакомство с биографиями великих людей также производит определённый психотерапевтический эффект, особенно если композитору или исполнителю приходилось преодолевать какие-то жизненные испытания.Творчество Процесс творчества требует активности и координации всех нравственных сил. Выполнение творческих заданий – один из наиболее эффективных и сложных приёмов. Поисковая активность – залог устойчивости человека в разных стрессовых ситуациях (В. Ротенберг, В. Аршавский. «Поисковая активность и адаптация»). Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но прежде всего себя. Творческая составляющая есть в любом из видов деятельности на уроке. Занимаясь ритмическими упражнениями, можно самостоятельно придумывать ритмы и движения. Во время слушания музыки дети могут рисовать, сочинять рассказ на тему прослушанного произведения, давать ему своё название. Импровизации, самостоятельная выработка исполнительского плана песни или пьесы, театрализация – применяются во время пения.4. Вывод Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Это и общение с личностью автора, с «лирическим героем» произведения, а также со всем духовным опытом человечества. Это имеет большое значение для психики ребенка, которая полноценно развивается лишь в ситуации передачи опыта от поколения к поколению. Музыка - это метафора. Метафорический язык близок детям, понятен независимо от возраста, метафоры «безопасны», для детей, вызывают у них интерес и в большей степени, чем обычная речь, отвечают детским потребностям и ожиданиям. Метафоры позволяют затронуть неосознаваемые переживания и поэтому дольше сохраняются в памяти. Музыку можно рассматривать как способ улучшения эмоционального фона на уроке, что может привести к гармонии взаимоотношений в коллективе. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Учитель должен ставить перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток. Поэтому, создавая на уроке комфортные психологические условия с любой точки зрения и применяя музыку, тем самым можно говорить и о сохранении физического здоровья.
-