Публикации
Эссе на тему: «Читательская грамотность - базовый навык функциональной грамотности»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эссе на тему: «Читательская грамотность - базовый навык функциональной грамотности»
Автор: Никифорова Зарина Афанасьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эссе на тему: «Читательская грамотность - базовый навык функциональной грамотности»
Автор: Никифорова Зарина Афанасьевна
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМинистерство образования и науки Республики Саха (Якутия) МКУ «Жиганское районное управление образования»МБОУ "Бестяхская малокомплектная ООШ им. Р. М. Дмитриева" ЭССЕна тему: «Читательская грамотность - базовый навык функциональной грамотности» Выполнила: учитель начальных классов Никифорова Зарина Афанасьевна Бестях 2025 г.Функциональная грамотность - это комплекс навыков, позволяющий человеку адекватно воспринимать и обрабатывать информацию в различных формах и контекстах. Она охватывает умения чтения и письма, необходимые для понимания текстовой информации, её адаптации и передачи в общении, не только личном, но и посредством текстов и электронных сообщений. Концепция функциональной грамотности была введена в научный обиход Алексеем Леонтьевым, выдающимся советским психологом и педагогом, который подчёркивал её суть как умение эффективно манипулировать информацией, где ключевое значение имеет умение читать. Различают несколько видов функциональной грамотности: читательский, математический, естественнонаучный, цифровой, юридический и экономический. Особое место занимает именно читательская грамотность, выступающая фундаментом для всех остальных. Согласно исследованиям, уровень читательской грамотности среди подростков не только не растет, но и снижается. Так, по данным Н.В. Иноземцевой, кандидата филологических наук, лишь около 20% современных подростков регулярно читают книги, газеты или журналы, в то время как 80% активно используют социальные сети. Это можно сравнить с пословицей «Смотрит в книгу, а видит только картинки», что негативно сказывается на качестве образования. Международные исследования показывают, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в развитии критических читательских навыков, таких как анализ, интерпретация и оценка текстовой информации. Особенно тревожным является тот факт, что с возрастом уровень читательской грамотности у российских школьников не только не повышается, но и ухудшается. Например, четвероклассники демонстрируют высокие результаты, но к старшим классам наблюдается значительное снижение показателей.Прежде всего, читательская грамотность включает в себя способность адекватно воспринимать письменную информацию. Она начинается с базовых навыков чтения и письма, однако далеко не заканчивается ими. Современный уровень читательской грамотности подразумевает умение анализировать текст, выделять главное, делать выводы, критически оценивать прочитанное и соотносить его с уже имеющимися знаниями. Я убежден, что читательская грамотность является ключевым навыком, который открывает путь к функциональной грамотности. Без умения читать и понимать текст невозможно успешно выполнить задания по различным предметам, таким как математика, физика или химия. Как сказал великий Александр Сергеевич Пушкин, "Чтение - вот лучшее учение", подчеркивая тем самым важность данного навыка. Читательская грамотность является основой, от которой начинается путь к образованию и успеху в учебе.Умение учиться - это способность самостоятельно приобретать и применять новые знания, используя не только учебники, но и другие источники информации. Это навык, который развивается начиная с уроков в начальной школе, где ученики осваивают навыки осмысленного чтения. Основы грамотности формируются на этапе начального обучения, где акцент делается на развитие навыков чтения и письма.Особое внимание следует уделить развитию осознанного чтения, которое играет важную роль в формировании личности. Человек, умеющий осознанно читать, способен понимать текст, анализировать его содержание, четко выражать свои мысли и эффективно общаться.Недостатки навыков чтения могут негативно сказываться на интеллектуальном развитии. В старших классах ученикам требуется не только умение читать и запоминать информацию, но и умение анализировать её и делать выводы. Без развитого навыка чтения эти задачи становятся труднодоступными. Понимательное чтение играет ключевую роль в успешном усвоении любой учебной темы. В эпоху новых информационных технологий роль книги в обществе претерпела изменения, что привело к снижению интереса к чтению. Сегодня дети предпочитают телевидение, телефоны и компьютеры книгам. Репертуар детской литературы также сильно изменился: современные дети меньше обращают внимание на поэзию и классическую литературу.Почему у молодежи снижается интерес к чтению и уровень грамотности? Существует несколько ключевых причин, среди которых отсутствие заинтересованности родителей в воспитании (например, в неблагополучных семьях или из-за недостаточного внимания к образованию детей), утрата ценности чтения в современном мире, замещение книг просмотром телевизора, играми на мобильных устройствах и компьютере. Кроме того, низкий уровень грамотности у детей часто связан с тем, что их родители сами не уделяют внимания чтению, не показывают пример своим детям, что создает впечатление об отсутствии важности чтения в жизни.Таким образом, развитие читательской грамотности является важным шагом на пути к функциональной грамотности, позволяющей самостоятельно учиться и применять полученные знания в повседневной жизни. Для решения проблемы снижения уровня читательской грамотности необходимо изменить подход к работе с текстами, популяризировать чтение в семьях, дошкольных учреждениях и школах. Для более глубокого понимания текста важно проводить творческие задания, беседы и дискуссии. Для этого целесообразно сосредоточить усилия на привлечении внимания и интереса детей и подростков к чтению книг, используя для этого информационные ресурсы, такие как телевидение и социальные сети.Список использованной литературы:1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34–57. Балабанов А.И. Финансы / А.И. Балабанов, И.Т. Балабанов. - СПб.: Питер, 2012. - 192 с. 2. Басова Е.А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации. Санкт-Петербург, 2012 г.3. Гаврилюк В.В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. 2006. № 12.4. Иноземцева Н.В. Развитие читательской грамотности подростка как педагогическая проблема [Электронный ресурс]. Режим доступа.5. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 №1155-р //Справочно-поисковая система КонсультантПлюс.7. Международные исследования качества образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: .8. Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: .9. Тенденции использования средств массовой информации подростками в США, 1976–2016 гг.: Рост цифровых средств массовой информации, упадок телевидения и (почти) исчезновение печати. [Электронный ресурс]. Режим доступа: .10. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.11. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2017. – № 4. – С.3 – 8.14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – URL:.15. Результаты PIRLS-2016 [Текст] – М., 2017. – 16 с. – URL: Результаты_ PIRLS-2016.pdf.
