Публикации
Отчёт об использовании современных образовательных технологий учителем начальных классов
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Отчёт об использовании современных образовательных технологий учителем начальных классов
Автор: Лежнёва Ольга Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Отчёт об использовании современных образовательных технологий учителем начальных классов
Автор: Лежнёва Ольга Викторовна
Отчёт об использовании современных образовательных технологий учителем начальных классов Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала; применения современных обучающих технологий. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя. Шесть лет я работаю по развивающей программе Виноградовой Н. Ф. « Начальная школа ХХI века». Обучение здесь строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей. Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры. Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей, что позволяет постепенно добиваться высокого качества обученности. Я всегда задаю себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценить свои возможности, преодолев страх, отвечая учителю, а самое главное – научился свободно мыслить? Опробовав многие методы работы с детьми, я остановилась на групповой работе, которая играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. Например, на уроке ручного труда работа с пластилином, тема “8 вишенок”. Сначала каждый делает свою вишню, а потом еще 4 всей группой. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка. И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли. После того, как группы сформированы, создаём устав и условные обозначения, которые должны помочь в совместной работе.Примерный устав: Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! Ребята сами предлагают условные знаки и рисуют их.Например: – прошу тишины,– спасите,– запутались,– просим помощи, - эврика. Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности). На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя. Приведу пример работы в группах на уроке чтения. Тема: “Анализ отрывка из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”. На уроке чтения он разбирается как литературное произведение. Сначала предлагается еще раз прочитать стихотворение про себя. Дается первое задание по группам:– Что помогает автору создавать стихи? (Обстановка, воспоминания, воображение, сравнение)– Найти описание этих помощников.Задание по группам I, II – обстановка, III – воспоминания, IV – воображение, V – сравнение.– После этого каждая группа зачитывает ответ. А все вместе обсуждаем его правильность.– Стихи рождаются сразу? (Нет, проходит этап предварительной, умственной работы)Каждая группа ищет отрывок, в котором описывается эта работа, но передать его надо своими словами. А потом зачитывается отрывок каждой группы. На эту работу дается пять минут.– Вы говорили о том, что автору помогают в создании стихов воспоминания. Кого вспоминает Пушкин? (Друзей, учителей)– Найти и зачитать это место.– Мы с вами читали о друзьях Александра Сергеевича. Составьте маленький рассказ о том, кто это мог быть. По выбору.На доске запись: Державин, Баратынский, Крылов.После подготовки – защита ответа каждой группы.– С чем и кем сравнивает автор свои мысли? (с матросами, плывущим кораблем).– Когда вы читали стихи, что рисовало ваше воображение? (выслушав ответы, детям предлагается по группам выбрать свою картину, которую бы они нарисовали после чтения стихов).Зачитывается стих в группах. Дается время на рисунок.Заключение урока: конкурс чтецов и группового рисунка. В своей работе я так же использую технологию проблемного обучения. Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь» (Конфуций) Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками». Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».На доске записано слово вестник.Учитель:– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э,сн,ик].)– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)– Какой вопрос у вас возникает?(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…Фрагмент урока математики по теме «Величины» в 1-м классе Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.Учитель, надевая шляпку:- А я ведь от волшебника. Пришла к вам первый раз! И очень мне понравился ваш, ребята, класс.Теперь я поняла, почему волшебник послал меня к вам. Только вы сможете помочь мне открыть новые знания. Дал мне сегодня мудрый и строгий волшебник двух матрёшек и задание найти в них отличие. А я смотрю на них и ничего не пойму - они же совсем одинаковые.Предлагается детям найти отличия.Проблема разрешается только тогда, когда дети берут предметы в руки и определяют, что один из них легче, а другой тяжелее.- Оказывается, есть такие свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить эти свойства, надо взять предметы в руки.- А как же называется это свойство предметов? Повторяйте за мной волшебные слова:- Источник знаний, появись! Живой водою поделись!На доске появляется слово МАССА.- Да, когда мы говорим, что один предмет легче или тяжелее другого, то имеем в виду свойство предметов, которое называется масса».Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Вот как это происходит у нас на уроке русского языка во 2 классе при изучении междометий: На доске запись:1) С С С С С2) Х Х Х Х Х ХА АХ ХО ОХПостановка проблемного вопроса.- Прочитайте, пожалуйста, запись.- Как вы думаете, что мы написали? /Слияния, слоги, слова./- А как обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.Демонстрируется фрагмент мультфильма « Ох и АХ»- Какие знакомые слова вы услышали (ох и ах)- Что обозначают АХ и ОХ в мультфильме? (Это имена)- А в предложениях « Ах, какое утро!», « Ах, встал рано!» «ах» и «ох» - тоже имена? (Нет.)- Что же они обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях АХ и ОХ – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли так быть? Что же это за слова такие? Обратимся к нашему помощнику - учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?...На своих уроках использую технологию ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. Её актуальность определяется возможностью достижения высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся. Особенно удачно она находит применение на уроках математики при блочной подаче нового материала. Это способствует дифференциации обучения, когда для сильных учащихся предоставлено большое поле деятельности, и есть время отработать тему, вызывающую затруднения, со слабыми детьми. В своей работе реализую технологию здоровьесберегающего обучения. В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и города, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», « Как сохранить здоровье ребёнка», « Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч со школьным фельдшером, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, массаж и самомассаж , гимнастику, «пение» звуков и многое другое.Фрагмент урока Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да, и нет.) Почему?- Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и развивать наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:- Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.Никогда не чищу зубы. Чищу зубы два раза в день – утром и вечером. Прочищаю зубы иголкой. Полощу рот после еды. Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы. Почистив вечером зубы, не ем сладости. Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:Правый большой палец - это пальчик самый сильный, Левый большой палец - самый толстый и большой.Правый указательный - этот пальчик для того,Левый указательный - чтоб показывать его. Правый средний палец - этот пальчик самый длинныйЛевый средний палец - и стоит он в середине.Безымянный правый- - этот пальчик безымянныйБезымянный левый - он избалованный самый.Мизинцы – а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.После этого интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.Очень интересно проходят аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц ).- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).- Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.Следующий метод состоит в использовании энергии полного дыхания. Что это за энергия? Её приобретает выдох при дыхании животом - это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь / звуки/. Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладём руки на грудь - она должна двигаться.Автор этой методики – австрийский учёный, профессор Б. М. Лессер-Лазарко.Звук А снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему « трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.Не менее интересны формулы самовнушения, применяемые мною на разных этапах урока. На доске вывешивается заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:Я – способный!Я – со всем справлюсь!Мне нравится учиться!Я – хороший ученик!Я хочу много знать!Я буду много знать!Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться.- Встали, улыбнулись друг другу.- Назовите друг друга ласково, можно погладить по спине.К концу первого года обучения дети знают твёрдо: никто не позаботится о твоём здоровье так, как ты сам! Работа в начальных классах предполагает особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся между собой. Работая по данной системе, я стремлюсь развить творческие способности у каждого ребенка. С этой целью использую следующие нестандартные приёмы «фантазирования».1.«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком - нибудь предмете, находящемся в портфеле (о линейке, карандаше и т.д.)2.Сочинение сказок «наизнанку» Предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый. 3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:из крана на кухне полился апельсиновый сок;из тучи вместо дождя стал падать изюм;люди придумали таблетку от сна? В своей работе стараюсь применять разные современные образовательные технологии. Это, в первую очередь - игровые. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: -для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»); -в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».Например: «Перевернутые слова»Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА. В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ. Технологии внеклассной работы (метод коллективных творческих дел). Так, в 1 классе на уроках обучения грамоте игра «Одень человечка»- Какую, по вашему мнению, одежду носит звук М?- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц ( На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»). Почему? Объясните свой ответ. - Какие звуки одеваются одинаково? Почему?- Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.Например: В 1 классе по теме « Сложение и вычитание чисел в пределах 8»«Скажем Колобку: «До свидания» и отправимся в гости к девочке, рост которой не более дюйм. (показ длины дюйма) . Дюйм - старинная мера длины = 2 см 5 мм. -Догадались кто это? (Дюймовочка). Она живёт в доме № 8.- Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по правой стороне улицы? ( Мимо домов № 2,4,6)Далее Дюймовочка предлагает свои задания на знание состава чисел 5,6,7.- Попрощаемся с Дюймовочкой и отправимся в гости к сказочному герою, который проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса.- Как его зовут? (Буратино).Ведь Буратино никогда не учился в школе и поэтому не знает как решать примеры на сложение и вычитание. Так, давайте мы ему поможем... Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью. Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
