Публикации
Вовлечение родителей обучающихся с ОВЗ в активную совместную деятельность при проведении мастер-класса «Игры с мячом-формирование звукопроизношения и развитие фонематических процессов»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вовлечение родителей обучающихся с ОВЗ в активную совместную деятельность при проведении мастер-класса «Игры с мячом-формирование звукопроизношения и развитие фонематических процессов»
Автор: Кривенкова Ольга Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вовлечение родителей обучающихся с ОВЗ в активную совместную деятельность при проведении мастер-класса «Игры с мячом-формирование звукопроизношения и развитие фонематических процессов»
Автор: Кривенкова Ольга Валерьевна
Тема сообщения: «Вовлечение родителей обучающихся с ОВЗ в активную совместную деятельность при проведении мастер-класса «Игры с мячом-формирование звукопроизношения и развитие фонематических процессов»Подготовила:Учитель-логопедКривенкова О.В.г.о Павловский ПосадЖизнь в ХХI ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание деей. В жизни большинства людей процессы общения – коммуникации занимают до 70% времени. Умение говорить, слушать, писать и считать –важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний. В своей повседневной работе, я занимаюсь развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.Как известно, ребёнок гораздо охотнее учится и воспринимает информацию в игре. Поэтому я часто используюна занятиях разные интересные материалы, игры, игрушки.Предложенная сегодня тема, это попытка показать на практике эффективность игр с мячом. Мячики — отличный вариант для того, чтобы провести интересное обучающее занятие. И вот почему:Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению! Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, скорости реакции, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве, мяч улучшает настроение, создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях.Игры с мячом считаются самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира. В наше время любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк. В продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества- выбирай на вкус. Как правило, ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители игр с мячом, соответственно не могут научить и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют футбол.Игровые действия с мячом, шариками, бусинами всегда были любимыми средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Поэтому я использую мяч на каждом занятии, проводя игры-упражнения по всем разделам коррекционно-логопедической работы.На первоначальном этапе можно применить игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет установить контакт с самым застенчивым или упрямым ребенком. В непринужденной игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения с обследуемыми детьми становятся более доверительными. Далее следует перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют нам в естественных для ребенка условиях выяснить на сколько ребенок ловок, сообразителен, умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила, как взаимодействует с партнерами по игре.На следующем этапе в ходе индивидуального или подгруппового занятия я использую игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности. Активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Универсальны игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью.На всех этапах работы по автоматизации поставленных звуков использую игровые действия с мячом, шариками, включая фразы- рифмовки, чистоговорки, стихи. А рифмованные фразы не только помогают уточнять игровую задачу, заинтересовать ребенка, но и побуждают к творчеству: дети включаются в сочинительство. Этот прием особенно важен, так как активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми фонетико-фонематическими нарушениями речи.В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ИГРЫ С МЯЧОМ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЧЕТЫРЕ РАЗДЕЛА:- развитие фонематического слуха; - закрепление правильного произношения и дифференциация звуков; - развитие словаря, грамматического строя речи; - развитие мелкой моторики.Игр очень много, в некоторые из них мы сейчас поиграм.Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове. • «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук. • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх. • «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ([д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко). • «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол. • «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова» - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол. • «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове. • «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук. • «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове. • «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков• «С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов. • «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй»- повторение слов с определённым звуком. • «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши). • «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов). • «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении. • «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.• «Мяч бросаю, диких животных называю». • «Мяч передаю, деревья назову». • «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья). • «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе. • «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные). • «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. • «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями. • «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии. • «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря. • «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.Игры с мячом для развития мелкой моторики• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати». • «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка. • «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали. • «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку. • «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу. • «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Поиграли и потренировались с родителями совместно. Домой родителям были выданы буклеты с интересными играми с мячом.Система логопедических игр может использована в работе логопедами, воспитателями, родителями, дефектологами и др. Итак, игра с мячом несет только положительный результат: оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков, развивает общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, повышает эмоционального тонус и побуждает ребенка к общению.Весёлых и полезных вам игр!
