Публикации
Визуальные методы и приемы воздействия на эмоциональную сферу учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, на уроках биологии.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Визуальные методы и приемы воздействия на эмоциональную сферу учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, на уроках биологии.
Автор: Федорова Светлана Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Визуальные методы и приемы воздействия на эмоциональную сферу учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, на уроках биологии.
Автор: Федорова Светлана Леонидовна
Федорова Светлана Леонидовнаучитель биологииМУ СОШ «Образовательный комплекс «Флагман»г. Рыбинска, Ярославской области Визуальные методы и приемы воздействия на эмоциональную сферу учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, на уроках биологии.Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность школьников тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким? В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь ребят своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов, с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познавания, помогает им усвоить даже очень сложный учебный материал. Однако без активной деятельности любой содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной. (Лернер И.Я.)Поэтому при планировании урока я стараюсь учитывать возрастные, психические и умственные особенности своих учеников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности; стремление познать самого себя, сравнить себя с другими сверстниками, выявить свои способности; наличие интереса ко всему яркому, броскому; желание включаться в познавательные игры; демонстрировать свое «Я»; получать практические навыки, уровень развития мышления, памяти, речи и др. Методы и приёмы педагога – это арсенал средств, при помощи которых он добивается решения цели и задач в учебно-воспитательной работе. Как их отобрать? И как ими пользоваться? При отборе методов и приёмов, учитель всегда должен задать себе вопрос: для чего они применяются, на решение каких задач направлены? Для того чтобы достичь эффективной работоспособности обучающихся, учитель при разработке конспекта урока должен думать не о том, что он будет делать, а о том, что будут делать школьники в ходе каждого метода и приёма. Отобрав методы и приёмы, педагог должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и, тем самым, реализовался охранительный режим обучения и воспитания. Нельзя утомлять школьников однообразной деятельностью, комбинировать методы и приёмы надо так, чтобы происходила смена видов деятельности детей, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы в работе попеременно были задействованы все анализаторы. Методы и приёмы при работе с детьми с задержкой психического развития должны также нести коррекционную направленность:Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. Развитие различных видов мышления. Развитие речи, владение техникой речи. Развитие основных мыслительных операций. Коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие внимания и памяти, развитие восприятия и узнавания и т.д.). Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Современная педагогическая наука предоставляет учителю огромный арсенал педагогических методов и приёмов. Я хочу показать использование только некоторых из них, которые считаю наиболее эффективными для работы в специальных (коррекционных) классах, которые дают стойкие положительные результаты в обучении.Приемы воздействия на эмоциональную сферу учащихся.В учебной деятельности школьников эмоции играют большую роль. Именно через эмоции ребенок постигает сущность происходящего, способен адекватно реагировать на явления действительности. Каждый урок должен нести эмоциональную окраску. Часто эмоции побуждают ребят к высказываниям, к активному участию в учебном процессе, увеличивают напряжение сил, положительно влияют на внимание, а оно у подростков (7 класс), тем более у детей с задержкой психического развития неустойчиво, рассеянно. Это требует применения разнообразных и часто нетрадиционных видов и форм работы, позволяющих создавать положительный эмоциональный фон урока, и тем самым, управлять вниманием учащихся, увеличивать их трудоспособность. Приемы воздействия на эмоциональную сферу основаны на учете психологических особенностей детей, им учителя придают всё большее значение, ибо очевиднее становится истина: преподавание в стиле командования и сухого академизма приводит в «никуда» и даже иногда заводит в область отрицательных воздействий, поскольку не согласуется с потребностями подростков. Приемы этой группы делятся на две категории. Первая – это те, которые обусловлены возрастными особенностями личности школьников: их стремлением к необычному, интересному, их особой душевной ранимостью. К названным приемам можно отнести: организацию уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН, аукционов, деловых игр и т.д.; нетрадиционное начало урока. Например, урок по теме «Класс Земноводные» можно начать со стихотворения Лейлы Гайнулиной, которое рассказывает ученик: Ода лягушкеНу кто говорит, что лягушки — уроды! Он должен, наверно, себе уяснить: Законы свои у суровой природы, И главная цель у животных — чтоб жить. Прыгунья, пловчиха — в воде и на суше Наряд у лягушки удобен и прост, Зачем под водой ей пушистая шерстка? И прыгать мешал бы искрящийся хвост. А сколько лягушек? Бесчисленно много, Их можно считать и считать без конца, Отдали науке лягушачьи ноги, На пользу науке отдали сердца. И если случайно лягушку ты встретишь, Ты тихо скажи ей: «Лягушка, прости!» Погладь осторожно прохладную лапку, На волю, как в сказку, ее отпусти!приемы, используемые при объяснении нового материала (короткие рассказы сказки). Например, урок можно начать, используя занимательный материал о земноводных: «Крупнейший швейцарский натуралист Конрад Геснер во второй половине шестнадцатого века в своих трудах писал о жабе: «Животное это совсем холодное и влажное, все пропитанное ядом, ужасное, отвратительное и вредное. Если это животное бить, то оно приходит в такой гнев, что если бы могло, то охотно наградило бы человека болезнью или же отравило его своим вредным, ядовитым дыханием. Но вреден не только находящийся на них белый яд, а и все их тело, и если кто-нибудь коснется их тела, то место, которым он коснется, гниет и может быть излечено лишь с очень большим трудом. Принятая внутрь жаба смертельна. Дыхание ее и вид также вредны, люди от них становятся очень бледными и некрасивыми. Иногда случается, что люди нечаянно, вместе с водой или другими напитками, проглатывают яйца жаб или лягушек; из яиц этих потом выводятся в человеке лягушки и жабы, и это совсем ужасно». Вторая – это приемы, связанные со становлением человека в каждом ученике, с потребностью ощущать себя личностью. Прием, рассчитанный на чувство собственного достоинства. В начале каждой четверти ученики говорят мне, какую оценку они планируют получить по итогам четверти, я записываю данный прогноз карандашом в журнал. Это ориентир для меня и для ученика, к которому он стремится. Плохого себе никто не пожелает. Слова не должны расходиться с делом. Это дело чести. Прием, щадящий самолюбие школьника. После объяснения теоретического материала я говорю: «Опустите голову вниз, закройте глаза, а теперь посмотрите на меня те, кому было что-то непонятно». Затем даю команду всем поднять головы и открыть глаза. Я никогда не называю фамилии тех, кто мне доверил свою тайну непонимания. В зависимости от того, сколько сигналов было получено, решаю: сразу повторить объяснение или провести индивидуальную консультацию. Прием ликвидирует необходимость учащихся публично признаваться в своей непонятливости. Прием, направленный на развитие чувства взаимного уважения. Иногда перед устным ответом какого-либо ученика, я обращаюсь к остальным учащимся со словами: «Сейчас Иван будет отвечать. Каждый, кто стоит у доски, волнуется, поэтому может оговориться, что-то забыть, сказать не все. Вы должны внимательно слушать, а после ответа задать Ване вопросы, которые помогут ему исправить недочеты. В этом случае оценку Ване я снижать не буду. Если вопросы придется задавать мне, то оценка будет снижена». Такое обращение вынуждает ребят слушать отвечающего, чтобы помочь ему. Одновременно происходит коррекция внимания и восприятия услышанного. Перечисленные выше приёмы создают атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения, без чего невозможно его успешное осуществление. Новый учебный материал, новые способы учебной работы вызывают положительные эмоциональные переживания, включают ученика в активную учебную деятельность (А.К. Маркова, В.В. Давыдов, И. Ломпшер), а также корректируют нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы.Визуальные методыДанные методы обучения предполагают передачу информации в виде изображения. Это демонстрация натуральных объектов и изобразительных пособий, а также работа со всеми видами печатной или письменной информации. Эти методы позволяют корректировать отдельные стороны психической деятельности:Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и внимания; Формирование обобщенных представлений о свойствах природных объектов (цвет, форма, величина); Развитие наглядно-образного мышления. Навык визуализации информации развивается в процессе обучения, поэтому необходимо разрабатывать и использовать методические приемы, которые позволят ускорить процесс его формирования. К данным приемам относятся следующие: Выполнение схематических рисунков, отражающих наиболее существенные черты внешнего или внутреннего строения биологических объектов. В графическом образе, выполненном самим учеником, в обработку информации помимо зрительных и слуховых (в случае выполнения учебного рисунка одновременно с учителем и при наличии объяснения), включается двигательное (кинестетическое) восприятие, что повышает эффективность запоминания. Составление схем биологических процессов, что позволяет выделить наиболее существенные черты процесса, а графическое представление также повышает эффективность запоминания. Составление опорных конспектов тем или уроков, то есть схематизация относительно больших объемов учебного материала. Использование различных знаков и символов в передаче информации для достижения мнемического эффекта (запоминания) широко встречается в нашей повседневной жизни: на транспорте, на улице, в быту. Условные обозначения помогают зафиксировать в памяти те или иные сведения, ориентироваться в возрастающем потоке информации. В пользу применения в обучении различных знаковых элементов и графических схем говорят исследования психологов (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.М. Фридман и др.). Как отмечает академик И.Д. Зверев: “Успех опорных сигналов как методических приемов обусловлен тем, что они отражают все аспекты сложной категории способов обучения: логико-гностический, источниковый, психологический, управленческий … учитель, чувствуя трудности детей в переходе от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому обеспечивает преодоление этих трудностей последовательно – динамической системой условных знаков, схематических моделей, которые помогают учащимся овладевать мыслительными приемами”. При изучении курса Зоологии я использую идеограммы, которые отражают такие ведущие биологические понятия как: среда обитания, местообитание, географическое распространение, уровень организации и др. Использование в обучении опорных сигналов (идеограмм), позволяет осуществить процесс сжатия учебной информации, уменьшить перегрузку учащихся, повысить эффективность запоминания. Составление таблиц, в ходе которого ученик объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. Как показывает практика содержание таблицы должно учитывать учебные возможности обучающихся. Использование немых рисунков для контроля знаний. Если обучающиеся оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам, это стимулирует и инициирует целенаправленную работу по трансформации всей приобретаемой информации в визуальную форму. В качестве дополнительного приема визуализации информации целесообразно использовать цветовое кодирование рисунков и схем. На данном приеме и на его значении в образовательном процессе хотим остановиться более подробно. Методический прием использования цветовой символики.Предлагаемый методический прием позволяет осуществить попытку перехода к новым способам коммуникации; создать условия, способствующие гуманизации учебно-воспитательного процесса; формировать прочные знания по систематике биологических объектов; упростить и индивидуализировать промежуточный и итоговый контроль, а главное умственную деятельность, без которой ни один этап обучения не возможен. Благодаря этому методическому приему учитель придает игровой характер восприятия мира, что позволяет детям легко запоминать сложные термины и характеристики изучаемых объектов. Кроме того, происходит активное развитие чувственной сферы, возрастает интерес к урокам биологии. Развивается аналитическое мышление и стремление к высказыванию собственного мнения. Внедрение цветовых сигналов в изучение курса биологии позволит расширить кругозор учащихся и показать взаимосвязь школьных предметов. На уроках биологии ребята, подбирая цвета на основе определенных признаков объектов и проводя обратную операцию, осуществляют серьезную аналитико-синтетическую деятельность без активной помощи преподавателя. Предлагаю один из методических приемов обучения с применением цветовых символов, который поможет активизировать учебный процесс и повысить интерес к предмету. Этот прием можно использовать на протяжении всего курса изучения биологии. Рассмотрим возможности его использования в виде «точечных вкраплений» в разделе «Животные» программы по биологии как на уроках изучения нового материала, так и на обобщающих. Вполне возможно применение этого приема к разным авторским программам, но мы исследуем лишь программу И.Н. Пономаревой. В 7 классе при изучении раздела «Животные» введение цветовых символов можно осуществить следующим образом. Точкой отсчета вполне может стать среда жизни организмов. Каждая среда имеет свои особенности, от которых будут зависеть строение и образ жизни животных. Подбор цвета происходит к каждой среде: водная – синий цвет; подземная – коричневый; организменная – черный; наземно-воздушная –серый. Когда ребята начнут знакомиться с различными классами животных, цвет будет определяться цветом той среды, в которой данное животное обитает. Например, земноводные – серо-голубой; рыбы – синий, пресмыкающиеся — серый и т.д. При такой постановке вопроса постоянно обращается внимание учеников на взаимосвязь среды и организмов.Возможен и иной путь. Можно взять за основу формирование систем органов, тогда уже для каждой системы подбирается определенный цвет, а организм характеризуется не одним, а несколькими цветами (мозаика цветов). Такой способ позволит показать эволюционное развитие животного мира и усложнение систем органов животных. А на обобщающем уроке ученикам предлагается составление эволюционного древа животного мира с помощью разработанных в течение года цветовых символов. Такой подход позволит сформировать целостную картину развития животного мира и систематизировать полученные знания. Также, используя цветовые обозначения внутренних систем органов, можно предложить работу в группах, где один человек показывает цветовую карточку, а другой рассказывает о строении данной системы. Если в результате ответа возникли разногласия, то спор разрешается обращением к учебнику или учителю. Цветовую символику можно использовать, выполняя тесты.Конечно, данный методический прием, как, впрочем, любой другой не является универсальным. В нем есть свои достоинства и недостатки. Но этот прием позволяет создать условия мотивации деятельности детей на уроке. А учитель получает широкий спектр возможностей разнообразить и видоизменять эту методику, подстраивая ее под свои особенности и склонности и уровень логического и ассоциативного мышления школьников. Методика цветовых сигналов позволяет углубить знания по курсу биологии и с помощью творческих заданий упростить запоминание нового материала. А это и является одним из способов уменьшения перегрузки, т.е. применения здоровьесберегающей технологии.Применяемая методика прекрасно вписывается в программу для специальных (коррекционных) классов. Всем известно, что дети с различными отклонениями испытывают трудности в учебе. Используя этот метод, можно создать упрощенные формы работы и при этом получать результат в усвоении учебного материала. Учащиеся из классов с ОВЗ с интересом занимаются подбором цветовых знаков. Пусть уровень сложности заданий минимальный, главное - они пытаются производить мыслительные действия. Для них характерна следующая особенность — им трудно что-либо понимать и запоминать на слух. Вот тут как раз и помогает цветовая методика. На помощь приходит зрительная память на яркие, необычные предметы - цветовые знаки.Результаты проверки усвоения знаний показывают, что ребята, которые использовали цветовую символику, лучше запоминают материал, легче ориентируются в новых понятиях, делают меньше ошибок в самостоятельных работах.Еще одна положительная сторона данного метода в том, что его можно упрощать, усложнять, разнообразить различными видами деятельности и широко использовать творческие способности как учителя, так и ребенка.Нередко бывает, что учащийся теряет интерес к предмету и никакие доказательства и уговоры не могут это исправить. И вот тут необходимо вспомнить, что интерес будет намного больше, если ученик станет не пассивным слушателем, а активным участником всего происходящего на уроке. Этот методический прием предлагает все возможности для осуществления этого. Ребенок через чувства подходит к абстрактному мышлению. У него постепенно формируется эмоционально - целостная сфера, позволяющая выработать положительное отношение к предмету.
