Публикации
Коррекционно - развивающая деятельность учителя-дефектолога с обучающимися с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно - развивающая деятельность учителя-дефектолога с обучающимися с ОВЗ
Автор: Иванова Светлана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно - развивающая деятельность учителя-дефектолога с обучающимися с ОВЗ
Автор: Иванова Светлана Николаевна
Коррекционно - развивающая деятельность учителя-дефектолога с обучающимися с ОВЗОсновная задача ФГОС - обучение детей умению учиться, формирование у обучающихся позиции успешного обучения.Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей.Дефектология: (от лат. defectus — недостаток и греч. Λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ОВЗ. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания Цель коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога:Формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребёнка, развитие его интеллектуальных и личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, предпосылок учебной деятельности, а также коррекция вторичных отклонений в развитии. /Образовательная - определяет, чему педагог учит на данном уроке.Коррекционная - помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся.Воспитательная - позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых./Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно. Необходимо так организовать процесс обучения, чтобы максимально повысить для каждого ученика уровень его обучаемости, создать ему комфортные условия для развития личности и самосовершенствования, компенсировать и скорректировать нарушения в развитии. Задачи коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога:Обеспечение «равных возможностей получения качественного образования» для всех обучающихся в школе детей.Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося; Обучение детей умению учиться, формирование у обучающихся позиции успешного обучения.Для повышения качества коррекционной работы необходимо При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.Необходимо так организовать процесс обучения, чтобы максимально повысить для каждого ученика уровень его обучаемости, создать ему комфортные условия для развития личности и самосовершенствования, компенсировать и скорректировать нарушения в развитии.1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:мелкой моторики кистей и пальцев рук; зрительно-моторных координаций; навыков каллиграфии; артикуляционной моторики. (графические диктанты, перерисовывание фигур по точкам. узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв)Анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв.Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак - ребро - ладонь», «зеркальное рисование», «ухо - нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек».Упражнения можно использовать на любом этапе урока, предварительно заготовив образец на бумаге или устно, под диктовку.2. Развитие основных мыслительных операций:соотносительного анализа; сравнения, сопоставления; обобщения, группировки и классификации; умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; планирование деятельности; Дидактические игры и упражнения: анализ инструкции к заданию, образца: «что сначала, что потом?»; «сравниваем с образцом»; игры «найди и исправь ошибки»; игры на внимание.3. Коррекция нарушений в развитии:зрительного восприятия и узнавания; зрительной памяти и внимания; пространственных представлений и ориентации; представлений о времени; слухового внимания и памяти; фонетико-фонематических представлений, звукового анализа. 4. Развитие речи, коррекция нарушений речиРабота с детьми с речевыми проблемами ведется в основном логопедом, но и на своих уроках педагогам необходимо уделять достаточно внимания развитию речи учащихся.В работе по преодолению нарушений речи можно использовать следующие приемы:игровые упражнения на вычленение, сравнение звуков; использование предметных и сюжетных картинок; Алгоритм составления связного высказывания отрабатывается постепенно. Схема, которая составляется по мере работы с рассказом, помогает воспринимать, анализировать и воспроизводить рассказ.Использовать занимательные задания: «Найди ошибку» (среди расставленных по порядку сюжетных картинок найти ошибку в расположении), «Найди лишнюю картинку» (среди сюжетных картинок найти картинку, которая не соответствует теме рассказа), «Дополни предложения» (незаконченные предложения дополнить сюжетными картинками).«Почемучка»: Почему пришѐл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться?«Скажи наоборот»: чистый - грязный, широкий, здоровый, весѐлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лѐгкий,5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сфереУ детей с ОВЗ наблюдаются различные эмоциональные реакции - от заторможенности, вялости, безразличия до резких негативных вспышек эмоций. Таким детям требуется особое педагогическое внимание и дополнительные приемы и подходы.Одни нуждаются в дополнительной стимуляции: более частые вызовы к доске, индивидуальные задания, требующие помощи со стороны одноклассников, вовлечение в совместные игры, постоянное одобрение их успехов и т.п.Положительная динамика развития детей с ОВЗ и трудностями в обучении увеличение коммуникативных возможностей,становление и развитие познавательных интересов, повышение уровня развития познавательных процессов, возрастающая учебная активность и социальная адекватность поведениСписок используемой литературыАктуальные проблемы интегрированного обучения. Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, (с особыми образовательными потребностями). - М., 2001. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - с. 32-41. Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. - М.: Школьная Пресса, 2008. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. - М., 1996. Материалы по ФГОС
