Публикации
Kolesnikova E.V. ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Kolesnikova E.V. ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Колесникова Екатерина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Kolesnikova E.V. ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Колесникова Екатерина Викторовна
Колесникова Е.В.ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВПреобладающим вектором систематической оптимизации и повышения качества дошкольного образования являются междисциплинарные исследования и эмпирический синтез передовых методов реализации педагогических парадигм. Осознавая серьезность этого направления, музыкальный педагог внедряет передовые дидактические методики, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области дошкольной педагогики, и внедряет инновационные подходы для ускорения решения сложных педагогических задач в музыкально-познавательной деятельности.Парадигма развития креативности в раннем детском возрасте, основанная на постепенно увеличивающейся последовательности требующих когнитивных усилий творческих упражнений, показала значительную эффективность. Разработанная автором методика включает в себя педагогическую практику с использованием структурированной системы развивающих творческие способности упражнений на музыкальных инструментах для подростков, включающую такие приемы, как фонетическая мимика, импровизированное гармоническое сопровождение песен и инструментальных композиций, спонтанная инструментальная импровизация в повествовательном контексте истории, составление мелодических последовательностей в соответствии с заранее заданными правилами. текстовые подсказки и аналогичные упражнения. Участие в этих музыкальных мероприятиях вызвало у детей значительный энтузиазм, и их творческое самовыражение постепенно становилось все более сложным и целенаправленным.Методология смены парадигмы, касающаяся онтогенеза музыкального творчества в раннем детском возрасте, была представлена Э.П. Костиной, крупным ученым в области дошкольной музыкальной педагогики. Костина предполагает, что будущее развитие детского музыкального творчества в корне зависит от авангардных педагогических подходов и инновационных методик. В 2007 году она создала и эмпирически апробировала "Креативную педагогическую технологию музыкального воспитания дошкольников" - систематизированный подход, который переосмысливает педагогические парадигмы в раннем музыкальном образовании.Отличительные черты педагогической концепции Костиной, в отличие от традиционных систем дошкольного музыкального образования, заключаются в его повышенном внимании к творчеству, пронизанному содержательной матрицей, динамически адаптивной музыкально-педагогической методологии и синергетической динамике взаимодействия между участниками образовательной экосистемы. Основные аксиомы, основанные на парадигме креативной педагогической технологии Э.П. Костиной, включают следующее: систематическое развитие музыкальных и творческих способностей в психике подростков, активизацию скрытого творческого потенциала с помощью различных способов музыкального вовлечения, парадигмальный сдвиг в музыкальной педагогике от структурированных, предписывающих методологий к адаптивным, автономным формам музыкальной деятельности, выходящим за рамки формального обучения и позволяющим получать опыт в нерегулируемых условиях, инструментализация музыкально-образовательной среды, содействие симбиотическому и творческому взаимодействию между участниками музыкально-образовательного континуума, уделение приоритетного внимания высвобождению внутренней творческой энергии ребенка, забота о его автономной способности решать проблемы и поддержка активной способности самостоятельно решать педагогические задачи и задачи развития.Важнейший компонент этой педагогической методики заложен в фирменной программе Э.П. Костиной «Камертон». Стоит отметить, что существует новая парадигма в развитии технологий обучения, хотя и ограниченная, которая включает в себя новое тематическое содержание наряду с инновационными методологиями и процедурными механизмами для эффективного внедрения. Например, разработанная Е.В. Горшкой концепция развития музыкального творчества дошкольников с помощью танцевальной педагогики основана на концепции взаимной интеграции педагогической и творческой динамики в рамках единого эмпирического континуума. В рамках этой программы развивается перцептивная восприимчивость ребенка к выразительным нюансам движений одновременно с постепенным приобретением как музыкальных, так и кинестетических навыков. Благодаря структурированному режиму упражнений и пантомимических сцен дети знакомятся с абстрактными символическими значениями, присущими отдельным танцам и жестовым движениям, развивая тем самым способность передавать различные эмоциональные состояния и когнитивные установки. Это постепенное приобщение к кинетическому лексикону позволяет детям различать семантическую значимость отдельных движений и хореографических последовательностей, каждая из которых наполнена определенным интерпретационным содержанием. Включение повествовательных танцевальных композиций служит катализатором для усиления структурной креативности и позволяет использовать композиционные инновации в искусстве выразительного движения.В современных педагогических системах, касающихся музыкального образования детей младшего возраста, три преобладающие теоретические парадигмы лежат в основе развития музыкального творчества в группах дошкольного возраста:Концептуализация творчества как педагогического метода в музыкальном образовании (в изложении Т.Э. Тютюнникова), в то время как творческое вовлечение является неотъемлемой частью методики преподавания; Включение креативности как обязательного компонента в матрицу музыкального образования детей (по предложению Н.А. Ветлугиной, М.А. Михайловой, О.А. Скопинцевой, Г.П. Новиковой и др.), подчеркивающее роль креативности как базового элемента когнитивного и эмоционального музыкального развития; Содействие творческому росту детей путем применения авангардных педагогических технологий (под руководством, в частности, Э.П. Костиной, Е.В. Горшковой). Использования инновационных образовательных стратегий для стимулирования художественного самовыражения. Теоретическая конструкция, связанная с онтогенезом творческих способностей в раннем детстве, всесторонне изложена в профессиональных трудах Л.С. Выготского и В.А. Левина. В ряде теоретических и экспериментальных работ в области музыкальной педагогики подчеркивается внутренняя педагогическая ценность творчества. Например, Теплов утверждает, что зарождающаяся креативность в подростковой психике неразрывно связана с эмоциональным резонансом с музыкальными стимулами - процессом, который, как считается, чрезвычайно полезен на этапе дошкольного развития, когда прививаются базовые схемы ценностного восприятия музыки.В последние десятилетия педагоги наблюдали значительные изменения в психосоциальном и нервном развитии современных дошкольников. Эти различия все больше отделяют их от своих коллег, зафиксированные в ключевых педагогических концепциях И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, М. Монтессори и В.А. Сухомлинского. Действительно, сегодняшние ученики раннего возраста демонстрируют значительные различия, даже если сравнивать их с детьми, которые участвовали в программах дошкольного образования в последние годы 20-го века. Эмпирические исследования подчеркивают значительные изменения в нейрокогнитивной, психофизиологической и аффективной сферах психики современных подростков. Например, ученый Д.И. Фельдштейн описывает такое резкое снижение способности к творческому мышлению, эпистемологической любознательности и творческой выразительности у этих новых поколений.В то же время творческое познание — нейрокогнитивная способность, которая обеспечивает генеративное воображение и прагматическую трансформацию концептуальных рамок в практические конструкции, — все чаще признается ведущим психологическим свойством в современном социально-когнитивном ландшафте. В рамках этой парадигмы музыкальный педагог определяет и реализует педагогические векторы, призванные стимулировать онтогенез творческих способностей у детей младшего возраста в соответствии с потребностями современных образовательных экосистем.Эффективному развитию творческих способностей в дошкольной демографической группе в рамках современных образовательных парадигм способствуют интегративные педагогические технологии, в которые педагог внедряет собственные эвристические компоненты, зависящие от индивидуальных возможностей каждого ребенка в динамичном контексте. Ниже приводится краткое описание преобладающих методик. Реализация личностно-ориентированной парадигмы взаимодействия, дополненной методологиями, фокусирующимися на целостном онтогенезе психики подростка с помощью аудиальных и кинетических модальностей, и процедурной конструкцией под названием "Детский совет" способствует организации междисциплинарного музыкального и творческого взаимодействия для преподавателя музыки. Такой подход создает благоприятную среду для формирования у детей активной и новаторской позиции, поддерживает внутреннюю склонность к эпистемологическим усилиям, самостоятельной инициативе и развитию дальновидности при принятии решений. Кроме того, систематическая интеграция разнообразных социокультурных практик (включая совместные праздники, перформативные выставки, структурированные рекреационные перерывы, творческие консорциумы, поощрительные кампании, исследовательские экспедиции и синхронные коллективные занятия), основанная на этих педагогических технологиях, в значительной степени способствует формированию у каждого участника ярко выраженной творческой индивидуальности, тем самым подчеркивая его индивидуальный выразительный потенциал. участников мероприятия.Музыкальный руководитель стратегически использует нелинейные, открытые когнитивные задачи в рамках музыкальной педагогики, которые по своей сути не имеют однозначного решения и допускают множество вариантов интерпретации. К ним относятся оркестровка и звуковое оформление полифонических композиций, семиотическая постановка лирических произведений, вокальная артикуляция в повествовательных народных сказках и синестетическое воплощение музыкальной тональности с помощью визуальных и кинестетических модальностей. Сложные творческие упражнения, такие как "Символическая манифестация имени", "Сочинение древесной сонаты в осенних тонах (от бодрых маршей до нежных колыбельных)", "Акустическая имитация цветочных узоров", "Изобретательные приветствия" и "Разработка зажигательной хореографической последовательности с самостоятельным аккомпанементом на ударном тамбурине", они играют важную роль в этом подходе.Чтобы стимулировать внутреннюю мотивацию и развить способность разрабатывать инновационные методики художественного исполнения, крайне важно познакомить учащихся с эзотерическим музыкальным аппаратом, используя обычные предметы в качестве потенциальных звуковых инструментов, открывая, таким образом, обширную область, способствующую интермодальному художественному синтезу, что перекликается с творческой педагогической философией К. Орф, который утверждал, что музыка фундаментально переплетается с кинестезией, танцем и лингвистикой. "Элементарное музицирование олицетворяет совместную музыкальную парадигму, в которой каждый участник выходит за рамки простого зрителя, принимая на себя роль соавтора". Новаторская интеграция хроматических и акустических измерений была впервые осуществлена композитором Александром Скрябиным, который систематизировал музыкальные ноты в соответствии с призматической сегментацией цветового спектра. Таким образом, семитоническая гамма соответствует седьмому хроматическому градиенту, наблюдаемому в видимом спектре.Во время работы с этой синестетической методологией стала очевидной существенная проблема, а именно: хроматическое кодирование, применяемое к резонансным инструментам, таким как колокола, показало несоответствия или частичные несоответствия при сопоставлении с цветовыми отображениями нот, используемыми альтернативными полихроматическими музыкальными инструментами вне парадигмы "хроматической нотации". Устранение этого диссонанса способствовало расширению доступа к синестетической музыке, что позволило одновременно участвовать в ней большему количеству детей.В этих рамках роль музыкального педагога не включает в себя цели, связанные с традиционной педагогикой музыкальной грамотности или формальными музыковедческими компетенциями. В соответствии с педагогическими стандартами, в области художественного и эстетического воспитания особое внимание уделяется самостоятельному творческому участию самих детей. Когда дети избегают жестких синестетических ассоциаций слуховых частот (музыкальных тонов) с заранее определенными хроматическими атрибутами, они самостоятельно генерируют свои собственные полихроматические тональные представления. Этот процесс может быть облегчен использованием хроматических ферромагнитных элементов, стержней Cuisenaire или любого другого устройства, позволяющего неограниченно проецировать их концептуальную визуализацию.После слуховой обработки синтезированной мелодической структуры допустима итеративная модуляция, которая позволяет постепенно изменять и уточнять акустический артефакт. Для развития слухового восприятия у подростков крайне важно облегчить распознавание результирующего звукового синтеза и впоследствии обеспечить лексическую маркировку посредством создания номенклатуры.Развивается соматосенсорное мастерство, позволяющее улучшить проприоцептивный контроль и кинестетическую синхронизацию. В то же время развиваются когнитивные способности, которые включают сравнительный анализ, логическую абстракцию и логические умозаключения, что способствует адаптивному восприятию музыкальных композиций и пониманию многозначности их выразительных образов.Внедрение музыкальным педагогом передовых образовательных технологий стимулирует скрытые творческие наклонности каждого человека в образовательной экосистеме и вызывает глубокую признательность за новые открытия. Необходимость развивать творческие способности неоспорима, как утверждает Ш.А. Амонашвили, который предполагает «даря знания, нужно давать что-то, что понадобится и сейчас, и через 10 лет, и всегда».Таким образом, интеграция музыкально-познавательной и игровой деятельности способствует созданию оптимальной среды для ускорения онтологического развития музыкальных и творческих способностей у старших дошкольников. Эта методология расширяет их слуховой и интерпретационный лексикон, развивает когнитивную оригинальность, расширяет эпистемологические границы эмпирического осознания и воспитывает утонченную чувствительность к эстетическому восприятию — склонность, которая, как предполагается, впоследствии проявится в поведении, отражающем семейные, социальные и гражданские добродетели.В современных социальных парадигмах дидактика музыкальной педагогики выходит за рамки ранее определенной цели - простого приобретения технических навыков, включая умение манипулировать инструментами и усвоение теоретических знаний. Его основная цель в настоящее время сосредоточена на развитии когнитивной разносторонности и психосоциального развития, что приводит к появлению проницательной, эстетически грамотной личности, склонной к профессионально ориентированному пониманию музыки.Соответственно, уроки музыки служат эффективным средством развития музыкального и творческого потенциала дошкольников. Это взаимодействие может осуществляться с помощью инновационных, нетрадиционных методов дидактического взаимодействия, при которых педагог взаимодействует с молодыми людьми, чтобы в непринужденной обстановке познакомить их с музыкальными структурами. Список литературыКостина Э. П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 – М., 2007. – 568 с. Ларина О. А. Особенности развития творческих способностей старших дошкольников // Материалы X Международной научной конференции. Самара, 2018. – С. 277-285. Лисовенко Н. В. Креативная педагогическая технология – основа успешности модернизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Славянск-на-Кубани, 2016. – № S3. С. 56–60. Пономарева Е.В. Музыкально-творческое развитие дошкольников: идеи, подходы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) 2016. – № 4. – С. 124-127. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т. А. Рокитянская. – М.: Национальное образование, 2019. – 176 c. Свирская Л. В. Детский совет. Методические рекомендации для педагогов. – М.: Национальное образование, 2021. – 80 c. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: Litres. 2021. – 488 c. Тютюнникова Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. – М.: Либроком, 2018. – 264 с.
