Публикации Игры и их значение в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры и их значение в развитии ребёнка дошкольного возраста.
Автор: Хахалина Анна Алексеевна

Игры и их значение в развитии ребёнка дошкольного возраста.Игра- основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести- семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Сюжетно- ролевая игра- это воображаемая ситуация в которой ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданным им самим игровой обстановки.Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общественной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. Важной ролью для развития детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.Сюжет - действительность, которая отображается в игре, в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:-труда-бытовые-с общей тематикой.Длительность сюжета игры:-в младшем дошкольном возрасте(10-15 мин.)-в среднем дошкольном возрасте(15-40мин.)старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней)Содержание- то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.Содержание:-предметная деятельность-отношения между людьми-поведение людейВ структуре ролевой игры выделяют компоненты:1)роли, которые исполняют дети в процессе игры2)игровые действия с помощью которых дети реализуют роли3)игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми4)отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируются ход игрыВ возрасте от трех до четырех лет игра детей развивается как разнообразная, активная деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового.Действительно, если подходить к детской игре с теме же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точкой зрения развития ребенка.Л.С. Выготский подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.Сюжетный характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок - не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.Младшие дошкольники играют еще как правило, в одиночку. В своих предметах и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности- ролевых. Дети выделят роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре - это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т.п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду) или профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные(козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, заменяющие их игрушки, на пример куклы.В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых или реализуемых в игре правил, чем в усвоению нового через подражание, влияет на выбор или форм подражательного поведения.На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей поло-ролевого поведения через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причем своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым.В трехлетнем возрасте подражание другим уже мотивировано, но управляется определенной целью, которую ребенок ставит перед собой.Подражание зависит от степени уверенности ребенка в том, справляется ли он с соответствующей задачей. Дети обычно не имитируют легко или трудно воспроизводимые действия и сильно ограничиваются, если подражание не удается.Ребенок играет в «дочки- матери», в «магазин», принимая на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в три-четыре года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к шести-семи годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно- ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнера.Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. О привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он 0 то капитан косметического корабля, то – его пассажир, то- восторженный зритель наблюдающий за полетом. Эти игры воспитываю чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им. Использование подходящей стратегии и тактики в сюжетной игре с детьми того или иного возраста позволит своевременно сформировать у них соответствующие игровые умения, сделает педагога желанным партнером в игре. В этом качестве он сможет влиять на тематику игры, на неблагополучные отношения между детьми, которые с трудом поддаются коррекции при прямом нажиме. При переживании сильных эмоций и не хватке времени детское недовольство, подавленность, гнев и другие чувства могут возбуждаться по поводу событий, которые взрослым кажутся пустяками. Бывает, что взрослый уверен, что эмоциональный всплеск быстро пройдет и не станет долгосрочной проблемой. Однако, есть дети, у которых эмоциональные порывы очень часты. Таким детям надо помогать изливать чувства, и необязательно избранным ими способом.Одно из рациональных средств- побудить ребенка к игре, дающей выход эмоциям.Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную активность.В сюжетно- ролевой игре ребенок копирует способы обращения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а так же ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точкой зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.В игре ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний.
-