Публикации ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: Безлепкина Полина Витальевна

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯБезлепкина Полина Витальевна город Черногорск МБОУ ДО «Центр развития творчества»педагог-организатор АннотацияВ статье показана целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию обучающихся, с применением современных образовательных технологий. Ключевые слова: технологии, методы, экологическое воспитание, исследования, проекты.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания обучающихся. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Дети восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического воспитания, поскольку основная цель экологического воспитания - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Именно поэтому развитие познавательных интересов у обучающихся занимает важное место в процессе экологического воспитания, дети по природе своей исследователи. Исследовательская, познавательная активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. И здесь задача педагогов - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Эффективность экологического воспитания обучающихся целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастов и внедрения их в педагогический процесс. Технология экологического воспитания - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. В результате применения технологии экологического воспитания в конце года повышается уровень экологической воспитанности детейВ связи с этим «Центр развития творчества» организует массовые экологические мероприятия с обучающимися своих образовательных объединений, а также с обучающимися образовательных организаций города.  На занятиях в экологических объединениях, а также воспитательных мероприятиях ребята знакомятся с заповедниками, с животным и растительным миром, с птицами, насекомыми, явлениями природы. С детьми проводятся различные праздники, викторины, ролевые игры на экологические темы. Ребята учатся составлять творческие рассказы на тему «Как мы сможем помочь планете Земля». Проводим здоровые беседы «Чем полезна природа», о правилах поведения в лесу «Правила пожарной безопасности в лесу». Обучаем ребят изготовлению экологических буклетов «Чистая планета - здоровая Земля!». Обучающиеся неоднократно становились победителями и призерами экологических мероприятий всероссийского и международного уровней. А также согласно городского плана «Центр развития творчества» проводит различные массовые экологические мероприятия, их разнообразие по содержанию и форме позволяет формировать экологическую культуру различными средствами: от исследовательской и художественно-эстетической деятельности до практической помощи различным объектам природы. При проведении исследований обучающиеся знакомятся с экологическим состоянием своей малой Родины, выявляют имеющиеся экологические проблемы. На базе МБОУ ДО «Центр развития творчества» проводятся такие мероприятия, как:Конкурсы:
  • «Шаг в будущее», «Здоровье – богатство на все времена», «Человек. Природа. Будущее» - проектов и рефератов.
  • Цель: повышение экологической грамотности обучающихся, воспитание бережного отношения к окружающей среде. Результат: ребята умело подбирают методики исследования, достаточно быстро овладевают культурой оформления исследовательских работ, творческих отчетов. Кроме того, обучающиеся учатся выстраивать систему аргументов, отстаивать свою точку зрения на публичной защите.
  • «Мир заповедной природы», «Здравствуй лес мой, врачеватель», «Не в аптеку, а в сад», «В мире пернатых», «Заветный уголок природы» - экологические буклеты, кроссворды, презентации. Цель: повышение экологической и информационной культуры обучающихся. Результат: формируются умения создавать, собирать, систематизировать и обрабатывать информацию в электронном виде.
  • Олимпиады по экологии, краеведению, ботанике«Знатоки природы», «Мой край Хакасия», «В мире растений», «Юные экологи». Цель: выявление учащихся имеющих высокий уровень знаний в области экологии, ботаники, краеведения. Результат: расширение кругозора обучающихся, повышение экологической грамотности и культуры.Одной из наиболее прогрессивных форм работы с детьми является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения мероприятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Применяя принцип наглядности становится возможным донести информацию в доступной форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении обращаться к доступным для них каналам получения информации.Таким образом, мероприятия, акции, проекты позволяют сделать воспитание и обучение более развивающим и деятельным, нацеленным на создание условий для развития творческих способностей учащихся, позволяет не только показать ребятам, удивительные возможности человека с природными объектами, но и включить их во взаимодействие с природой. При проведении такой значимой работы происходит развитие экологической этики учащихся, ответственности в их отношениях с природой, эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине, формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.В заключении хочу подвести итог, что дети, получив знания о природе, ее сбережения и сохранения, смогут применить эти знания в повседневной жизни. Например, будут знать, что нельзя разжигать костры в лесу, рвать цветы и ломать сучья у деревьев, а также как относиться к живым обитателям природы, как помочь сохранить здоровье окружающей среды и многое другое. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления делают нас теми, кем мы становимся во взрослой жизни. Именно в детстве происходят события, которые сильно влияют на будущую жизнь ребёнка.Список литературы:
  • Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие/Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. М.: Педагогическое общество России, 2000.  63 с.
  • Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М., 2000.
  • -