Публикации
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: Безлепкина Полина Витальевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: Безлепкина Полина Витальевна
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯБезлепкина Полина Витальевна город Черногорск МБОУ ДО «Центр развития творчества»педагог-организатор АннотацияВ статье показана целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию обучающихся, с применением современных образовательных технологий. Ключевые слова: технологии, методы, экологическое воспитание, исследования, проекты.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания обучающихся. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Дети восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического воспитания, поскольку основная цель экологического воспитания - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Именно поэтому развитие познавательных интересов у обучающихся занимает важное место в процессе экологического воспитания, дети по природе своей исследователи. Исследовательская, познавательная активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. И здесь задача педагогов - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Эффективность экологического воспитания обучающихся целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастов и внедрения их в педагогический процесс. Технология экологического воспитания - это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. В результате применения технологии экологического воспитания в конце года повышается уровень экологической воспитанности детейВ связи с этим «Центр развития творчества» организует массовые экологические мероприятия с обучающимися своих образовательных объединений, а также с обучающимися образовательных организаций города. На занятиях в экологических объединениях, а также воспитательных мероприятиях ребята знакомятся с заповедниками, с животным и растительным миром, с птицами, насекомыми, явлениями природы. С детьми проводятся различные праздники, викторины, ролевые игры на экологические темы. Ребята учатся составлять творческие рассказы на тему «Как мы сможем помочь планете Земля». Проводим здоровые беседы «Чем полезна природа», о правилах поведения в лесу «Правила пожарной безопасности в лесу». Обучаем ребят изготовлению экологических буклетов «Чистая планета - здоровая Земля!». Обучающиеся неоднократно становились победителями и призерами экологических мероприятий всероссийского и международного уровней. А также согласно городского плана «Центр развития творчества» проводит различные массовые экологические мероприятия, их разнообразие по содержанию и форме позволяет формировать экологическую культуру различными средствами: от исследовательской и художественно-эстетической деятельности до практической помощи различным объектам природы. При проведении исследований обучающиеся знакомятся с экологическим состоянием своей малой Родины, выявляют имеющиеся экологические проблемы. На базе МБОУ ДО «Центр развития творчества» проводятся такие мероприятия, как:Конкурсы:«Шаг в будущее», «Здоровье – богатство на все времена», «Человек. Природа. Будущее» - проектов и рефератов. Цель: повышение экологической грамотности обучающихся, воспитание бережного отношения к окружающей среде. Результат: ребята умело подбирают методики исследования, достаточно быстро овладевают культурой оформления исследовательских работ, творческих отчетов. Кроме того, обучающиеся учатся выстраивать систему аргументов, отстаивать свою точку зрения на публичной защите.«Мир заповедной природы», «Здравствуй лес мой, врачеватель», «Не в аптеку, а в сад», «В мире пернатых», «Заветный уголок природы» - экологические буклеты, кроссворды, презентации. Цель: повышение экологической и информационной культуры обучающихся. Результат: формируются умения создавать, собирать, систематизировать и обрабатывать информацию в электронном виде. Олимпиады по экологии, краеведению, ботанике«Знатоки природы», «Мой край Хакасия», «В мире растений», «Юные экологи». Цель: выявление учащихся имеющих высокий уровень знаний в области экологии, ботаники, краеведения. Результат: расширение кругозора обучающихся, повышение экологической грамотности и культуры.Одной из наиболее прогрессивных форм работы с детьми является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения мероприятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Применяя принцип наглядности становится возможным донести информацию в доступной форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении обращаться к доступным для них каналам получения информации.Таким образом, мероприятия, акции, проекты позволяют сделать воспитание и обучение более развивающим и деятельным, нацеленным на создание условий для развития творческих способностей учащихся, позволяет не только показать ребятам, удивительные возможности человека с природными объектами, но и включить их во взаимодействие с природой. При проведении такой значимой работы происходит развитие экологической этики учащихся, ответственности в их отношениях с природой, эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине, формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.В заключении хочу подвести итог, что дети, получив знания о природе, ее сбережения и сохранения, смогут применить эти знания в повседневной жизни. Например, будут знать, что нельзя разжигать костры в лесу, рвать цветы и ломать сучья у деревьев, а также как относиться к живым обитателям природы, как помочь сохранить здоровье окружающей среды и многое другое. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления делают нас теми, кем мы становимся во взрослой жизни. Именно в детстве происходят события, которые сильно влияют на будущую жизнь ребёнка.Список литературы:Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие/Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. М.: Педагогическое общество России, 2000. 63 с. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М., 2000.
