Публикации Работа с текстом на уроках русского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с текстом на уроках русского языка
Автор: Евженко Елена Ивановна

Работа с текстом на уроках русского языкаВ современном мире на уроках русского языка обучающихся очень сложно заинтересовать и удивить. Учителя придают огромное значение подготовке к занятиям для того, чтоб ребенок запомнил хорошо материал. Все мы знаем, что текст – это группа предложений, объединенных одной мыслью и темой. Предложения в тексте могут быть связаны лексически и грамматически. Как распознать текст? Одним из важных признаков текста является его связность: каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. То, что повторяется в последующем предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, — «новое». «Новое» обычно выделяется логическим ударением и стоит в конце предложения.Учителя русского языка должны хорошо понимать, что чтение можно рассматривать как предметную компетенцию и в то же время - как метапредметную. Традиционно на уроках русского языка большое внимание уделяется формированию речеведческих умений и навыков. А коммуникативные навыки, как таковые, при подобной работе часто отходят на второй план. Чтение в современном мире имеет ряд особенностей, что не может не отражаться на отборе текстов для уроков русского языка и на необходимости учителю овладевать новыми профессиональными для него компетенциями. Тематика текстов на уроках русского языка значительно расширилась. Иногда мы, филологи, включаем в учебные задания инфографические тексты, т.е. графический способ подачи информации и данных. Инфографика — это визуальное представление данных, передача информации через связанные между собой изображения, схемы, диаграммы, графики, карты и текст. Главная задача инфографики — быстро и наглядно показать большой объём данных. Инфографику создаёт графический редактор, реже к работе подключается иллюстратор.Совсем недавно я стала включать эту работу с тестом в своём планировании. Дети заинтересованы, а самое главное заняты делом.Можно предложить детям создать текст на основе инфграфики и предложить им следующие задания:1.Создать текст на основе иследований.2. Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте.3. Выпишите из инфографики все количественные числительные.4. Измените наклонение глаголов.Таким образом, ученик приобретает навыки чтения, говорения, письма и понимания текста. Дети и сами создают инфографику в целях прочного усвоения орфографических правил русского языка. Создание такого материала даёт возможность осмыслить правило, наглядно и доступно представить его в схемах и рисунках. Также, это очень интересный объект для изучения на уроках в современной школе. Тексты на уроках русского языка должны быть разные, разноформатные.На уроках русского языка предлагаю детям следующие задания:- найти слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными;- составить диалог с использованием этих слов;- составить предложения с однородными членами;-найти многозначное слово, объяснить его значения, составить предложения с этим словом, в разных его значениях.Работа с любым текстом для обучающихся - трудная работа. Учителю необходимо систематически вводить задания, направленные на формирование умения обучающихся читать несплошной текст, то есть воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её.Урок русского языка и в самом деле может стать эффективной площадкой для различных читательских практик. Таким образом, мы сможем и заинтересовать обучающихся, и привлечь их к работе. Список литературыЗахарова, А. Инфографика на уроках русского языка / А.Захарова // Русский язык - Первое сентября. - 2013. - № 9. - С. 48-50.Захарова, А. Инфографика: взгляд изнутри / А.Захарова // Русский язык - Первое сентября. - 2013. - № 11. - С. 35-38.Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. // БШ № 12, 2001
-