Публикации
Безопасность и охрана труда начинаются с детства
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Безопасность и охрана труда начинаются с детства
Автор: Щепетов Владимир Валерьевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Безопасность и охрана труда начинаются с детства
Автор: Щепетов Владимир Валерьевич
КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКАМуниципальное бюджетное учреждение города Челябинска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистёнок».Россия,454006, г.Челябинск, ул. Нагорная, д.18, тел. 264-48-22e-mail: Из опыта работы по охране трудаБезопасность и охрана труда начинаются с детства Владимир Валерьевич Щепетов, Уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС, ответственный за работу по охране труда в МБУ Центр «Аистёнок» г. ЧелябинскДля социальной адаптации воспитанников детских домов огромное значение имеют трудовое воспитание и занятия детей ручным трудом в творческих мастерских.Именно в труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность. В МБУ города Челябинска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистёнок» проживает 52 воспитанника от 4 до 18 лет, у каждого из них своя трудная жизненная ситуация. В детском доме применяются различные виды трудовой деятельности для воспитанников.В шести семейных группах практикуется самообслуживание, которое включает в себя безопасные умения и навыки в эксплуатации бытовых приборов, соблюдение правил личной гигиены и пожарной безопасности. Так, под руководством воспитателей, они учатся пользоваться бытовыми электрическими приборами: электрическим чайником и холодильником на кухне, стирать личные вещи в стиральной машине, пользоваться пылесосом. При организации трудовой деятельности учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Во время прогулки, наблюдая за работой дворника, дети запоминают и повторяют его действия: собирают листья, подметают дорожки, учатся работать с хозяйственным инвентарём лопатой и граблями. Пример: Один из воспитанников усмехнулся, когда педагог начал проводить целевой инструктаж с детьми о мерах безопасности при работе с садовым инструментом и, схватив, грабли сказал: «Чего тут, бери да греби…». После инструктажа по ТБ подросток понял, что работа с лопатой и граблями может нести за собой определенную опасность и, как важно соблюдать требования и правила охраны труда.Техника безопасности при работе с граблями и лопатой для детей включает следующие правила:- Перед началом работ следует проверить исправность инструментов: режущие части должны быть остро заточены, рукоятки — надёжно закреплены. - Использовать инструменты можно только по их прямому назначению. -Переносить заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли) в вертикальном положении, рабочей частью вниз. -При обработке почвы граблями следует беречь ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов. -Нельзя бросать инструменты, передавать их нужно из рук в руки. -Нельзя находиться вблизи (сзади) человека, работающего граблями. -Для защиты рук рекомендуется пользоваться перчатками и рукавицами. -При переносе лопат, граблей на острые поверхности следует надевать защитный чехол. -После работы инструменты должны быть очищены от земли и сложены в условленном месте. -Вымыть руки с мылом, привести одежду в порядок.В ходе наблюдения за работой воспитателя, ребята выполняют простые поручения: вытирают пыль, поливают цветы. После приёма пищи, дети убирают и моют за собой посуду (кроме детей дошкольного возраста).Такие занятия по трудовому воспитанию очень важны для детей с особенностями в воспитании и обучении, разного психофизиологического развития. Ребята получают практические умения и навыки, которые пригодятся им в повседневной жизни, у них воспитывается привычка трудиться и заботиться друг о друге.В процессе общественно – полезного труда и занятий в творческой мастерской педагогические работники (воспитатель, педагог дополнительного образования, инструктор по труду) проводят инструктажи с детьми по технике безопасности, осуществляют строгий контроль за соблюдением воспитанниками правил и требований охраны труда, несут персональную ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников. В семейных группах, надо научить детей, правилам обращения с электроприборами и правилам пожарной безопасности, к примеру:-Нельзя тянуть вилку из розетки за провод.-Нельзя браться за провода бытовых электроприборов мокрыми руками.-Нельзя пользоваться неисправными электроприборами и разбирать их включенными в розетку.-Категорически запрещается оставлять работающие электроприборы без присмотра.Некоторые правила пожарной безопасности для детей в детском доме:-Не играть со спичками, зажигалками, фейерверками, свечами, бенгальскими огнями. - Не курить в здании и на территории социального учреждения. - Не оставлять без присмотра микроволновую печь, электрическую плиту. - При возгорании или задымлении в семейной группе без паники под руководством воспитателя покинь помещение. - Если увидел пожар, необходимо сообщить об этом воспитателю или взрослым. В данной статье остановлюсь на требованиях техники безопасности в творческой мастерской.В МБУ Центр «Аистёнок» города Челябинска десять лет под руководством педагога дополнительного образования Анатолия Николаевича Пасечного работает творческая мастерская «Домашний мастер». В арсенале мастерской имеется современное оборудование и инструменты, которое требует постоянной безопасной эксплуатации. На занятиях кружка «Домашний мастер» очень важно соблюдать технику безопасности, чтобы обеспечить безопасность детей во время творческого процесса. В ходе занятий ребята осваивают основные правила поведения, знакомятся с безопасным использованием оборудования, инструментов и материалов. Первоначально на занятии обсуждаются ключевые моменты безопасности, проводится вводный инструктаж, что позволяет создать продуктивную атмосферу. Участники творческой мастерской узнают, как правильно обращаться с ножницами и клеем, лобзиком и выжигателем, молотком и зубилом, тисками и паяльником, другими материалами, а также как избежать травм. К работе на заточном и сверлильном станках воспитанники нашего детского дома не допускаются, изучают процесс работы на них путем наблюдения.Важной частью занятия изучение правил по охране труда по видам работ, что помогает развить творческие навыки и повысить безопасность воспитанников при выполнении практических работ. Правила техники безопасности в творческой мастерскойНазначение курса внеурочной деятельности кружок «Домашний мастер (выпиливание и выжигание)» в детском доме: на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности безопасного труда.Занятия в творческой мастерской «Домашний мастер» способствуют разностороннему развитию детей и подростков. Ручная работа помогает совершенствовать множество нужных навыков - от творческих до моторных. В творческой мастерской, имеется обновленная аптечка первой медицинской помощи, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 24.05. 2024 № 261 н. Четко соблюдается техника безопасности! А, как итог, за период функционирования творческой мастерской с воспитанниками не было зафиксировано ни одной травмы. Все занятия и действия проводятся только в присутствии педагога и с его разрешения.Общие правила техники безопасности для творческой мастерской:-Перед занятием педагогу следует проверить наличие и исправность всего необходимого инструментария;-Нельзя использовать неисправный и тупой инструмент;-Инструменты в рабочей зоне должны находиться в строго отведенных местах в определенном педагогом порядке;-Перед началом работы нужно надеть защитный фартук, при необходимости использовать косынку, перчатки и очки;-Перед тем, как использовать какой-либо инструмент нужно выслушать правила использования (прочесть инструкцию);-Любой обрабатываемый материал должен быть закреплен надлежащим образом (в тисках, струбцинах, на козлах);-Важно использовать специальные упоры и подкладные приспособления;-Запрещено использовать в качестве упора собственные пальцы и другие части тела;-Не следует стряхивать пыль, обрезки материала, стружку и опилки рукой или сдувать их;-Не проверять остроту инструмента пальцем;-Если во время занятия инструмент был поврежден, следует сразу же прекратить работу и заменить инструмент на исправный.Педагог дополнительного образования (инструктор по труду) в целях соблюдения требований охраны труда обязан: -Соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья воспитанников; -Обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации занятий по технологии; -Соблюдать правила личной гигиены; знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре; -Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения; -Знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему; -Соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав социального учреждения;-Придерживаться установленных режимов труда и отдыха; -Соблюдать должностную инструкцию педагога дополнительного образования, (инструктора по труду); -Соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в творческой мастерской; -Соблюдать инструкцию по охране труда в творческой мастерской социального учреждения. Рассмотрим несколько правил по охране труда для воспитанников творческой мастерской нашего детского дома по видам работ:При работе с выжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности: - Включать выжигатель только с разрешения педагога; - Периодически при выжигании проветривать помещение; - Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра; - Оберегать руки и одежду от прикосновения пера; - Во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет. Правила техника безопасности при работе с ручным лобзиком:При работе с лобзиком необходимо соблюдать определенные меры безопасности. Не забывайте надевать защитные очки и перчатки, чтобы избежать травм. Разрешается работать только исправным лобзиком, обеспечивающим надежное и правильное закрепление пилки.Ручка лобзика не должна иметь трещин, сучков.Выпиливание выполняется на специальных столиках. Столики должны быть ровными и гладкими.При выпиливании применяется прямая сидячая поза.Основная опасность при работе лобзиком – ранение рук в результате поломки пилки. Пилку следует перемещать сверху вниз равномерно, без перекосов, с небольшим нажимом на металл. Правила техники безопасности:-Работать лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками.- Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.-Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.-Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.Некоторые правила техники безопасности при работе с деревом для детей:До начала работы:-Правильно надеть спецодежду и головной убор. -Проверить наличие инвентаря и исправность верстака. -Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном педагогом.-Удалить с верстака всё лишнее. Во время работы:-Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака. -Пользоваться только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. -Выполнять технологические операции (пиление, обтёсывание, долбление, сверление, соединение деталей) на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры, подкладные доски. - Не допускать захламлённости верстака отходами, стружками. - Своевременно возвращать педагогу инструмент общего пользования. -Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приёмами работы. - Не пользоваться в творческой мастерской в работе по деревообработке открытым огнём и электрообогревателями. -Применять при запиливании направитель для опоры полотна инструмента. -Очищать струги (рубанок, шерхебель, фуганок) от стружек деревянными клиньями. - В случае порчи инструмента во время работы немедленно заменить его. После окончания работы:- Остатки материалов, незаконченные изделия сдать педагогу. -Проверить состояние инструментов и положить их в установленном порядке, педагогом.-Убрать своё рабочее место, пользуясь щёткой-смёткой. Не сдувать стружку ртом и не сметать её рукой. -Проверить наличие и состояние клиньев на верстаке, зажимные коробки (заднюю и переднюю) завинтить до установленного зазора (не более 2–5 мм). -Привести себя в порядок. -Выходить из мастерской только с разрешения педагога. Также перед началом занятий нужно переодеться в рабочую одежду. Каждый воспитанник должен работать только за своим, закреплённым за ним верстаком. Во время работы на верстаке держат только те инструменты, которые необходимы на занятии. Нельзя отходить от рабочего места без разрешения педагога. Таким образом, в МБУ Центр «Аистёнок» главная цель работы по воспитанию безопасного поведения детей, в том числе и в отношении их будущей трудовой деятельности, состоит в том, чтобы каждый подросток получил и закрепил в своем сознании основные ситуации, представляющие опасность для жизни, и особенности поведения в них. Тем самым мы формируем навыки осознанного безопасного поведения.Использованные Образовательные Интернет – ресурсы:
