Публикации
Доклад: «Использование арт-терапии на уроках ИЗО».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад: «Использование арт-терапии на уроках ИЗО».
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад: «Использование арт-терапии на уроках ИЗО».
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна
Доклад: «Использование арт-терапии на уроках ИЗО».Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами.Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка школьного возраста.Методами арт-терапии являются: рисование, лепка , моделирование с бумагой, красками, песком, цветными камнями, музыка и многое другое.Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого ребенка, но и успешно бороться со многими нервными расстройствами. Арт-терапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. Арт-терапия наиболее благотворно влияет на внутренний психологический эмоциональный мир школьника.Основные задачи методики:знакомство со своим внутренним «я»; снятие психоэмоционального напряжения; развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности; формирование представления о себе, как о личности; создание позитивного самовосприятия; обучение выражению своих чувств и эмоций; Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь ребенку побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьмиСпектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии:внутри- и межличностные конфликты; кризисные состояния; развитие креативности развитие целостности личности обнаружение личностных смыслов через творчество; осознание и глубокая проработка эмоций; открытие в своей личности новых ресурсов и возможностей; и другие проблемы Виды арт-терапии1. Изотерапия – метод, связанный с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью.Занятия не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы творчества, самовыражения, а значит, неосознанной информации.2. Цветотерапия - (хромотерапия) - это метод, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие.Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Работа с цветом снимает накопленное психическое напряжение, помогает успокоиться или просто сосредоточиться.Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.3. Песочная терапияТакой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение.4. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии, с её помощью можно описать характер, передать эмоции. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.Довольно часто после арт-терапии дети увлекаются теми видами, техниками и способами творческой деятельности, с которыми они познакомились на уроках. Каждый рисунок уникален. Его невозможно с точностью воспроизвести на последующих занятиях. Весь процесс творческой деятельности является важным элементом его развития. Ребята не задумываются о конечном результате, они получают удовольствие от самого процесса, учатся выражать свои чувства, справляться с переживаниями, дают возможность выходу своей накопившейся энергии, а также развивают творческие способности.Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т.к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для школьников, которые не всегда могут выразить свои мысли в словах.
