Публикации
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет.
Автор: Валикова Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет.
Автор: Валикова Наталья Николаевна
МАДОУ «Детский сад №82» городского округа город Стерлитамак Республика БашкортостанСтатья«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет г. СтерлитамакЦель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности; развитие у детей творческих, познавательных, коммуникативных способностей на основе устного народного творчества с помощью произведений русского фольклора.Актуальность выбранной темы: В раннем возрасте очень важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.Использование потешек, скороговорок, считалок дает потрясающие результаты, т.к. отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы мы используем при проведении артикуляционной, дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения появившихся у детей раннего возраста звуков гласных и простых согласных.Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает свое первое впечатление о ней.Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, сказок. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность. Юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений.Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). Народные сказки дают образцы ритмичной речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляют эти образные слова в сознании детей, и они начинают их использовать в своих играх.Запоминание устного народного творчества (стихов, сказок) оказывает большое влияние на развитие словаря детей, так как именно из них дети узнают об окружающем мире. Так, благодаря загадкам, дети узнают о предметах домашнего обихода ( печь, веник, кадка, ведро), об орудиях труда (топор, пила, коса), небесных светилах (солнце, луна, звезды), явлениях природы (радуга, дождь, гром, град). Дети пополняют этими словами активный словарь. При этом запоминаются не только слова, но и усваивается смысл каждого слова.В сказках, закличках используются такие средства выразительности как сравнения, эпитеты, образные слова. Дети легко запоминают их и используют в своей речи, например: «золотое солнышко», «земелюшка добра», «курочка - рябушечка», «светлые березы». Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слова.При ознакомлении с устным народным творчеством ребенок чувствует многообразие значений слова, многообразие оттенков значений. В дальнейшем ребенок будет выбирать наиболее удачное слово или словосочетание для точного и яркого выражения своей мысли.Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова, переносить эти навыки в обычную разговорную речь. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки. Заучивание стихов, потешек, считалок совершенствует речевой слух, вырабатывается правильное речевое дыхание.Песенки, считалки, дразнилки оказывают влияние на грамматический строй речи: правильное упоминание детьми падежных форм, использование в речи различных форм: глаголов, предлогов, местоимений.Устное народное творчество оказывает влияние на формирование связной речи. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки, стихотворения, используя различные виды предложений, последовательно излагать свои мысли при рассказывании, в беседе со взрослыми и сверстниками.Таким образом, устное народное творчество влияет на все стороны развития речи и оказывает влияние на развитие ребенка в целом.
