Публикации БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Автор: Баталова Марина Хамзаевна

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИС ОГРАНИЧЕНН ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯТворчество – это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В.А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств, творческого потенциала детей: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».Ребенок, каким бы он ни был, прежде всего – уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Перед воспитателями и педагогами стоит очень ответственная задача: с одной стороны – создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум, а с другой – стимулировать желание «особенных» детей для нахождения в этом социуме, сформировать доверие к нему. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.Всем детям, а особенно детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И этот подход можно осуществлять через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Коррекционная работа с детьми строится на основе уважительного отношения к личности ребенка. Важнейшим аспектом в обучении детей с ОВЗ является индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. В процессе творческой деятельности у ребенка с особыми потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Развитию мелкой моторики и одновременно координации движения пальцев рук способствуют разнообразные методы и приемы работы с детьми:-     продуктивные виды деятельности;-     пальчиковые игры;-     массаж;-     разнообразные ручные ремесла.В коррекционной работе с детьми с ОВЗ и с детьми нормативного развития для развития мелкой моторики, эффективно используется старинное и благородное ремесло, одно из самых увлекательных народных искусств – бисероплетение.Бисер, бусинки, стеклярус, словно элементы конструктора, ребенок может превратить в весёлую игрушку, цветок, нарядное украшение или сувенир. Разбираясь с подручным материалом, нанизывая бусины или бисер на проволоку, леску или нитки, раскладывая их на столе, дети развивают особую точность и координацию движений кисти рук и пальцев.Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки. Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму.Творческая работа с бисером способствует становлению речи ребёнка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Это еще раз доказывает, что бисероплетение – это дополнительное средство развития детей с речевыми и умственными проблемами; это форма общения с детьми; индивидуальный подход к каждому ребенку; форма организации совместной деятельности детей и взрослых. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей. Библиографический список1.        Базулина, Л.В.Бисер /Л.В. Базулина, И.В. Новикова; худож. В. Н.Куров. – Ярославль; Академия развития, 2007. -224 с.2.        Золотарева, Е.Н. Подарки из бисера / Елена Золотарева. – 2 изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 -176 с.3.        Виноградова, Е.Г. Цветы из бисера / Е.Г.Виноградова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008 – 31с.
-