Публикации
Формирование математической грамотности младших школьников через решение проектных задач
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование математической грамотности младших школьников через решение проектных задач
Автор: Виноградов Данил Иванович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование математической грамотности младших школьников через решение проектных задач
Автор: Виноградов Данил Иванович
Д.И. Виноградов,учитель начальных классовМАОУ «Школа № 5»,г. БерезникиФормирование математической грамотности младших школьников через решение проектных задачФормирование математической грамотности младших школьников является ключевым аспектом, который определяет не только успехи в дальнейшем изучении математики, но и формирует основу логического мышления, важную для изучения других предметов.Проектный метод обучения, интегрированный в процесс формирования математической грамотности, представляет собой эффективный инструмент, который стимулирует интерес к изучению математики среди младших школьников. Решение проектных задач позволяет учащимся не только применять и закреплять полученные математические знания в практических ситуациях, но и развивать умения работать как в команде, так и индивидуально. Этот подход способствует созданию условий для комплексного развития личности ученика, готовя его к решению разнообразных жизненных задач на основе математической подготовки.Математическая грамотность младших школьников – это не просто умение считать, складывать и вычитать. Это комплексное понятие, включающее в себя способность использовать математические знания и навыки для решения разнообразных задач, как в учебном, так и в повседневном контексте. Ключевая цель обучения математике на начальном этапе – развитие логического мышления, умения анализировать, сопоставлять и обобщать материал, а также применять приобретённые знания на практике.Основные компоненты математической грамотности включают в себя: 1. Знание математических понятий, теорем и фактов. Освоение базового математического языка и символов, понимание математических отношений и структур. 2. Умение решать математические задачи. Включает в себя способность разбираться в условиях задач, определять пути и методы их решения. 3. Логическое мышление. Способность к абстрактному мышлению, построению логических цепочек, анализу и синтезу информации.4. Критическое мышление. Умение взвешивать различные аргументы, делать обоснованные выводы и оценивать правильность решений. 5. Практическое применение. Способность применять математические знания в жизненных ситуациях, используя математику как инструмент для решения практических вопросов.Совместное применение этих компонентов создаёт основу для формирования математической культуры у младших школьников. Регулярное решение проектных задач позволяет активизировать мыслительные процессы, развивать у детей умение работать с информацией, ставить цели и достигать их через логические рассуждения и математическое моделирование. Такой подход обогащает образовательный процесс, делая его более эффективным и интересным для обучающихся, формируя таким образом крепкую основу для дальнейшего обучения и всестороннего развития.Проектные задачи представляют собой эффективный инструмент для развития математической грамотности младших школьников. Этот метод активного обучения позволяет не только усвоить математический материал на практике, но и развить умение видеть математику в окружающей их жизни, применять её для решения реальных задач. В основе проектного метода лежит принцип изучения математики через исследование, что способствует формированию у детей аналитического мышления, умений собирать и анализировать информацию, делать выводы и представлять результаты своей работы.Проектные задачи также способствуют развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. Работая над решением, дети учатся обсуждать идеи, делиться мнениями и находить согласие, что является важной социальной и образовательной компетенцией.Таким образом, проектные задачи не только обогащают знания младших школьников в области математики, но и способствуют развитию целого спектра личностных качеств и умений, что делает этот метод важным инструментом для формирования математической грамотности.Проектные задачи в рамках внеурочной работы следует подбирать таким образом, чтобы они стимулировали интерес учеников, были связаны с их жизненным опытом и могли быть реализованы при помощи материалов, доступных в школьной среде. Работа над проектными задачами внеурочной активности требует от учителя не только профессиональной подготовки, но и умения организовать процесс так, чтобы каждый ученик смог проявить себя, научиться работать в команде, развить умение планировать этапы работы над проектом и анализировать полученные результаты. Важно создать атмосферу взаимопомощи, обеспечить доступ к необходимым ресурсам и инструментам.Ключевым элементом оценивания является наблюдение за тем, как учащиеся формулируют математические вопросы, строят гипотезы, разрабатывают и реализуют планы, оценивают результаты своих действий в контексте проектной деятельности. Такой подход предполагает формирование обратной связи, благодаря которой ученики могут осознавать свои успехи и трудности, что в свою очередь стимулирует их саморазвитие и саморегуляцию.Представляем вашему вниманию фрагмент проектной задачи «Наш поход в театр», для обучающихся 3-4 классов.«Наш поход в театр»Друзья, совсем скоро начнутся каникулы и их нужно проводить с пользой. Планировать своё времяпровождение нужно заранее, чтобы всё учесть и отдых оставил о себе только положительные эмоции. Мы предлагаем вам распланировать поход в театр всем классом.Для начала нужно принять общее решение, в какой именно театр стоит отправиться. Выбор должен быть выгодным для всех, чтобы каждый смог позволить себе поход в театр. А значит нужно выбрать такой театр, который будет соответствовать спросу всех одноклассников.Выполните задания.Задание 1.В Интернете мы нашли список действующих театральных учреждений. В виде таблицы мы оформили самые ближайшие для нас театры и примерную стоимость билетов на постановки в них. Проанализируйте и дополните 5 столбец таблицы.На основе данных в таблице сделайте вывод, в какой театр будет выгоднее отправиться? Запишите ответ. _________________________________________Таким образом проектные задачи являются эффективным инструментом формирования математической грамотности у младших школьников. Они помогают не только освоить математические навыки, но и развивают творческое мышление, умение работать в команде и находить нестандартные решения. Такой подход делает обучение более практико-ориентированным и связанным с реальной жизнью.
