Публикации доклад на тему: «Особенности работы с детьми с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: доклад на тему: «Особенности работы с детьми с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания»
Автор: Сапон Юлия Викторовна

Доклад на тему: «Особенности работы с детьми с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания» «Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Уильям Джеймс Классы коррекции VII вида созданы для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость; для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII вида. К каждому ребенку с ОВЗ нужно подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения . Чтобы поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья и укрепить его самооценку, необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помочь ему поверить в себя и свои способности, создавать вокруг него доброжелательную атмосферу, нейтрализовать неудачи.Общие недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:- ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире к началу школьного обучения;-недостатки в развитии моторики;- низкая по сравнению с нормально развивающимися детьми познавательная активность;- Недостатки в развитии речи, проявляющиеся по разному при разных недостатках развития речи- замедленное восприятие- недостатки в развитии личности, характеризующиеся повышенной зависимостью от окружающих и самооценкой, эгоистическими тенденциями;- недостатками в регуляции и саморегуляции поведения, чувством неполноценности.Главные требования к уроку с детьми ОВЗ:1. Воздействие на все органы чувств.2. Разнообразные виды деятельности.3. Обращение к опыту ребенка.4. Комфортные условия на уроке.5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей.6. Содружество учителя.7. Задания малыми дозами.8. Игра.9. Чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику:1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, индивидуальные задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности).2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт.3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления.4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом.6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, обратить внимание психологическое состояние на конкретный момент.7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала).9. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах.10. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем.11. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом.Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:- игровые ситуации;- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Заключение. Наблюдения показали, что дети с ограниченными возможностями с удовольствием участвуют в праздниках, фестивалях, конкурсах, в познавательно-развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу. Бывая со своими творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что их работа не хуже других. И тогда в глазах появятся блеск, а на лицах – улыбка.
-