Публикации Методическая разработка: «Контрольные и проверочные диктанты для пятого класса».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка: «Контрольные и проверочные диктанты для пятого класса».
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Методическая разработка: «Контрольные и проверочные диктанты для пятого класса».Все диктанты соответствуют ФГОС.1 - фонетический разбор2 - разобрать слово как часть речи3 - разобрать слово по составу4 - синтаксический разбор предложения.Диктанты на повторение изученного в начальных классахДиктант № 1(Озаглавить)   Наступила осень. Светит грустное2 солнце. На стройных берёзках2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.   Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.   Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.   Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.Диктант № 2В лесу   Мы идём по узкой дорожке2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.   Мы входим2 в зелёную чащу.4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.   В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую2 шишку.   Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.Диктант № 3(Озаглавить)   На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.   Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.Диктант № 4Летняя гроза   Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча.4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.   Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная2 даль.4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.Диктант №5   Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.   Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.   В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.   Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов)Грамматическое задание:Озаглавьте текст.Обозначить части речи в предложении Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант),Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант).Разберите слова по составу:Входим, пушистые, ветки. (1 вариант)Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант)Выпишите несколько слов с орфограммой в корне словаДиктант №6   В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.   Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.   Люди называют синицу сторожем наших садов.Грамматическое задание:Озаглавьте текст.Обозначить части речи в первом предложении (1 вариант),В сад она прилетела за жучками ( 2 вариант).Разберите слова по составу:Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант)Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант)Выпишите несколько слов с орфограммой в корне словаДиктанты по теме «Синтаксис и пунктуация»Диктант № 1(Озаглавить)   Погода стала меняться. Из-за далекого2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила2 Нина.   Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»   Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю.4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)Грамматические задания:1. Озаглавь текст.2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2.4. Сделай синтаксический разбор предложения под цифрой 4 .5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.Диктант № 2В ожидании зимы   Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4   Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» - кричат им вслед ребята.Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.Диктант №3 по теме : «Синтаксис и пунктуация» с грамматическим заданием   Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.   Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»   Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов) (По В. Астафьеву)Грамматическое задание:Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов1 вар.в 1-ом абзаце2-ой вар. – во 2-ом абзацеГрафически объяснить пунктуацию в предложениях1 вар. - «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель.2-ой вар. –Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»Диктант №4 по теме : «Синтаксис и пунктуация»О пословицах   Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни.В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.   Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ.   В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку.Грамматическое задание:Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях1 вар.в 1-ом абзаце2-ой вар. – во 3-ем абзацеПроизвести синтаксический разбор предложения1 вар. - Пословица – это краткое мудрое изречение народа.2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.Разобрать по составу слова:1 вар – поговорка2 вар. - выдумкаДиктанты по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»(Озаглавить)   Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать1 медовый2 урожай.   На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова2. К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.   Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников.4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.Диктанты по теме «Морфемика»Диктант №1(Озаглавить)   Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.(За)шумел (в) л..су з..л..той дождьапля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (заружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.Шумит з..л..той дождь.Грамматическое задание:1.Озаглавьте текст.2.Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.3.Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.4.Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.Диктант №2   Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.   Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.   Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце снежинки.Грамматическое задание:1. Озаглавить текст2. Произвести синтаксический разбор предложения  1 вар. - Сверкнула молния, прокатился по небу гром.  2 вар - Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь не прошёл.3. Произвести фонетический разбор слов  1 вар. - землю  2 вар. - стена
-