Публикации Задачи и трудности руководителя духового ансамбля и оркестра в ДМШ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Задачи и трудности руководителя духового ансамбля и оркестра в ДМШ
Автор: Егорова Юлия Викторовна

Методическая работа преподавателя духовых инструментов «Таицкой ДМШ им. Н.А.Римского-Корсакова» Егоровой Ю.В.2025г.Задачи и трудности руководителя духового ансамбля и оркестра в ДМШ.ВведениеИз-за небольшого числа желающих обучаться игре на духовых инструментах, мы вынуждены принимать учеников, не всегда соответствующих строгим требованиям к развитию слуха, ритма и памяти. Это заставляет преподавателей искать новые методы обучения для сохранения интереса молодёжи и популяризации духовых инструментов. Для успеха преподаватель должен учитывать индивидуальные способности каждого ученика и находить к нему персональный подход.Перед преподавателем стоят четыре ключевые задачи:
  • Познакомить детей с миром музыки и культуры.
  • Научить виртуозно играть на инструменте.
  • Развивать вкус и эстетическое восприятие.
  • Воспитывать профессиональных исполнителей и слушателей, а также ответственных людей, готовых к самостоятельной жизни.
  • С самого раннего возраста дети погружены в мир музыки: они слышат её повсюду — в интернете, по радио и телевизору. Дети легко воспринимают музыкальные произведения, стремятся понять их и подражают своим любимым исполнителям.Однако популярные источники не всегда могут дать ребёнку полное представление о музыке и раскрыть её глубину и разнообразие. Чтобы по-настоящему понять и полюбить музыку, необходимо изучать различные стили — от классики до джаза, от камерной до хоровой и народной музыки. Игра в оркестре или ансамбле помогает развить музыкальный вкус, укрепить интерес к игре на инструменте и повысить общий культурный уровень.Цель этой работы — помочь преподавателям заинтересовать своих учеников оркестровым и ансамблевым исполнительством.Чтобы достичь этой цели, педагогу нужно решить ряд задач:
  • Научиться воспринимать музыку, исполняемую оркестром или ансамблем, и различать отдельные партии.
  • Развивать индивидуальные знания, умения и навыки ученика.
  • Регулярно улучшать технику игры на инструменте.
  • Оттачивать навыки чтения с листа.
  • Использовать особенности коллективного исполнения как дополнительный ресурс в обучении.
  • Для успешного выполнения этих задач необходимы определённые условия:
  • Наличие учеников и уровень их подготовки.
  • Необходимое техническое оснащение и материальная база (музыкальная литература, пюпитры, инструменты).
  • Удобное расписание, которое влияет на утомляемость учеников.
  • Опыт и творческий потенциал преподавателя, которые определяют выбор репертуара, аранжировку партий и интерес к их исполнению.
  • Цель и задачи методической разработки такие:
  • Помочь молодым учителям организовать учебный процесс.
  • Рассказать, как работать в оркестре или ансамбле духовых инструментов.
  • Собрать все знания в одном месте.
  • Деятельность педагога в классе ансамбля духовых инструментов в детской школе искусств.Оркестр – это большой коллектив музыкантов-инструменталистов, играющих в унисон, в отличие от камерных ансамблей. Ансамбль, имея меньший состав участников и каждый со своей партией, играет согласованно. Ансамбли могут быть односоставными или смешанными.Задачи для исполнителей в оркестре или ансамбле:
  • Понимание смысла и структуры своей партии и функций в каждый момент музыкального произведения.
  • Умение слушать свою партию, другие голоса и звучание в целом.
  • Знание нот и материала других участников.
  • Постоянный контакт с другими участниками через слух.
  • Оркестр может показать все грани только при четкой работе каждого участника. Поэтому очень важен учебный процесс. Подготовка и проведение мероприятий с участием оркестра и ансамбля.При отборе учащихся в состав оркестра или ансамбля учитываются различные факторы: уровень владения инструментом, теоретические знания в области музыки, характер, отношения между учениками и предыдущий опыт игры в подобных коллективах.В ансамблевом исполнительстве важно, чтобы участники обладали примерно одинаковым уровнем мастерства, чтобы избежать потери мотивации и конфликтов. В оркестре же, особенно при исполнении несложных пьес, можно привлекать учащихся с различной подготовкой.Правильное распределение партий и поддержание начального уровня игры, а также индивидуальные занятия для каждого ученика — важные аспекты, способствующие успеху. Кроме того, важны и отношения между участниками, которые должны быть доброжелательными и уважительными.Рассадка участников должна быть такой, чтобы они могли видеть дирижера или концертмейстера и хорошо слышать друг друга. В оркестре варианты посадки зависят от его состава. Например, в медном духовом оркестре альтовые и теноровые саксгорны обычно располагаются в первом ряду, за ними следуют те же инструменты второй партии, тубисты и ударная секция. Труба и корнеты обычно сидят слева, а баритоны — справа.В ансамбле однородных инструментов участники сидят полукругом. В квартете медных духовых слева располагаются труба 1 и альт, а справа — труба 2 и баритон. В классическом квинтете кларнет и фагот сидят справа, флейта и гобой — слева, а валторна — посередине. Варианты посадки могут варьироваться в зависимости от количества и разновидностей инструментов в составе. Работа на репетицияхЧтобы играть в оркестре или ансамбле, нужно настроить инструменты. Это первый шаг.В оркестре медных инструментов лучше настраивать по трубе или другому инструменту средней высоты. В смешанных ансамблях — по кларнету или гобою. В ансамблях с инструментами одного вида — по самому низкому инструменту.Перед настройкой нужно подготовить музыкантов и инструменты. Инструменты должны быть тёплыми.Каждый участник должен слушать настраиваемый звук и подстраиваться только после его окончания.Особенно важно настроить инструменты начинающим музыкантам. Можно настроить каждую группу инструментов отдельно, а потом сыграть все вместе.Смешанные составы настраиваются по звуку си-бемоль первой октавы или ля той же октавы, если настройка идёт по гобою. Состав из медных инструментов настраивается по четвёртому натуральному звуку (чаще си-бемоль), затем проверяется чистота интонации третьего и пятого натуральных звуков.Сейчас для настройки коллективов всё чаще используют специальные устройства — тюнеры. Они особенно полезны перед важным выступлением.Но в процессе обучения лучше настраивать инструменты самостоятельно. Ведь развитый слух — это важно для музыканта.Процесс работы над музыкальным произведением
  • Анализ нотного текста
  • Этот этап включает в себя детальный разбор произведения: гармонию, фактуру, мелодическую линию, стиль и характер пьесы. Также анализируется ритмический рисунок, выделяются сложные технические нюансы и динамические оттенки. Определяются роли голосов и темп произведения.
  • Первичный разбор произведения
  • На этом этапе участники коллектива знакомятся с музыкальной линией, определяют аппликатуру и выделяют музыкальные построения. Сложные места разучиваются в медленном темпе, согласовывается динамика, отрабатывается ритм, а также формируются необходимые знания, умения и навыки. Особое внимание уделяется развитию пространственного ориентирования, что является основой для слаженной игры.
  • Освоение ритма и темпа
  • На данном этапе происходит закрепление полученных знаний и умений, а также освоение ритма и темпа произведения.
  • Воспроизведение по тексту
  • Участники коллектива учатся воспроизводить произведение в точном соответствии с текстом, что способствует улучшению их исполнительского мастерства.
  • Образное воссоздание произведения
  • На последнем этапе участники могут проявить себя как талантливые исполнители и интерпретаторы, раскрывая свою индивидуальность.Особенности работы в оркестре «ученик – учитель»Обучение игре в оркестре начинается с самых первых шагов. Главная задача учителя — зажечь в ученике интерес к музыке.Самый эффективный способ сделать это — совместная игра учителя и ученика. Ученик, слушая, как играет его наставник, постепенно постигает основы. Даже самые простые мелодии обретают новую жизнь, когда их исполняет учитель.Ученик слышит, как должен звучать инструмент, и постепенно запоминает это звучание. Он начинает различать первую и вторую партии и учиться правильно дышать.Видя, как уверенно играет учитель, ученик загорается желанием учиться ещё больше. Уроки могут быть разнообразными: можно играть в одиночку или в ансамбле. Это позволяет поддерживать интерес и не даёт ученику заскучать.Также можно исполнять знакомые мелодии из фильмов, мультфильмов и телепередач. Такой подход также способен оживить уроки и сделать их более увлекательными.Совместное исполнение с педагогом имеет множество преимуществ. Ребенок уже на раннем этапе погружается в мир музыки, получая возможность выступать с небольшими пьесами. Это способствует развитию его коммуникативных навыков и пробуждает интерес к игре на инструменте.Исследование методов и подходов к созданию эстетически привлекательной музыки.Ритм — это важный элемент в музыке, который передаёт эмоции, определяет время и формирует художественную форму. В оркестре или ансамбле необходимо соблюдать следующие аспекты ритма:
  • Голоса должны начинать и заканчивать одновременно.
  • Голоса должны точно взаимодействовать друг с другом при развитии произведения.
  • Все голоса должны быть согласованы по основному ритму.
  • Необходимо ориентироваться на пульсирующие длительности нот.
  • Смена дыхания не должна нарушать пульсацию ритма.
  • Паузы должны быть точно выдержаны.
  • Одна из задач — развивать коллективный ритм, устраняя индивидуальные недостатки участников. Вот некоторые распространённые проблемы:
  • Неточное окончание длительностей.
  • Неустойчивость ритма.
  • Невнимательность к паузам, которая нарушает согласование голосов.
  • Нечёткое исполнение триолей и дуолей.
  • Неправильное исполнение ритмического рисунка.
  • Неправильное исполнение синкоп.
  • Нарушения, связанные с передерживанием длинных звуков и укорачиванием коротких.
  • Нарушение темпа взятия дыхания.
  • Проблемы, связанные с изменением штрихов (резкий переход от стаккато к легато).
  • Согласование ритма в оркестре или ансамбле — это сложная задача, которая помогает раскрыть содержание произведения. Метроритм создаёт ощущение, что играет один инструмент, и зависит от ощущения слабых и сильных долей каждым участником.Развитию метроритма следует уделять внимание с первых занятий. Опытные участники могут служить наставниками для начинающих. Для развития можно подобрать простую пьесу с равномерной пульсацией, которую будет играть преподаватель. Она заменит счёт. Хорошо освоенный навык воспроизведения пульсации — это основа для ритмического мышления.Важно осознавать, с какой скоростью следует играть. Хотя существуют цифровые обозначения, указывающие на темп исполнения, не стоит полагаться только на них. Темп заложен в самой музыке, и нужно учитывать, как звучит произведение и что могут исполнить ученики.При игре в быстром темпе не следует торопиться. Лучше играть спокойно. На начальных этапах лучше начинать с медленного темпа, а затем, когда навыки будут улучшаться, можно переходить к более быстрому.Медленный темп позволяет внимательно следить за каждой нотой, что способствует качественному исполнению.Когда все играют в одном темпе, это способствует слаженной игре. Каждый музыкант может точно начать и завершить каждую ноту, что позволяет избежать ошибок.При изучении произведения можно использовать самую короткую ноту как единицу времени. Когда темп становится быстрее, следует применять более длинные ноты.Динамика — это важный элемент, который обогащает музыкальное произведение и делает его более гибким. Однако важно использовать её с умом, чтобы не нарушить целостность музыки.Каждая партия требует своей фразировки и силы звука, в зависимости от поставленных задач. Например, игра на трубе с концертмейстером может сильно отличаться от игры в ансамбле или оркестре.В ансамбле с деревянными инструментами не стоит играть слишком громко, чтобы не заглушить остальных участников. А вот в медном духовом оркестре, где требуется яркий и звонкий звук трубы, необходимо играть более насыщенно. Для партии корнета же, напротив, нужна более мягкая мелодическая линия.Таким образом, постоянное редактирование поставленных задач является необходимым условием для успешного исполнения.Работа над музыкальными фразами требует от ученика глубокого понимания музыкальной структуры произведения. Каждое музыкальное произведение состоит из взаимосвязанных частей: периода, предложения, фразы и мотива.Чтобы грамотно исполнить произведение, необходимо хорошо представлять его фактуру. Это позволит музыканту четко разделить его на музыкальные фразы.Цезура — это ключевой момент, который разделяет части произведения и служит главным признаком окончания и начала музыкальной фразы.Основные черты музыкального перерыва:
  • Звук становится тише.
  • Звук замирает.
  • Длительность звуков возрастает.
  • В звучании происходят изменения.
  • Начинается новая музыкальная тема.
  • Музыкальные фразы повторяются.
  • Звуки становятся более разнообразными.
  • Высота звуков понижается.
  • Звуки могут становиться громче или тише.
  • В музыке можно выделить отдельные фрагменты, которые лучше всего воспринимаются в мелодии. В то время как в аккомпанементе может отсутствовать пауза.Артикуляция, темпоритм, агогика, интонация, дыхание, артикуляция и динамика — всё это составляющие исполнительской фразировки.Во время пауз дыхание берётся в соответствии с метроритмом, не нарушая его пульсацию. В каждой партии должны быть обозначены места для дыхания.В процессе обучения игре на духовых инструментах необходимо уделять большое внимание развитию способности слышать и воспроизводить музыкальные интонации. Эта способность формируется и корректируется с помощью амбушюра и анализируется на протяжении всего исполнения, особенно в отношении неустойчивых звуков.Особое внимание следует уделить правильному интонированию первых четырёх звуков натурального лада:
  • Октава.
  • Прима.
  • Квинта.
  • Кварта.
  • Интервалы должны звучать чисто, без биений, которые возникают при одновременном звучании двух звуков. Биения наиболее заметны в терциях, секстах и квартах. Задача преподавателя — свести их к минимуму. Улучшить интонирование можно, используя резонаторы и изменяя форму и объём ротовой полости. Это достигается с помощью «проговаривания» слогов во время игры.Рекомендуется при исполнении высокого регистра произносить слоги «те», «ти», низкого — «ту», «то», а среднего — «та», «то». Это основные приёмы, используемые музыкантами на духовых инструментах.Штрих — результат взаимодействия различных приёмов атаки, ведения и снятия звука, а также соединения звуков. Игра в оркестре подразумевает единый способ звукоизвлечения.В процессе совместного исполнения применяются те же методы, что и при сольном выступлении:
  • Деташе.
  • Стаккато.
  • Легато.
  • Нонлегато.
  • Мартеле.
  • В процессе коллективного исполнения музыки очень важно придерживаться одинаковых штрихов. Для этого рекомендуется играть гаммы и специальные упражнения, направленные на выработку единого штриха.Необходимо внимательно слушать акценты каждого ученика, согласовывать их и стараться играть в унисон. Важно начать работу над общими штрихами с мелодическими и аккомпанирующими голосами по отдельности, включая полифонические и гомофонные произведения.После того как каждый участник успешно освоит материал, можно переходить к совместному разучиванию.В процессе работы над оркестровой партией с самого начала необходимо установить верные штрихи и обсудить их нюансы.Для достижения слаженности в оркестровом или ансамблевом исполнении важно, чтобы все музыканты точно соблюдали сильные и слабые доли, а также чётко играли самые короткие длительности.В совместной игре можно выделить три аспекта, которые помогают поддерживать синхронность:
  • Одновременное начало произведения.
  • Одновременное исполнение.
  • Завершение точно по жесту дирижёра или просто одновременное завершение.
  • В отличие от оркестра, где ключевую роль играет дирижёр, в ансамбле его функции берёт на себя другой участник. Он подаёт сигнал к началу игры, слегка наклоняя голову. Это движение выполняет две функции:
  • Лёгкое движение вверх заменяет ауфтакт.
  • Движение вниз показывает, что можно начинать играть.
  • Чтобы достичь синхронности в оркестре и ансамбле, на репетициях необходимо учитывать пустой такт. Это особенно важно при исполнении сложных произведений.Цель всего этого — играть в унисон. Сплочённая работа коллектива над ритмом, метроритмом, штрихами, динамикой и фразировкой создаёт ощущение игры в унисон. Кажется, что вместо множества инструментов звучит один.Методические указания для дирижёра духового ансамбля в детской школе искусств.Оркестровая или ансамблевая партия — это связующее звено в общем звучании коллектива. Работа над партиями должна быть такой же, как и над сольным произведением. Партия оркестранта должна быть выразительной и технически развитой, как и партия солирующего инструмента. Нужно четко соблюдать указания текста по ритму, динамике и исполнению штрихов, а характер должен быть четко продуман и выполнен. Запомните — все партии важны, независимо от того, играете вы в оркестре или ансамбле. Поэтому следует отнестись к этому со всей серьёзностью. Важно физическое и психологическое состояние исполнителя, нужно получать удовольствие от исполнения своей партии, а не испытывать стресс.Освоение партии не обязательно проводить от начала до конца, лучше чередовать отрывки произведения, начиная с сложных моментов и переходя к легким. Самые сложные в техническом плане партии должны отрабатываться как можно раньше. Желательно выделить их в тексте и пронумеровать — это поможет в организации процесса обучения.Советы в организации домашней работы учащихсяПриучение ребенка к систематическим домашним занятиям важно для воспитания хорошего оркестранта и солиста. В начальных классах (1-3) необходим контроль взрослых, но в старших классах (4-7) помощь родителей становится менее эффективной. Объем домашних заданий со временем возрастает. Чтобы решить эту проблему, важны:
  • Индивидуальный подход: учет расписания подопечного, его увлечений.
  • Продуманность и логическая последовательность заданий. Ученик должен уделять внимание сложным местам и особенностям, например, исполнению штрихов или динамических оттенков. Полезно слушать музыку профессиональных коллективов для поддержания интереса.
  • Проверка и анализ домашних заданий — это не просто контроль. Это работа, которую нужно делать внимательно и по порядку. 
  • Чтобы ученикам было интересно учиться, их нужно хвалить за хорошую работу. Похвала радует.
  • Проверять домашние задания нужно на каждом уроке. В конце урока можно разобрать следующее задание. Это часть учёбы.
  • ЗаключениеВ процессе обучения оркестровое и ансамблевое исполнение играют ключевую роль. Они позволяют погрузиться в культурное наследие, раскрыть свой творческий потенциал, развить самовыражение и музыкальные способности.Оркестр и ансамбль учат работать в команде, что особенно важно для замкнутых учеников. Занятия в классе по этим предметам помогают решить множество учебных задач и улучшить уровень исполнения. Преподаватель укрепляет отношения в коллективе, развивая навыки, которые пригодятся в повседневной жизни.Игра в оркестре способствует развитию таких качеств, как:
  • Ответственность за выполнение своей работы.
  • Чувство товарищества и поддержки.
  • Готовность прийти на помощь коллегам.
  • Кроме того, новые открытия в коллективном музицировании стимулируют интерес к учебному материалу.Для успешного обучения и воспитания музыкантов преподавателю необходимо:
  • Формировать у подчинённых артистизм и чувство ответственности.
  • Верить в успех своей педагогической деятельности.
  • Критически анализировать и оценивать свою работу.
  • Быть профессионалом и постоянно совершенствовать свои навыки.
  • Списки рекомендуемой методической и учебной литературыМетодическая литература
  • Акишина Е.М., Бойцова Н.В., Холопова В.Н. Музыкальное содержание. Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств. М.: Научно-методический центр по художественному образованию при Министерстве культуры РФ, 2005. 67 с.
  • Волков Н.В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах: методическое пособие для детских музыкальных школ. М., 2002. 60 с.
  • Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. М.: Просвещение, 1984. 222 с.
  • Каргин А.С. Формирование детского музыкального коллектива. // Оркестр. М.: МГУКИ, 2007. № 4(9).
  • Класс ансамбля: программа для детских музыкальных школ / Сост. Ю.Г. Кинус, П.К. Назаретов; Министерство культуры Российской Федерации. М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 1993. 27 с.
  • Крюкова В. Работа с детскими коллективами – важнейшее направление в системе музыкального воспитания. // Музыкальная педагогика. Ростов на-Дону: Феникс, 2002. С. 273-279.
  • Музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы: сб. ст. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. Тамбов, 2008. 90 с.
  • Петров Р. Школа коллективной игры для духовых оркестров: учебно-методическое пособие для музыкальных колледжей. М.: Музыка, 2004. 221 с.
  • Петров Р., Матякубов Б. Инструментоведение и инструментовка. – Ташкент: TURON-IQBOL, 2006. – 192с.
  • Работа над чистотой строя при игре на духовых инструментах: Методические рекомендации. /Сост. Волков В.В. – Минск: Министерство культуры БССР, Республиканский методический кабинет по учебным заведениям искусств, 1982. – 15с.
  • Учебная литература
  • Я. Зырянов, Е. Васильев. Курс обучения игре в духовом оркестре. Вып. 8, 9. Киев, 1977, 1978.
  • Сборник ансамблей для духовых инструментов. Москва, 1972.
  • Сб. «Праздничная музыка для духового оркестра». М., 1988.
  • Сб. «Песни военных лет для солиста хора и духового оркестра». М., 1988.
  • Сб. «Первое выступление» Вып. 3. М., 1983.
  • Сб. «Первое выступление» (репертуар начинающих самодеятельных духовых оркестров), Вып. 5. Москва, 1987.
  • Песни Великой отечественной войны. Москва, 1975.
  • Н. Иванов-Радкевич. Школа коллективной игры для духового оркестра. Москва, 1987.
  • Д. Свечков. Работа дирижера с духовым оркестром. – М., 1972.
  • Г. Запорожец, М. Прудников. Репертуарный сборник самодеятельного духового оркестра. Т. 3, 4. Москва, 1979.
  • В. Крюкова. Музыкальная педагогика. – Феникс, 2002.
  • В. Блажевич. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра. М., 1991.
  • Б. Анисимов. Практическое пособие по инструментовке для духового оркестра. – Музыка, 1979.
  • 15 Сб. «Песни, танцы и пьесы для духового оркестра» В.5, М., 199016 Сб. «Сборник старинных вальсов для духового оркестра» В.2, М. 198017 Сб. «Золотая нива» (произведения для начинающего оркестра) В.7, М. 199018 Сб. «Старинные марши Российской воинской славы» (для духового оркестра) М. 199019 А. Арский «Танцевальная музыка для духового оркестра» М. 198620 И. Фортученко «Взвейтесь кострами» (репертуар пионерских духовых оркестров) В.1, М. 198921 С. Ганичев «В городском саду» (популярные произведения для духового оркестра) М. 198922 Сб. «Музыкальные вечера» (пьесы для духового оркестра) В.12, М. 198923 Сб. «От всей души» (песни для духового оркестра) В., М. 199024 Сб. «Мелодии радио и кино для духового оркестра» В.3, М. 198925 Сб. «Марши для духового оркестра» В.6, М. 198026 Сб. «Ансамбли медных духовых инструментов» В.2, М. 198827 Сб. «Музыка для духового оркестра» В.3, М. 198828 Сб. «Первое выступление» (репертуар для духовых оркестров) В.3, М. 198329 Сб. «Пионерское лето» (репертуар для духовых оркестров) М. 198630 В. Виберган «Музыка из к/ф для духовых оркестров», Ленинград, 198631 Сб. «Первое выступление» (репертуар для духовых оркестров), В.18, М. 1978, В.1, М. 198032 А. Батырев «Школьные годы» (для солиста, хора и духового оркестра) В.2, М. 1986
  • «Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)». Министерство Культуры РСФСР, 1988.
  • -