Публикации
Тьюторское сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тьюторское сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности
Автор: Якшина Татьяна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тьюторское сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности
Автор: Якшина Татьяна Александровна
Тьюторское сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельностиСвязь движений рук и тела, ее влияние на развитие высшей нервной деятельности в своих работах рассматривали В. М. Бехтерев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. М. Сеченов и др. Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Г. Е. Сухарева, К. С. Лебединская и др. определяют особенности развития мелкой моторики как один из характерных симптомов задержки психического развития дошкольников. У детей с ЗПР выявляется недоразвитие общей и мелкой моторики, их движения нескоординированные, неуклюжи, темп и точность нарушены. Больше всего страдают техника движений и двигательные качества [3]. По причине недоразвития мелкой моторики у детей с ЗПР оказываются слабо сформированы технические навыки изодеятельности, аппликации и конструирования. У многих детей не сформировано умение держать карандаш и кисточку, они не регулируют силу нажима и не умеют пользоваться ножницами. Отставание в развитии мелкой моторики у дошкольников с ЗПР создает проблемы в развитии навыков самообслуживания, затрудняет процесс овладения письменной речью и другими учебными навыками, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности и затрудняет манипуляции мелкими предметами [1]. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР изучали И. Ф. Марковская, Л. В. Занков, Г. Е. Сухарева и др. Изобразительную деятельность как способ коррекции выделяли Е. А. Екжанова, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, И. М. Соловьев и другие [2]. 370 Стоит отметить, что дети с ЗПР – это преимущественно дети с сохранным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета) [8]. Такой значительный реабилитационный потенциал обязывает специалистов искать формы и методы эффективной и своевременной коррекции с целью вывода в норму. Сегодня в качестве приоритета в выборе наиболее эффективного метода специалисты предлагают рассматривать тьюторское сопровождение [2]. Педагогическая деятельность тьютора заключается в организации индивидуальной работы с детьми с ЗПР в ходе образовательного процесса; способствует самоопределению и самореализации дошкольников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности [5]. Занятия изобразительным искусством с дошкольниками с ЗПР, входящие в систему воспитания и развития детей, помогают успешному решению педагогических, коррекционных, социальных и психотерапевтических задач и проблем, таких как общее оздоровление, снятие эмоционального решения, диагностика и решение текущих проблем, развитие высших психических функций, формирование качеств личности, успешное включение в общество и социализацию. Достигаться это может с помощью изотерапевтической коррекции, использованием различных методик, например, спонтанное самовыражение, «терапевтический рисунок», рисунок-диагностика личностных и психических особенностей [3]. Л. И. Емельянова, Г. С. Комарова, Н. И. Сакулина, считают, что развитие мелкой моторики – это сложная психологическая деятельность, которая сочетает в себе эмоционально-познавательные процессы. Они сходятся во мнении, что изобразительное искусство способствует сенсорному развитию, развивает любовь к искусству. Способствует умению различать цвет, форму, размер, умению составлять композиции, обеспечивает глубокое восприятие красок, их сочетание, обеспечивает понимания видов искусств [5]. Тьюторское сопровождение дошкольников с ЗПР важно в ходе развития мелкой моторики посредством изобразительной деятельности. При работе тьютора с детьми с ЗПР необходимо тщательно отбирать и комбинировать виды изобразительной деятельности, изменяя доминантный анализатор. Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы дети через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Такое организовать на общем занятии возможно только тьютору [9; 10]. При организации занятий по изобразительной деятельности, тьютору следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступными [4]. 371 На первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ребенку субъективные переживания успеха на фоне определенных затраченных усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Из традиционных техник при работе с детьми с ЗПР для развития мелкой моторики можно использовать рисование гуашью, фломастерами, карандашами, акварелью, пастелью. Традиционные техники рисования подразумевают знание особенностей художественного материала и особенности работы с ним. Нетрадиционными техниками являются: рисование фломастерами, пальцами, ладошками, трубочкой, ватными палочками, мыльной пеной, баллончиками и прочее [7]. Организация изобразительной деятельности очень важна не только для развития мелкой моторики, но и для всего развития личности в психологическом плане. Т. Н. Доронова и Г. С. Комарова в своих работах по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста выделяют именно изобразительную деятельность, как самую доступную, наглядную и конкретно выраженную, а также более близко приближенную к игровой деятельности А. Н. Граборов, Л. В. Занков М. М. Нудельман и Ж. И. Шиф считают, что изобразительная деятельность должна использоваться как компенсаторный путь развития и воспитания детей с задержкой психического развития, проявляющийся не только на этапе развития мелкой моторики, но и на практическом этапе изобразительной деятельности [2]. Таким образом, тьюторское сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития мелкой моторики в изобразительной деятельности представляет сложный динамический процесс, особенности которого изменяются в зависимости от поставленной задачи, различных стадий работы, применяемых способов и техник его выполнения и корректирования. Литература: 1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учебное пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 133 с . 2. Власова Т. А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления / Т. А. Власова. – М.: Просвещение, – 1990. – С. 15. 3. Екжанова Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста / Е. А. Екжанова // Дефектология. – 1989. – №4. – С. 48–55. 4. Коробинцева М. С. Особенности овладения навыком чтения младшими школьниками с задержкой психического развития / М. С. Коробинцева // Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета / ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Челябинск, 2019. – С. 348–352. 5. Лапшина Л. М. Взаимодействие учителя и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья при организации обучения на дому / Л. М. Лапшина // Комплексный подход к сопровождению семьи: история, тенденции развития, современные технологии помощи и поддержки: сборник статей международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 15–20. 6. Лапшина Л. М. Информационно-коммуникационные технологии в формировании образовательных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. М. Лапшина // Современные технологии социальной работы и инклюзивного образования: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – С. 29–32. 7. Лебедева Е. Л. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Е. Л. Лебедева – М.: Классик Стиль, 2004. – 71 с. 8. Марковская И. Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития / И. Ф. Марковская, Е. А. Екажнова // Дефектология. – 1988. – №4. – С. 62–65. 9. Чистякова М. А. Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / М. А. Чистякова, Л. М. Лапшина // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015/16 учебный год / ответственный за выпуск Л. Б. Осипова; под научной редакцией Л. Б. Осиповой, Л. А. Дружининой. – Челябинск, 2016. – С. 189–192. 10. Чистякова М. А. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / М. А. Чистякова, Л. М. Лапшина // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2014/15 учебный год. – Челябинск, 2015. – С. 86–89.
