Публикации Приемы преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях тьюторского сопровождения в ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях тьюторского сопровождения в ДОУ
Автор: Соляная Людмила Сергеевна

Приемы преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях тьюторского сопровождения в ДОУ В настоящее время дошкольное образование в России претерпевает ряд изменений. Активно внедряется инклюзивная практика, затрагивающая все ступени образования в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, а также регламентируется Конвенцией о правах ребенка и протоколом № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2013 году издан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время дети с ОВЗ имеют право посещать любое дошкольное учреждение как общеразвивающего, так и специализированного вида по желанию родителей. При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи: • создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех обучающихся; • помощь каждому ребенку в решение актуальных задач развития, воспитания, обучения, социализации; • психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; • развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, родителей. Состав обучающихся ДОУ с ОВЗ полиморфен. Они отличаются друг от друга присущими им характеристиками здоровья, индивидуальными психологическими особенностями, сформированными в семье нормами поведения, общения и т. д. Однако в настоящее время наблюдается рост количества детей с ОВЗ, имеющих нежелательное, агрессивное поведение. Такие дети испытывают трудности с контролем и самоконтролем, их эмоциональный мир недостаточно богат, в палитре чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, наблюдается неадекватная оценка своего поведения и низкий уровень эмпатии, они нацелены и способны отстаивать свою независимость, прямолинейны, упрямы, не достаточно четко представляют требования, принятые в обществе, проявляют социально-психологическую дезадаптивность. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко определяют агрессивное поведение как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. 1) физическая А. (нападение) – использование физической силы против др. лица или объекта; 2) вербальная А. – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); 3) прямая А. – непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта; 4) косвенная А. – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.); 5) инструментальная А., являющаяся средством достижения какой-либо цели; 6) враждебная А. – выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии; 7) аутоагрессия А., проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; 8) альтруистическая А., имеющая цель защиты другого от чьих-то агрессивных действий» [1, с. 16]. В настоящее время наблюдается высокая наполняемость групп в детском саду, одному воспитателю сложно, а порой и не возможно осуществить должным образом индивидуальный подход к ребенку с целью предотвратить агрессивное поведение, которое может возникнуть в любую минуту как форма реагирования на фрустрацию, стресс, на неудовлетворение желаемых потребностей в качестве психологической разрядки. Это важный вопрос, который требует решения, так как, по словам В. В. Лебединской, О. С. Никольской, «аффективные нарушения, создают трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения впоследствии ведут к дезадаптации личности» [3, с. 24]. В дошкольном детстве формируется фундамент будущей личности и от того, как мы научим ребенка приемлемым способам выражения гнева, обучим навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева, сформируем способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и будет зависеть формирование гармонично развитой личности. Среди российских исследователей, занимавшихся данной проблемой, можно назвать: Л. В. Бендова, Г. М. Беспалова, И. Б. Воронцова, Г. А. Гуртовенко, С. И. Змеев, Т. М. Ковалёва, Е. Б. Колосова, И. Проскуровская, Н. И. Рыбалкина, П. Г. Щедровицкий, Г. А. Ястребова и др. Тьюторское сопровождение представляет собой деятельность, направленную на реализацию принципа индивидуализации. Основываясь на педагогическом опыте тьюторского сопровождения детей ОВЗ дошкольного возраста с агрессивным поведением в условиях детского сада, можно выделить три наиболее эффективных приема данного сопровождения: – Дневник наблюдения за тьюторантом; – Блокнотик тьюторанта для рефлексии «Я МОЛОДЕЦ!»;– Ресурсная карта тьюторанта «МОЁ СОКРОВИЩЕ». Взаимодействуя с ребенком каждый день, наблюдая за его поведением, тьютор заполняет «Дневник наблюдения», где фиксирует наиболее значимые моменты в поведении ребенка, особое внимание уделяя причинам возникновения аффективных вспышек, что их спровоцировало, что было до вспышки, что во время и что после, прописывает реакцию ребенка на фрустрацию, отмечая и вегетативные изменения. В дневнике наблюдения должна быть страничка, где родители рассказывают об особенностях своего ребенка (родители могут дома в спокойной обстановке написать данную информацию, которую они готовы предоставить тьютору; могут написать непосредственно в дневнике во время тьюториала). Мы выделили несколько правил работы с дневником наблюдения: 1. Родители в письменном виде дают согласие тьютору на ведение данного дневника. 2. Вся информация, написанная в дневнике наблюдения, конфиденциальна. 3. Родители имеют право в любой момент ознакомиться с данной информацией. 4. Информация изложена корректно, кратко, правдиво, в пользу интересов ребенка. 5. Тьютор, проанализировав полученную информацию, совместно с родителями, психологом, воспитателями выстраивает пути преодоления агрессивного поведения у тьюторанта. Мы предлагаем фиксировать результаты наблюдения в форме таблицы. В таблице приведен пример вспышки гнева, однако в дневнике наблюдения тьютор фиксирует не только вспышки гнева, но и те моменты, которые вызывают разные эмоциональные реакции ребенка, отражают его интересы. Таблица «Дневник наблюдения».В конце дня тьютор проводит с тьюторантом рефлексию. С этой целью мы предлагаем использовать Блокнотик тьюторанта «Я МОЛОДЕЦ!». Этот блокнотик тьюторант оформляет по своему желанию, он может нарисовать то, что ему запомнилось сегодня, что его наиболее порадовало, а что огорчило, параллельно обсуждая с тьютором эти события. Затем тьютор предлагает вспомнить еще ряд событий, которые произошли за день, и которые он отразил в дневнике наблюдения. Каждое событие обсуждается, фиксируется внимание на положительном исходе события, ребенок получает наклейки за каждое адекватное поведение, эти наклейки он наклеивает в свой блокнотик (важно, чтобы наклейки ребенок выбирал сам). «Ресурсная карта» – это еще один тьюторский прием, эффективно зарекомендовавший себя в преодоление агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Мы предлагаем два вида ресурсных карт: – Групповая «Я НЕ ЗЛОЙ», составляется со всеми детьми группы. В ней прописываются, зарисовываются способы борьбы с гневом, приемы выражения гнева, правила дружбы. – Индивидуальная ресурсная карта тьюторанта «МОЁ СОКРОВИЩЕ», составляется с детьми, склонными к аффективным агрессивным вспышкам. Для каждого ребенка составляется его собственная карта, в центре, которой пишется имя ребенка, приклеивается его фотография, от центра идут несколько стрелочек. У каждой стрелочки свое предназначение, стрелочки могут меняться, добавляться в зависимости от особенностей и потребностей тьюторанта. Мы предлагаем следующие направления: 1 стрелочка – физические данные ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос), 2 – «Моя семья»; 3 – «Мои интересы»; 4 – «Мои друзья»; 5 – «Правила дружбы»; 6 – «Когда Я злюсь…» Данную карту ребенок оформляет вместе с тьюторантом, все, что ему посильно, он делает сам (вырезает и наклеивает картинки, рисует стрелочки, пишет свое имя и т. д.), в результате чего карта становится его сокровищем. Карта находится в постоянном доступе ребенка. Заключение. По мнению авторов статьи, тьютор – это важный ресурс для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторы, осуществляя индивидуальный подход, используя специальные приемы работы, способствуют преодолению агрессивного поведения у детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. Список источников. 1. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 21.08.2022). 2. Горбунова А. Ю., Королькова О. О., Ткаченко Е. С. Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 4. – С. 97–104. 3. Емелина О. И. Особенности проявления агрессивности у младших школьников с задержкой психологического развития // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. – Красноярск, 2012. 4. Специалист в области воспитания (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017N 45406) [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N10н "Об утверждении профессионального стандарта. – URL: . ru/document?moduleId=1&documentId=288515 (дата обращения: 21.08.2022).
-